Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

     

                                                                                     

                                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ Г                                                                                          

  

Этап  работы Пути  реализации
Изживание из сознания специалиста дискриминативных установок Выявление наличия  установок, формирование приемов по диагностике их наличия, развитие гибких и вариативных представлений о социальных ролях людей, выработка основ уверенного поведения (антитезы психологическим манипуляциям). Проведение границы между профессиональным и личным восприятием социальной проблемы.  
Содействие  в преодолении стигм в сознании клиента  Выявление взаимосвязи манипуляций, которые реализует человек, и социальных стигм, которыми он оперирует.  Проработка негативного опыта, который связан с появлением дискриминативных установок. Преодоление деструктивных чувств (вины, ненависти, тревоги), которые создают питательную среду для дискриминативных установок.
Поиск социально обусловленных причин особенностей тех, чьи права ущемляются Смещение акцента  с особенности человека на социальные причины ее возникновения (например,люди с ограниченными возможностями не обладают рядом психологических ресурсов, потому что эти ресурсы никто не развивает) 
Побуждение  социальных меньшинств к социальной активности, принцип взаимопроникновения политических интересов и личных Формирование  групп самопомощи как для людей  с особыми потребностями, так и для их окружения; содействие развитию сети организаций, которые включают объединения людей с особыми потребностями.

                 

                                                                                                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ Д                                                        

Эксклюзия в образовании 

I. Уровень теоретико-методологического обеспечения:

I.1. Формальный характер взаимосвязи между образовательными технологиями и социально-политическими задачами образования.

I.2. Существенный разрыв между достижениями психолого-педагогической науки и уровнем их воплощения в образовании.

II. Уровень общественно-политического обеспечения:

II.1. Уменьшение общественной значимости образования (в том числе, недостаток образования  не становится базовой причиной эксклюзии – по мнению молодого поколения).

II.2. Образовательная политика  сосредоточена на задаче селекции учащихся (обеспечения объективного отбора учащихся в разных ситуациях).

II.3. Недостаток взаимодействия образовательных учреждений и общественных организаций (например, объединений родителей детей-инвалидов и школ).  

III. Уровень правового обеспечения:

III.1. Отсутствие специальных законодательных актов для обеспечения равных прав детей с особыми потребностями.

III.2. Недостаток правового обеспечения помогающих специалистов (психологов, социальных работников, социальных педагогов) в системе образования.

IV. Уровень экономического обеспечения образования:

IV.1. Увеличение платы за пребывание детей в дошкольных учреждениях.

IV.2. Невысокая доступность качественной психосоциальной помощи.

IV.3. Скрытый рынок дополнительных образовательных услуг (от платы за выполнение с ребенком домашнего задания до репетиторства).

IV.4. Низкая заработная плата педагогов.  

V. Уровень организаций:

V.1. Интернаты для детей с ограничениями в развитии

V.3. Коррекционные классы (классы компенсирующего обучения) в обычных школах.

V.4. Вечерние школы, в которые попадают «неудобные» для общеобразовательной школы

V.5. Отсутствие достаточного количества организаций, которые бы поддерживали детей с особыми потребностями, в том числе, центров раннего вмешательства.

VI. Уровень образовательных программ:

VI.1 Приобретение детскими садами роли организаций, подготавливающих детей к школе.

VI.2 Вариативность программ для детей с высоким потенциалом и однообразие программ обучения для детей с проблемами. 

VI.3 Несоответствие ряда программ возрастно-индивидуальным особенностям ребенка (например, массовая неуспешность российских школьников в изучении геометрии).

VII Уровень деятельности отдельных специалистов:

VII.1 Дискриминационные установки по отношению к детям-инвалидам, детям из семей этнических  меньшинств, девочкам.

VII.2 Не владение методами осуществления индивидуализированного подхода

VII. 3 Недостаток контакта помогающих  и пара-помогающих специалистов.

VII.4 Тенденция преподавателей к жесткой сравнительной оценке детей, устойчивость стереотипного отношения.

 

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ Е 
                       

ШКОЛА, ДОСТУПНАЯ ДЛЯ  ВСЕХ 
 
 

 
 
 
 

Издание 2-е 

МОСКВА

2005 

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕСТВЕННАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНВАЛИДОВ

«ПЕРСПЕКТИВА» 
 
 
 

    Эту брошюру мы посвящаем оборудованию общеобразовательных школ для детей-инвалидов, для которых единственным препятствием для обучения являются архитектурные барьеры.

    Образование — неотъемлемое право  человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

    Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как  на больных детей, нуждающихся в  постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

    Дети  с инвалидностью  — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно, и в этой брошюре мы расскажем, как эти условия можно создать.

    Опыт  зарубежных стран показывает, что  создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

    10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» — учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.

    Второй  пункт Декларации гласит:

    «Каждый ребенок имеет право на образование  и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень  знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

    Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в сообществе, обеспечения образования для всех. Более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».

    При подготовке этой брошюры мы много  общались с учителями, директорами  школ, в которых уже учатся дети с инвалидностью (которые пользуются инвалидными колясками или тростями или которые имеют слабое зрение или слух). Все эти педагоги, без исключения, утверждают, что учеба ребенка с инвалидностью в обычной школе — абсолютно нормальное явление, которое не требует от учителей каких-то особых дополнительных усилий. Конечно, встает вопрос о некоторых архитектурных проблемах, которые необходимо будет решать, но это тоже все абсолютно реально сделать, также как осуществить индивидуальный подход к ребенку.

    В этой брошюре мы постарались подробно рассказать о том, как обустроить обычную школу для комфортного обучения в ней детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и неслышащих.

    Мы  надеемся, что информация, которую  мы собрали в этой брошюре, поможет  сделать более доступными школы, и дети-инвалиды смогут учиться в  них вместе со своими сверстниками и соседями.

ЕСЛИ  ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК  С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

    Самое главное, когда в общеобразовательную  школу приходит ребенок с инвалидностью  — создать общий настрой —  и одноклассников, и учителей, и  администрации школы. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и учителям и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.

    Необходимо  вовлекать ребенка-инвалида во все  виды деятельности — и образовательную  и во внеклассную. При этом нужно сформировать у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.

    По  мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов. А о создании условий архитектурной доступности мы расскажем ниже.

          
 
 

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО  АППАРАТА 
(ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ...)

    Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?

НАЧНЕМ СО ВХОДА В ШКОЛУ 
ВХОД В ШКОЛУ

    Вход  в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным  или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.

    Пандус  должен быть достаточно пологим (10-12º), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12º).

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс