Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По характеру функционирования совместное (интегрированное) обучение рассматривается как сложный двусторонний процесс адаптации и интеграции, который требует как создания специальных условий для «особого» ученика, так и создания специальных условий для самого образовательного учреждения.
Опыт работы образовательных
учреждений подтверждает
Факт включения в единый состав класса (школы) обычных и «необычных» учеников представляет собой «нетипичную разнородность». В новом коллективе вначале возникает механизм единения «такие как все» и выстраивается барьер непринятия ими особого ученика. В этих условиях «необычному» ученику предстоит не только преодолеть барьер непринятия, но и научиться взаимодействовать с новым составом школьников в новых для него условиях, а обычным ученикам предстоит не только переступить барьер непринятия, но и принять «необычного» школьника, признать его, научиться взаимодействовать с ним, научиться терпению, толерантности, научиться оказывать помощь и поддержку.
Только
в этих возникших новых условиях
требуется осуществление
Совместное обучение как процесс имеет и свои специфические особенности:
а) сложный, нетипичный процесс объединения детей с разными образовательными возможностями и различной мотивационно-потребностной сферой;
б) нетипичный, нетрадиционный процесс включения субъектов во взаимодействие;
в) это существенно новый, требующий определенных целенаправленных усилий процесс организации взаимодействия;
г) коррекционно-образовательный процесс овладения способами учебной деятельности;
д) адаптивный
процесс овладения самой
Во всех
этих процессах главным
В соответствии с таким подходом существенно меняются качественные характеристики общеобразовательного учреждения. В условиях совместного обучения у него появляются новые функции, возникают новые, не типичные для данного учреждения задачи, которые имеют более глубокую социальную направленность. Они становятся первоочередными задачами образовательного учреждения . К ним относятся:
а)
задачи по созданию условий
для совместного обучения (образовательные
ресурсы, кадровое обеспечение,
б) налаживание взаимодействия и сотрудничества при решении задач обучения и воспитания;
в)
обучение общению и
г)
определение (и помощь в
д) формирование групповых ценностей в рамках тесного сотрудничества;
е) формирование адекватной самооценки каждого.
Выдвинутые задачи имеют более
глубокую социальную
В специальном образовании считают, что важными и основными составляющими образовательного процесса при организации интегрированного обучения являются созданные условия, включение в процесс ребенка и сам процесс овладения учебной деятельностью, а вот результат рассматривается как производное условий и процесса. В обычной традиционной школе, в отличие от специальной, результат рассматривается как основополагающая составляющая, которой придается первостепенное значение.
Ведущим механизмом
Опосредованное и
Продолжается
Реализация идеи интегрированного обучения и воспитания прошла достаточно тернистый путь, не всегда находя понимание как в среде педагогов, так и родителей. Понадобилось более десяти лет, чтобы обучение детей с особенностями психофизического развития в обычной общеобразовательной школе перестало рассматриваться как нонсенс. Сегодня широкой педагогической и родительской общественностью идея интеграции не только понята, но и принята. Вместе с тем остается ряд проблем, над которыми продолжается работа. - Интегрированное обучение и воспитание должно осуществляться только при наличии необходимых условий, безбарьерной среды в широком смысле этого слова, т.е. как материальной, технической, предметной, так и психологической.
Безбарьерная среда – комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные и ассистирующие технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Современный этап развития цивилизации требует сосредотачивать внимание на создании безбарьерной среды, условий в социуме для независимого проживания инвалидов; принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности [2].
Третья характеристика развития системы специального образования в нашей стране, которая свидетельствует о повышенном внимании к процессу социальной адаптации. В республике реализуется постулат «все дети обучаемы». При этом под способностью к обучению стала пониматься не только и не столько способность к усвоению знаний по общеобразовательным предметам, сколько возможность любого продвижения ребенка вперед, расширение его зоны ближайшего развития. Дети с тяжелыми нарушениями развития в нашей стране обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на дому, во втором отделении вспомогательной школы (при умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности). Вопросы их обучения также регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.
Особая роль в системе
К структурным преобразованиям
в системе специального
Вспомогательные школы при наличии соответствующих условий открывают классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, которые призваны не только предоставить возможности для получения профессии, но и готовить учащихся к самостоятельной жизни, обеспечивать безболезненный переход во взрослую жизнь [5].
В
специальных
В Республике Беларусь в 2007-
С целью помощи в социальной
адаптации выпускникам в
Несколько лет функционирует сайт белорусского информационного центра для людей с ограниченными возможностями молодежного общественного объединения «Разные – Равные» www.different-equal.org , где можно ознакомиться с деятельностью государственных и общественных организаций, работающих с людьми с ограниченными возможностями в Республике Беларусь, получить информацию об образовании, профориентации, трудоустройстве, лечении, реабилитации, организации досуга людей с ограниченными физическими возможностями, задать вопросы специалистам социальной сферы (получить консультацию юриста), завести полезные знакомства и найти новых друзей также существует общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам». Налажено взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти на всех уровнях, их представители входят в состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь.
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс