Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

проводит уроки (занятия) с детьми класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, имеющими особенности психофизического развития, по учебным предметам государственного компонента специального учебного плана, которые определены приказом руководителя учреждения образования по согласованию с центром;

создает атмосферу  эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;

консультирует педагогических работников класса (группы) по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с  особенностями психофизического развития.

Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.

37. В рамках выполнения должностных обязанностей учителя, воспитатели класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания:

организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями психофизического развития;

согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с особенностями  психофизического развития с учителем-дефектологом;

соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;

создают атмосферу  эмоционального комфорта на уроках (занятиях) и во внеклассной деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.

Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.

38. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог-психолог:

осуществляет  психологическое обследование детей  с особенностями психофизического развития с целью выявления их социального, когнитивного и психологического статуса в учреждении образования, содействия в создании психологически комфортной среды;

предупреждает проявления дезадаптации детей с особенностями психофизического развития;

проводит работу по сплочению коллектива класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания и гармонизации межличностных  отношений детей с особенностями  психофизического развития и их здоровых сверстников;

разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей с  особенностями психофизического развития;

проводит развивающие занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а при необходимости с детьми всего класса (группы);

проводит работу по формированию навыков социального  взаимодействия.

Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.

39. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог социальный:

оказывает помощь учащимся (воспитанникам) класса (группы) интегрированного (совместного) обучения в организации различных видов  совместной социально значимой деятельности, свободного времени;

определяет уровень  удовлетворенности детей, их родителей  или законных представителей организацией образовательного процесса, сложившихся  взаимоотношений как в классе (группе), так и в учреждении образования;

оказывает помощь учащимся с особенностями психофизического развития в социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении;

соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной  работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;

Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.

40. Дети с особенностями психофизического развития имеют право:

на получение  образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства;

на обучение по учебным программам, соответствующим  их познавательным возможностям, и  коррекционным программам;

на создание специальных условий при получении  образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;

на защиту своих  прав, чести и достоинства в  процессе получения образования;

на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями;

на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию  физических и (или) психических нарушений;

на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной  деятельности.

41. Дети с особенностями психофизического развития обязаны:

соблюдать устав  и правила внутреннего распорядка учреждения образования;

выполнять требования учебных планов и учебных программ;

выполнять иные обязанности, определенные законодательством  и уставом учреждения образования.

42. Законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:

участвовать в  разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;

получать консультативную  помощь и посещать организуемые учреждением  образования уроки (занятия) в целях  приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

получать полную и достоверную информацию о результатах  проведения образовательного процесса.

43. Законные представители ребенка с особенностями психофизического развития создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

44. Законные представители детей с особенностями психофизического развития обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.

Глава 6

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ   

45. В учреждении образования ведется следующая документация:

45.1. учебный план специального класса (группы);

45.2. учебный план класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, разработанный на основе учебного плана специального дошкольного учреждения образования, соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, и учебного плана учреждения, обеспечивающего получение дошкольного или общего среднего образования, согласованный с центром и утвержденный руководителем учреждения образования;

45.3. журнал (тетрадь) учета проведенных с детьми, имеющими особенности психофизического развития, уроков (занятий) государственного и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);

45.4. календарно-тематические планы по учебным предметам государственного компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития;

45.5. календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента;

45.6. расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования;

45.7. расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;

45.8. ежедневные планы работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития по предметам государственного и коррекционного компонентов;

45.9. план работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, утвержденный руководителем учреждения образования;

45.10. индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития по форме согласно приложению.

46. В специальном классе (группе), классе (группе) интегрированного (совместного) обучения и воспитания кроме перечисленных в настоящей главе документов ведутся иные документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь для соответствующих учреждений образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 

                      ПРИЛОЖЕНИЕ  И 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
о Центре профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психо-физического развития профессионально-технического учебного заведения

1. Общие положения

1.1. Центр профессиональной  и социальной реабилитации детей-инвалидов  и детей с особенностями психофизического  развития (в дальнейшем Центр)  создается в профессионально-технических  учебных заведениях (профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях, профессионально-технических колледжах, высших профессиональных училищах, региональных центрах профессионального образования, далее профессионально-технические учебные заведения) и является структурным подразделением учебного заведения.

1.2. Целью деятельности  Центра является предоставление  инвалидам и лицам с особенностями  психофизического развития специальных  образовательных услуг*, обеспечивающих  получение ими образования и  квалификации в соответствии с возможностями и облегчающих процесс интеграции в общество.

1.3. Для обучения  в Центр принимаются инвалиды  с детства, дети-инвалиды, дети  с особенностями психического  и (или) физического развития  в возрасте от 14 лет до 21 года, имеющие заключение-рекомендацию о профессиональной пригодности, полученную в установленном порядке, и нуждающиеся в предоставлении специальных образовательных услуг.

1.4. Основными  задачами Центра являются:

1.4.1. Обеспечение  профессионально-технического и  среднего специального образования, профессиональной подготовки инвалидов и лиц с нарушениями психофизического развития в соответствии со структурой дефекта и их познавательными возможностями.

1.4.2. Обеспечение  условий для осуществления коррекционно-реабилитационного процесса в соответствии с индивидуальными программами реабилитации учащихся.

1.4.3. Создание  условий для обучения, обеспечивающих (способствующих) выравнивание возможностей  инвалидов по отношению к остальным  членам общества.

1.4.4. Осуществление  профессиональной адаптации учащихся и дальнейшей их интеграции в общество.

1.5. Для размещения  Центра используется учебно-материальная  база профессионально-технического  учебного заведения, которая включает  специальные кабинеты, лаборатории,  мастерские, помещения для коррекционных занятий, медицинских услуг, быта и отдыха, а также другие помещения, соответствующие правилам и нормам по охране труда, санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивающие реализацию целей и задач Центра.

1.6. Содержание  учебно-воспитательного процесса, направления деятельности по реабилитации учащихся, а также уровень реализуемых в Центре программ обучения и индивидуальных программ реабилитации определяется (создается) управлениями образования областных (Минского городского) исполкомов по согласованию с местными органами здравоохранения в зависимости от контингента учащихся на основе типовой учебно-программной документации, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

1.7. Аттестация  Центра осуществляется в установленном  порядке при аттестации профессионально-технического учебного заведения.

1.8. В соответствии  со своими целями и задачами  в Центре могут оказываться  дополнительные образовательные  услуги (на договорной основе) для  взрослого населения.

1.9. Центр создается,  реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

2. Учебно-воспитательный  и коррекционно-реабилитационный  процессы

2.1. Центр в  процессе организации профессиональной  и общеобразовательной подготовки, внеклассной работы, специальных коррекционно-реабилитационных занятий обеспечивает достижение должного уровня профессиональных и общеобразовательных знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и самостоятельной трудовой деятельности, коррекцию имеющихся нарушений.

2.2. Учебно-воспитательный  и реабилитационный процессы  осуществляются в соответствии  со специальными рабочими планами,  адаптированными программами и  индивидуальными программами реабилитации, утвержденными в установленном  порядке. Процесс обучения и воспитания носит коррекционно-реабилитационную направленность. В соответствии с особенностями развития разных категорий учащихся в систему коррекционно-воспитательной работы вводятся специальные занятия по преодолению последствий социальной депривации и инфантильности, воспитанию необходимого уровня жизненной компетентности и физической подготовленности к профессиональной деятельности.

2.3. Учебные группы  комплектуются по профессиям  из числа инвалидов и лиц  с особенностями психофизического  развития. Группы по возможности комплектуются из учащихся, имеющих однородные нарушения. Также создаются группы интегрированного обучения.

2.4. Наполняемость  групп в Центре устанавливается:  для лиц с тяжелыми нарушениями  речи — 12 чел., для глухих —  8, для позднооглохших и со слабым слухом — 10, для слепых — 8, для лиц со слабым зрением — 12, для умственно отсталых и с задержкой психофизического развития —12, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 10, с комбинированными (множественными) нарушениями — 6 чел.

При создании групп  интегрированного обучения в профессионально-техническом  учебном заведении наполняемость  группы — 20 чел. При этой форме обучения в группе допускается не больше 3 чел. с тяжелой патологией однородного  характера со сложными нарушениями или не больше 6 чел. с однородными умеренно выраженными нарушениями. Максимальное количество учащихся с неоднородными умеренно выраженными нарушениями в группах интегрированного обучения не должно превышать 4 чел.

2.5. Для занятий  по производственному обучению группа может делиться на 2 подгруппы.

2.6. Основной  формой организации коррекционной  работы являются групповые и  индивидуальные занятия. Протяженность  индивидуальных занятий 20—30 мин,  с группой 35—45 мин. Для детей-инвалидов  с детским церебральным параличом продолжительность индивидуальных занятий 30—45 мин. Расписание утверждается директором профессионально-технического учебного заведения.

2.7. Содержание  групповых коррекционных занятий  определяется программами предметов  коррекционно-реабилитационного компонента, утвержденными в установленном порядке.

2.8. Коррекционно-реабилитационная  работа проводится на языке,  на котором проводится обучение.

2.9. В исключительных  случаях, когда учащиеся по  состоянию здоровья не могут  длительный период посещать профессионально-техническое учебное заведение, их обучение по ходатайству педагогического (методического) совета и разрешению органа образования, в подчинении которого находится профессионально-техническое учебное заведение, проводится на дому по индивидуальным учебным планам и программам. Индивидуальные учебные планы для обучения на дому составляются на каждого учащегося и утверждаются органом образования, в подчинении которого находится профессионально-техническое учебное заведение. Индивидуальные программы по предметам и производственному обучению разрабатываются преподавателями и мастерами производственного обучения совместно с учителями-дефектологами, педагогами-психологами, врачами и утверждаются директором профессионально-технического учебного заведения.

2.10. Социальная  реабилитация в Центре осуществляется  в соответствии с индивидуальной  программой реабилитации ребенка  под руководством педагога социального.

2.11. Психологическое  сопровождение учебно-воспитательного  процесса в Центре осуществляет  педагог-психолог.

2.12. Медицинское  обслуживание учащихся с нарушениями  психофизического развития осуществляют  медицинские работники (педиатр,  психиатр, окулист, отоларинголог,  реабилитолог и другие специалисты  в соответствии с характером  нарушений у учащихся).

2.13. Лечебно-консультационная  помощь учащимся при проведении  реабилитационной работы при  необходимости осуществляется поликлиникой  района, институтами, клиниками,  специализированными отделениями  больниц и других лечебных  учреждений.

2.14. Медицинские  работники вместе с администрацией профессионально-технического учебного заведения несут ответственность за здоровье и развитие детей, проведение необходимых реабилитационных мероприятий, соблюдение в Центре санитарно-гигиенического и противоэпидемического состояния, режима и качества питания, дозировки физических и умственных нагрузок.

2.15. В Центре  не менее 2 раз в год проводятся  углубленные медицинские осмотры  учащихся.

2.16. В своей  работе медицинские работники  руководствуются приказами, инструкциями, рекомендациями и другими документами органов здравоохранения и образования.

2.17. Врачи проводят  необходимую консультационную работу  среди педагогических работников  по содержанию коррекционной  работы с учащимися.

2.18. Врачи и  средний медицинский персонал  являются членами педагогического совета профессионально-технического учебного заведения. Врачи входят в состав медико-педагогических и методических комиссий.

3. Работники  Центра

3.1. Права и  обязанности педагогических, медицинских  и других работников Центра  определяются законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», другими законодательными актами, данным Положением, Уставом профессионально-технического учебного заведения, а также контрактами, которые заключаются в установленном законодательством порядке.

3.2. Заключение  и расторжение трудовых договоров  (контрактов) с педагогическими,  медицинскими и другими работниками  Центра осуществляются директором  профессионально-технического учебного  заведения в соответствии с  законодательством о тру-де по представлению заведующего Центром.

3.3. Профессионально-техническое  учебное заведение обеспечивает  в установленном порядке не  реже одного раза в пять  лет повышение квалификации педагогических, медицинских и других кадров  и при необходимости их переподготовку.

3.4. Для работы  в Центре могут привлекаться  работники образования, науки,  социальной защиты, здравоохранения,  культуры и другие специалисты  на условиях почасовой оплаты  труда и совместительства.

3.5. Штаты работников  Центра утверждает директор профессионально-технического учебного заведения по согласованию с вышестоящим органом управления образованием и финансовым органом в соответствии с п. 10 примечаний к Типовым штатам профессионально-технического училища, утвержденным прика-зом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 26.03.1996 № 109.

4. Правовое положение  Центра

4.1. Центр возглавляет  заведующий, назначенный директором  профессионально-технического учебного  заведения по согласованию с  органом образования, в подчинении  которого находится учебное заведение, из числа педагогов или медицинских работников, имеющих дефектологическое образование или сертификат о прохождении интегрированного курса дефектологической подготовки с присвоением квалификации учитель-дефектолог.

4.2. Центр в  своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, приказами, инструкциями, рекомендациями и другими документами, которые принимаются органами образования, здравоохранения и социальной защиты Республики Беларусь, положениями о профессионально-технических учебных заведениях, настоящим Положением, приказами директора профессионально-технического учебного заведения.

4.3. Руководство  деятельностью Центра осуществляет  директор профессионально-технического  учебного заведения.

4.4. На заведующего Центром профессионально-технического учебного заведения возлагается организация приема и трудоустройства учащихся, подбор медицинских и педагогических кадров, ответственность за подготовку и повышение квалификации специалистов в области специального профессионального образования и реабилитации, за организацию и качество коррекционно-реабилитационной работы, за состояние соответствующей документации, решение других вопросов, связанных с работой Центра.

4.5. Центр развивает  и поддерживает контакты с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты и другими организациями и учреждениями, осуществляющими работу с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями психофизического развития, взаимодействует с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной профессиональной и социальной реабилитации, адаптации к жизни и трудовой деятельности.

5. Финансирование  и материально-техническое обеспечение  Центра

5.1. Центр для  обеспечения учебно-воспитательного,  коррекционно-реабилитационного и восстановительно-реабилитационного процессов использует учебно-материальную базу профессионально-технического учебного заведения.

5.2. Источниками  финансирования Центра являются:

бюджетные средства, выделяемые на обеспечение учебно-воспитательного, коррекционно-реабилитационного и восстановительно-реабилитационного процессов Центра;

средства, получаемые от осуществления хозяйственной  деятельности Центра;

добровольные  пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в т. ч. зарубежных;

другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

5.3. Расходы на  содержание Центра осуществляются  в пределах средств, выделяемых  профессионально-техническому учебному  заведению.

5.4. Оплата труда  работников Центра устанавливается в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

5.5. В соответствии  с требованиями учебных программ  в процессе производственного  обучения, а также во внеучебное  время учащиеся могут изготавливать  промышленную и производить сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, оказывать платные услуги населению. Цены на оказываемые услуги и реализуемые товары формируются в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов*.

 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ПРИЛОЖЕНИЕ К 

                      ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Третьего  регионального семинара Сообщества практики в СНГ

по вопросам развития содержания общего среднего образования

«Инклюзивное  образование: путь в будущее»

Минск, 29-31 октября 2007 г.

     29-31 октября 2007 г. состоялся Третий  региональный семинар Сообщества  практики в СНГ по вопросам  развития содержания общего среднего  образования «Инклюзивное образование:  путь в будущее», организаторами  которого выступил Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, Международного бюро просвещения ЮНЕСКО и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

     Третий  региональный семинар Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования проведен в рамках подготовки к всемирной конференции министров образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», которая состоится под эгидой ЮНЕСКО в Женеве (Швейцария) в 2008г.

     В семинаре приняли участие представители  министерств образования, научно-педагогических учреждений Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Украины, Узбекистана, Финляндии, Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, а также  штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в Женеве,  Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Латвии.

В ходе семинара его участники представили  доклады по вопросам инклюзивного образования, обсудили имеющийся в странах, регионе  и мире положительный опыт и выработали общие подходы к решению проблемы.

Участники конференции, обсудив теоретические  и практические подходы к организации инклюзивного образования, получившие развитие в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Молдове, России, Узбекистане, Украине, Финляндии и других странах и регионах.

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс