Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

          По характеру функционирования совместное (интегрированное) обучение  рассматривается как сложный двусторонний процесс адаптации и интеграции, который требует как создания специальных условий для «особого» ученика, так и создания специальных условий для самого образовательного учреждения.

         Опыт работы образовательных  учреждений подтверждает необходимость  создания особых условий, для  более успешного приспособления  ученика с особенностями психофизического развития к новому для него образовательному пространству и необходимость создания определенные условий  для приспособления школы к «иному» ученику. В этих условиях образовательному учреждению приходится создавать целую систему как по удовлетворению его образовательных потребностей (сообразно его возможностям), так и по оказанию ему всесторонней специальной помощи и поддержки.

Факт  включения в единый состав класса (школы) обычных и «необычных»  учеников представляет собой «нетипичную разнородность».  В новом коллективе вначале возникает механизм единения «такие как все» и выстраивается барьер непринятия ими особого ученика. В этих условиях «необычному» ученику предстоит не только преодолеть барьер непринятия, но и научиться взаимодействовать с новым составом школьников в новых для него условиях, а обычным ученикам предстоит не только переступить барьер непринятия, но и принять «необычного» школьника, признать его, научиться взаимодействовать с ним, научиться терпению, толерантности, научиться оказывать помощь и поддержку.

Только  в этих возникших новых условиях требуется осуществление взаимного  сближения и встречного движения двух социальных субъектов– «неодинакового»  ученика и «одинаковых» учащихся

Совместное  обучение как процесс имеет и свои специфические особенности:

а) сложный, нетипичный процесс объединения детей с разными образовательными возможностями и различной мотивационно-потребностной сферой;

б) нетипичный, нетрадиционный процесс включения субъектов во взаимодействие;

в) это  существенно новый, требующий определенных целенаправленных усилий процесс организации взаимодействия;

г) коррекционно-образовательный  процесс овладения способами учебной деятельности; 

д) адаптивный процесс овладения самой учебной  деятельностью «особыми» учащимися.

Во всех этих процессах главным инструментарием  выступает психологический компонент  «отношение», который требует целенаправленных усилий по его налаживанию, коррекции  и созданию новых конструкций  отношений между обычными и «необычными» детьми, между педагогами и родителями. Совместное обучение следует рассматривать как новую, необычную, нетрадиционную по форме существования социальную ситуацию, в которую включены обычные и необычные ученики (или ученик) с особенностями психофизического развития, а так же их родители и педагоги. А новые условия требуют создания новых механизмов взаимодействия и поиска иных путей и способов налаживания социальных связей. Практика показывает, что совместное обучение может успешно функционировать, но при создании определенных условий. Таким образом, в самом кратком рассмотрении можно говорить о том, что совместное обучение есть сложный, многогранный процесс, при котором меняются условия для всех, т.е. меняется не только социальная среда, но и образовательное пространство [17].

В соответствии с таким подходом существенно  меняются качественные характеристики общеобразовательного учреждения. В  условиях совместного обучения у  него появляются новые функции, возникают  новые, не типичные для данного учреждения задачи, которые имеют более глубокую социальную направленность. Они становятся первоочередными задачами образовательного учреждения . К ним относятся:

 а)  задачи по созданию условий  для совместного обучения (образовательные  ресурсы, кадровое обеспечение,  психолого-педагогическое сопровождение, включение родителей);

б) налаживание  взаимодействия и сотрудничества при  решении задач обучения и воспитания;

 в)  обучение общению и взаимодействию;

 г)  определение (и помощь в определении)  значимых (референтных) групп для  особого ребенка, с целью более полной реализации его потенциальных возможностей;

д) формирование групповых ценностей в рамках тесного сотрудничества;

е) формирование адекватной самооценки каждого.

       Выдвинутые задачи имеют более  глубокую социальную направленность, решение которых для общеобразовательной школы является не типичным, а направленность на психолого-педагогическую терапию и социальную адаптацию становится неотъемлемым  условием функционирования школы совместного обучения.

        В специальном образовании считают, что важными и основными составляющими образовательного процесса при организации интегрированного обучения являются созданные условия, включение в процесс ребенка и сам процесс овладения учебной деятельностью, а вот результат рассматривается как производное условий и процесса. В обычной традиционной школе, в отличие от специальной, результат рассматривается как основополагающая составляющая, которой придается первостепенное значение.

     Ведущим механизмом функционирования  всех сфер школьной жизни становится взаимодействие, которое, как мы уже отмечали, рассматривается и как процесс и как результат совместного обучения. Основной заботой всего коллектива и каждого учителя в отдельности становится создание педагогических условий по включению всех категорий детей во взаимодействие и организация самого процесса взаимодействия.

         Опосредованное и непосредственное  включение, которое, в первую  очередь направлено на повышение  статуса «особого» ученика, на  преодоление барьера непринятия, привлечение к участию в конкурсах, в постоянных или сменных выставках, необходимо рассматривать как возможность демонстрации его успешности в различных  видах деятельности[17] .

      Продолжается совершенствование  нормативного правового обеспечения  интегрированного обучения. В 2006 г. утверждена новая, уточненная инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. В ней определены цели и задачи интегрированного обучения, специальные условия, особенности организации и психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и воспитания. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)[14].

       Реализация  идеи интегрированного обучения и воспитания прошла достаточно тернистый путь, не всегда находя понимание как в среде педагогов, так и родителей. Понадобилось более десяти лет, чтобы обучение детей с особенностями психофизического развития в обычной общеобразовательной школе перестало рассматриваться как нонсенс. Сегодня широкой педагогической и родительской общественностью идея интеграции не только понята, но и принята. Вместе с тем остается ряд проблем, над которыми продолжается работа. - Интегрированное обучение и воспитание должно осуществляться только при наличии необходимых условий, безбарьерной среды в широком смысле этого слова, т.е. как материальной, технической, предметной, так и психологической.

     Безбарьерная  среда – комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные и ассистирующие технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

     Современный этап развития цивилизации требует  сосредотачивать внимание на создании безбарьерной среды, условий в социуме  для независимого проживания инвалидов; принимать эффективные меры для  обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности [2].

     Третья  характеристика развития системы специального образования в нашей стране, которая  свидетельствует о повышенном внимании к процессу социальной адаптации. В республике реализуется постулат «все дети обучаемы». При этом под способностью к обучению стала пониматься не только и не столько способность к усвоению знаний по общеобразовательным предметам, сколько возможность любого продвижения ребенка вперед, расширение его зоны ближайшего развития. Дети с тяжелыми нарушениями развития в нашей стране обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на дому, во втором отделении вспомогательной школы (при умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности). Вопросы их обучения также регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

           Особая роль в системе специального  образования сегодня отводится  центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, активно развивающимся в республике с 1999 г. Это многофункциональные учреждения, которые обеспечивают выявление детей с особенностями психофизического развития и оказание им своевременной специальной помощи, психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения. Особенно значимыми направлениями работы центров являются ранняя комплексная помощь, а также обучение детей с тяжелыми формами психофизических нарушений, которые ранее считались «необучаемыми». В настоящее время в стране функционируют 144 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

              К структурным преобразованиям  в системе специального образования,  способствующим социальной адаптации,  следует отнести и удлинение сроков нахождения в школе. Социальная адаптация опирается на базовое образование и различные аспекты воспитания, она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Образовательный процесс социальной направленности осуществляется не только в школе, но и в семье, общественных организациях, трудовом коллективе. Создание условий для интенсивной социализации – одна из насущных проблем общей и коррекционной педагог. Мы рассматриваем школьную среду как наиболее устойчивый маршрут движения ребенка от младшего школьного возраста до юношеской зрелости. Сегодня этот путь, в частности, для детей с интеллектуальной недостаточностью охватывает не 8-9 лет, как ранее, а 11-12 лет, для учащихся с нарушениями слуха, зрения – 12-13 лет.

  Вспомогательные школы при наличии соответствующих условий открывают классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, которые призваны не только предоставить возможности для получения профессии, но и готовить учащихся к самостоятельной жизни, обеспечивать безболезненный переход во взрослую жизнь [5].

    В специальных общеобразовательных  школах ведется экспериментальная  работа по организации профильного  обучения. Введение его будет способствовать осознанному выбору профессии, а  порой и овладению основами профессиональной деятельности уже в школьные годы.

      В Республике Беларусь в 2007-2008 учебном году количество интегрированных  учащихся составляет 56 %. Ряд высших  учебных заведений начал осуществлять  дистанционную форму обучения, которая  востребована лицами с особенностями психофизического развития. Наиболее совершенная и продуманная на сегодняшний день система дистанционного обучения создана в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

            С целью помощи в социальной  адаптации выпускникам в республике реализуется патронатное сопровождение лиц с особенностями психофизического развития. Патронатное сопровождение носит комплексный характер, в нем принимают участие администрация школы, социальный педагог, школьный психолог. Оно направлено на помощь выпускнику в трудоустройстве, адаптации ко взрослой жизни в течение двух лет после окончания им учреждения образования.(ПРИЛОЖЕНИЕ И)[14].

    Несколько лет функционирует сайт белорусского информационного центра для людей  с ограниченными возможностями  молодежного общественного объединения «Разные – Равные» www.different-equal.org , где можно ознакомиться с деятельностью государственных и общественных организаций, работающих с людьми с ограниченными возможностями в Республике Беларусь, получить информацию об образовании, профориентации, трудоустройстве, лечении, реабилитации, организации досуга людей с ограниченными физическими возможностями, задать вопросы специалистам социальной сферы (получить консультацию юриста), завести полезные знакомства и найти новых друзей также существует общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам». Налажено взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти на всех уровнях, их представители входят в состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс