Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
проводит уроки (занятия) с детьми класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, имеющими особенности психофизического развития, по учебным предметам государственного компонента специального учебного плана, которые определены приказом руководителя учреждения образования по согласованию с центром;
создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;
консультирует педагогических работников класса (группы) по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
37. В рамках выполнения должностных обязанностей учителя, воспитатели класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания:
организуют учебно-
согласовывают
свою образовательную деятельность
в отношении детей с
соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;
создают атмосферу эмоционального комфорта на уроках (занятиях) и во внеклассной деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
38. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог-психолог:
осуществляет
психологическое обследование детей
с особенностями
предупреждает проявления дезадаптации детей с особенностями психофизического развития;
проводит работу
по сплочению коллектива класса (группы)
интегрированного (совместного) обучения
и воспитания и гармонизации межличностных
отношений детей с
разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
проводит развивающие занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а при необходимости с детьми всего класса (группы);
проводит работу по формированию навыков социального взаимодействия.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
39. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог социальный:
оказывает помощь учащимся (воспитанникам) класса (группы) интегрированного (совместного) обучения в организации различных видов совместной социально значимой деятельности, свободного времени;
определяет уровень удовлетворенности детей, их родителей или законных представителей организацией образовательного процесса, сложившихся взаимоотношений как в классе (группе), так и в учреждении образования;
оказывает помощь учащимся с особенностями психофизического развития в социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении;
соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
40. Дети с особенностями психофизического развития имеют право:
на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства;
на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам;
на создание
специальных условий при
на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования;
на бесплатное
пользование учебным
на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений;
на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности.
41. Дети с особенностями психофизического развития обязаны:
соблюдать устав
и правила внутреннего
выполнять требования учебных планов и учебных программ;
выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования.
42. Законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:
участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса.
43. Законные представители ребенка с особенностями психофизического развития создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.
44. Законные представители детей с особенностями психофизического развития обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.
Глава 6
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
45. В учреждении образования ведется следующая документация:
45.1. учебный план специального класса (группы);
45.2. учебный план класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, разработанный на основе учебного плана специального дошкольного учреждения образования, соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, и учебного плана учреждения, обеспечивающего получение дошкольного или общего среднего образования, согласованный с центром и утвержденный руководителем учреждения образования;
45.3. журнал (тетрадь) учета проведенных с детьми, имеющими особенности психофизического развития, уроков (занятий) государственного и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);
45.4. календарно-тематические планы по учебным предметам государственного компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития;
45.5. календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента;
45.6. расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования;
45.7. расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
45.8. ежедневные планы работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития по предметам государственного и коррекционного компонентов;
45.9. план работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, утвержденный руководителем учреждения образования;
45.10. индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития по форме согласно приложению.
46. В специальном
классе (группе), классе (группе) интегрированного
(совместного) обучения и воспитания кроме
перечисленных в настоящей главе документов
ведутся иные документы, предусмотренные
актами законодательства Республики Беларусь
для соответствующих учреждений образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
И
ПРИМЕРНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ о Центре профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психо-физического развития профессионально-технического учебного заведения 1. Общие положения 1.1. Центр профессиональной
и социальной реабилитации 1.2. Целью деятельности
Центра является 1.3. Для обучения
в Центр принимаются инвалиды
с детства, дети-инвалиды, дети
с особенностями психического
и (или) физического развития
в возрасте от 14 лет до 21 года,
имеющие заключение- 1.4. Основными задачами Центра являются: 1.4.1. Обеспечение
профессионально-технического 1.4.2. Обеспечение
условий для осуществления 1.4.3. Создание
условий для обучения, обеспечивающих
(способствующих) выравнивание возможностей
инвалидов по отношению к 1.4.4. Осуществление профессиональной адаптации учащихся и дальнейшей их интеграции в общество. 1.5. Для размещения
Центра используется учебно- 1.6. Содержание учебно-воспитательного процесса, направления деятельности по реабилитации учащихся, а также уровень реализуемых в Центре программ обучения и индивидуальных программ реабилитации определяется (создается) управлениями образования областных (Минского городского) исполкомов по согласованию с местными органами здравоохранения в зависимости от контингента учащихся на основе типовой учебно-программной документации, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь. 1.7. Аттестация
Центра осуществляется в 1.8. В соответствии
со своими целями и задачами
в Центре могут оказываться
дополнительные 1.9. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением. 2. Учебно-воспитательный
и коррекционно- 2.1. Центр в
процессе организации 2.2. Учебно-воспитательный
и реабилитационный процессы
осуществляются в соответствии
со специальными рабочими 2.3. Учебные группы
комплектуются по профессиям
из числа инвалидов и лиц
с особенностями 2.4. Наполняемость
групп в Центре При создании групп
интегрированного обучения в профессионально-техническом
учебном заведении 2.5. Для занятий по производственному обучению группа может делиться на 2 подгруппы. 2.6. Основной
формой организации 2.7. Содержание
групповых коррекционных 2.8. Коррекционно-реабилитационная
работа проводится на языке,
на котором проводится 2.9. В исключительных случаях, когда учащиеся по состоянию здоровья не могут длительный период посещать профессионально-техническое учебное заведение, их обучение по ходатайству педагогического (методического) совета и разрешению органа образования, в подчинении которого находится профессионально-техническое учебное заведение, проводится на дому по индивидуальным учебным планам и программам. Индивидуальные учебные планы для обучения на дому составляются на каждого учащегося и утверждаются органом образования, в подчинении которого находится профессионально-техническое учебное заведение. Индивидуальные программы по предметам и производственному обучению разрабатываются преподавателями и мастерами производственного обучения совместно с учителями-дефектологами, педагогами-психологами, врачами и утверждаются директором профессионально-технического учебного заведения. 2.10. Социальная
реабилитация в Центре 2.11. Психологическое
сопровождение учебно- 2.12. Медицинское
обслуживание учащихся с 2.13. Лечебно-консультационная
помощь учащимся при 2.14. Медицинские работники вместе с администрацией профессионально-технического учебного заведения несут ответственность за здоровье и развитие детей, проведение необходимых реабилитационных мероприятий, соблюдение в Центре санитарно-гигиенического и противоэпидемического состояния, режима и качества питания, дозировки физических и умственных нагрузок. 2.15. В Центре
не менее 2 раз в год проводятся
углубленные медицинские 2.16. В своей
работе медицинские работники
руководствуются приказами, 2.17. Врачи проводят
необходимую консультационную 2.18. Врачи и средний медицинский персонал являются членами педагогического совета профессионально-технического учебного заведения. Врачи входят в состав медико-педагогических и методических комиссий. 3. Работники Центра 3.1. Права и обязанности педагогических, медицинских и других работников Центра определяются законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», другими законодательными актами, данным Положением, Уставом профессионально-технического учебного заведения, а также контрактами, которые заключаются в установленном законодательством порядке. 3.2. Заключение
и расторжение трудовых 3.3. Профессионально-техническое
учебное заведение 3.4. Для работы в Центре могут привлекаться работники образования, науки, социальной защиты, здравоохранения, культуры и другие специалисты на условиях почасовой оплаты труда и совместительства. 3.5. Штаты работников
Центра утверждает директор 4. Правовое положение Центра 4.1. Центр возглавляет
заведующий, назначенный директором
профессионально-технического 4.2. Центр в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, приказами, инструкциями, рекомендациями и другими документами, которые принимаются органами образования, здравоохранения и социальной защиты Республики Беларусь, положениями о профессионально-технических учебных заведениях, настоящим Положением, приказами директора профессионально-технического учебного заведения. 4.3. Руководство
деятельностью Центра 4.4. На заведующего Центром профессионально-технического учебного заведения возлагается организация приема и трудоустройства учащихся, подбор медицинских и педагогических кадров, ответственность за подготовку и повышение квалификации специалистов в области специального профессионального образования и реабилитации, за организацию и качество коррекционно-реабилитационной работы, за состояние соответствующей документации, решение других вопросов, связанных с работой Центра. 4.5. Центр развивает и поддерживает контакты с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты и другими организациями и учреждениями, осуществляющими работу с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями психофизического развития, взаимодействует с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной профессиональной и социальной реабилитации, адаптации к жизни и трудовой деятельности. 5. Финансирование
и материально-техническое 5.1. Центр для
обеспечения учебно- 5.2. Источниками
финансирования Центра бюджетные средства,
выделяемые на обеспечение учебно-воспитательного,
коррекционно-реабилитационного и восстановительно- средства, получаемые от осуществления хозяйственной деятельности Центра; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в т. ч. зарубежных; другие источники,
не запрещенные действующим 5.3. Расходы на
содержание Центра 5.4. Оплата труда
работников Центра 5.5. В соответствии
с требованиями учебных |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Третьего регионального семинара Сообщества практики в СНГ
по вопросам развития содержания общего среднего образования
«Инклюзивное образование: путь в будущее»
Минск, 29-31 октября 2007 г.
29-31
октября 2007 г. состоялся Третий
региональный семинар
Третий региональный семинар Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования проведен в рамках подготовки к всемирной конференции министров образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», которая состоится под эгидой ЮНЕСКО в Женеве (Швейцария) в 2008г.
В семинаре приняли участие представители министерств образования, научно-педагогических учреждений Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Украины, Узбекистана, Финляндии, Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, а также штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в Женеве, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Латвии.
В ходе
семинара его участники представили
доклады по вопросам инклюзивного образования,
обсудили имеющийся в странах, регионе
и мире положительный опыт и выработали
общие подходы к решению
Участники конференции, обсудив теоретические и практические подходы к организации инклюзивного образования, получившие развитие в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Молдове, России, Узбекистане, Украине, Финляндии и других странах и регионах.
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс