Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Этап работы | Пути реализации |
Изживание из сознания специалиста дискриминативных установок | Выявление наличия установок, формирование приемов по диагностике их наличия, развитие гибких и вариативных представлений о социальных ролях людей, выработка основ уверенного поведения (антитезы психологическим манипуляциям). Проведение границы между профессиональным и личным восприятием социальной проблемы. |
Содействие в преодолении стигм в сознании клиента | Выявление взаимосвязи манипуляций, которые реализует человек, и социальных стигм, которыми он оперирует. Проработка негативного опыта, который связан с появлением дискриминативных установок. Преодоление деструктивных чувств (вины, ненависти, тревоги), которые создают питательную среду для дискриминативных установок. |
Поиск социально обусловленных причин особенностей тех, чьи права ущемляются | Смещение акцента с особенности человека на социальные причины ее возникновения (например,люди с ограниченными возможностями не обладают рядом психологических ресурсов, потому что эти ресурсы никто не развивает) |
Побуждение социальных меньшинств к социальной активности, принцип взаимопроникновения политических интересов и личных | Формирование групп самопомощи как для людей с особыми потребностями, так и для их окружения; содействие развитию сети организаций, которые включают объединения людей с особыми потребностями. |
Эксклюзия в образовании |
I. Уровень теоретико-методологического обеспечения:I.1. Формальный характер взаимосвязи между образовательными технологиями и социально-политическими задачами образования. I.2. Существенный разрыв между достижениями психолого-педагогической науки и уровнем их воплощения в образовании. II. Уровень общественно-политического обеспечения:II.1. Уменьшение общественной значимости образования (в том числе, недостаток образования не становится базовой причиной эксклюзии – по мнению молодого поколения). II.2. Образовательная политика сосредоточена на задаче селекции учащихся (обеспечения объективного отбора учащихся в разных ситуациях). II.3. Недостаток взаимодействия образовательных учреждений и общественных организаций (например, объединений родителей детей-инвалидов и школ). III. Уровень правового обеспечения:III.1. Отсутствие специальных законодательных актов для обеспечения равных прав детей с особыми потребностями. III.2. Недостаток правового обеспечения помогающих специалистов (психологов, социальных работников, социальных педагогов) в системе образования. IV. Уровень экономического обеспечения образования:IV.1. Увеличение платы за пребывание детей в дошкольных учреждениях. IV.2. Невысокая доступность качественной психосоциальной помощи. IV.3. Скрытый рынок дополнительных образовательных услуг (от платы за выполнение с ребенком домашнего задания до репетиторства). IV.4. Низкая заработная плата педагогов. |
V.
Уровень организаций:
V.1. Интернаты для детей с ограничениями в развитии V.3. Коррекционные классы (классы компенсирующего обучения) в обычных школах. V.4. Вечерние школы, в которые попадают «неудобные» для общеобразовательной школы V.5. Отсутствие достаточного количества организаций, которые бы поддерживали детей с особыми потребностями, в том числе, центров раннего вмешательства. VI. Уровень образовательных программ: VI.1 Приобретение детскими садами роли организаций, подготавливающих детей к школе. VI.2 Вариативность программ для детей с высоким потенциалом и однообразие программ обучения для детей с проблемами. VI.3 Несоответствие ряда программ возрастно-индивидуальным особенностям ребенка (например, массовая неуспешность российских школьников в изучении геометрии). |
VII Уровень деятельности отдельных специалистов:VII.1 Дискриминационные установки по отношению к детям-инвалидам, детям из семей этнических меньшинств, девочкам. VII.2 Не владение методами осуществления индивидуализированного подхода VII. 3 Недостаток контакта помогающих и пара-помогающих специалистов. VII.4 Тенденция преподавателей к жесткой сравнительной оценке детей, устойчивость стереотипного отношения. |
ШКОЛА,
ДОСТУПНАЯ ДЛЯ
ВСЕХ
Издание 2-е
МОСКВА
2005
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНВАЛИДОВ
«ПЕРСПЕКТИВА»
Эту брошюру мы посвящаем оборудованию общеобразовательных школ для детей-инвалидов, для которых единственным препятствием для обучения являются архитектурные барьеры.
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно, и в этой брошюре мы расскажем, как эти условия можно создать.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» — учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.
Второй пункт Декларации гласит:
«Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в сообществе, обеспечения образования для всех. Более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».
При
подготовке этой брошюры мы много
общались с учителями, директорами
школ, в которых уже учатся дети
с инвалидностью (которые пользуются
инвалидными колясками или
В этой брошюре мы постарались подробно рассказать о том, как обустроить обычную школу для комфортного обучения в ней детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и неслышащих.
Мы надеемся, что информация, которую мы собрали в этой брошюре, поможет сделать более доступными школы, и дети-инвалиды смогут учиться в них вместе со своими сверстниками и соседями.
ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и учителям и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.
Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности — и образовательную и во внеклассную. При этом нужно сформировать у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.
По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов. А о создании условий архитектурной доступности мы расскажем ниже.
РЕБЕНОК
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
(ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ
КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ,
ТРОСТЬЮ...)
Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?
НАЧНЕМ
СО ВХОДА В ШКОЛУ
ВХОД В ШКОЛУ
Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.
Пандус должен быть достаточно пологим (10-12º), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12º).
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс