Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

     «Политико-правовой подход обосновывает основные различия в стратегиях и техниках решения  социальных проблем. Так, психосоциальная  помощь (консультирование, тренинги, содействие личностному росту) вписывается в либеральную модель, а радикальные технологии (общественные движения, социальные акции) в социал-демократическую. Политико-правовой подход играет особую роль для профессиональной рефлексии специалистов социальной сферы. Выбор специалистом методик работы определяется социально-политическим самоопределением и потребностями социальной сферы в данный момент. Одним из требований к профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, будь то учитель, социальный работник, правозащитник, является его политическое самоопределение. По сути, для специалиста социальной сферы идеологическое самоопределение является таким же значимым компонентом методологического самоопределения как и выбор научных основ своей деятельности» [21,стр.7-8].

     В основе экономического подхода находится несколько принципов, которые определяют аналитическую схему социальной политики. Так, экономическое понимание социальной эксклюзии прошло длительный путь от примитивной идентификации бедности и эксклюзии к установлению сложной взаимосвязи между занятостью, доходом и социальной активностью человека. Этот подход сложился одним из первых в понимании эксклюзии и путей инклюзии [21,стр.8].

     «Борьба с бедностью в рамках раннего  экономического подхода становится основой программ социальной инклюзии. Однако опыт показывает, что даже очень хорошо организованные и успешные программы преодоления бедности, как, например, программа адресной помощи в Великобритании, основанная на принципе оценки бюджета семьи и удовлетворенности потребностей, не позволяет преодолеть эксклюзии бедной части населения из общества. Даже хорошо организованная экономическая помощь становится дополнительным фактором эксклюзии людей из общественной жизни» [21,стр.8]. «Решение проблемы бедности не помогает решить проблему эксклюзии в семьях с ребенком, имеющим особые потребности. Наследственность и психосоциальная история развития, которые могут вызывать эксклюзию, не компенсируются увеличением дохода семьи за счет пособия. Более того, семья начинает испытывать давление со стороны окружающих, которые, оставаясь нетерпимыми к проблеме особого ребенка, не понимают, почему родители ребенка инвалида получают большую социальную помощь. Низкий доход еще не показатель социальной эксклюзии, а денежной помощи недостаточно для включения человека в общественную жизнь. Современный экономический подход к проблеме социальной эксклюзии основывается на оценке трудовых доходов человека. Профессиональная занятость – это основной путь получения дохода, высокого социального статуса и признания в либеральном капиталистическом обществе. Соответственно, безработица – это тот пробел в социальной позиции, который представляется  основным препятствием для инклюзии человека в общество. Основной стратегией преодоления проблем эксклюзии, в том числе и эксклюзии из образования, признается обеспечение постоянной занятости родителей» [21,стр.8].

     «Развитие экономического подхода определило необходимость выйти за рамки  исключительно экономических показателей эксклюзии и рассматривать в контексте других социально-политических критериев. Признание необходимости изучать экономические критерии эксклюзии во взаимосвязи с другими характеристиками определило многие достижения современного экономического подхода к проблеме социальной эксклюзии. Представители других подходов отмечают, что профессиональная занятость – необходимое, но недостаточное условие для включения человека в общество. Труд,  не обеспечивающий соблюдение социальных прав работника, все чаще рассматривается  наряду с безработицей как фактор эксклюзии человека из общества. Современный экономический подход к социальной эксклюзии и инклюзии тесно связывает эти понятия с проблемой социальной мобильности, возможностью человека двигаться от групп с более ограниченным доступом к социальным благам в группы с большим доступом к социальным благам» [21,стр.9].

     Доступность путей для социальной мобильности человека с особенностями психофизического развития зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам

     Социальная  мобильность − изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой. Понятие «социальная мобильность» в мировой обиход ввел русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889−1968).

     Социологический подход к изучению таких феноменов как дискриминация, нетерпимость, эксклюзия направлен на выделение и описание групп риска с точки зрения количественных и качественных показателей. Суть социологического подхода состоит в том, чтобы посредством выделения групп риска и наблюдения за их динамикой изучать изменение ситуации, определять наиболее актуальные (болевые) точки негативных социальных процессов [21,стр.9].

     В рамках социологического подхода было генерировано понятие «социальное меньшинство» - группа людей, которые ограничены в реализации своих прав в силу совокупности ряда признаков, по которым каждый член группы дискриминируется. Традиционно, к социальным меньшинствам относят пожилых, детей, людей с ограниченными возможностями, женщин. Количественно социальное меньшинство может быть значительным, но его социальная роль не велика в силу ограничения доступа к правам.

     «Социологический подход выдвигает совокупность показателей, по которым может быть определен факт эксклюзии (дискриминации, нетерпимости). К таким критериям в первую очередь относят качество жизни, многообразие связей в ближайшем и близком социальном окружении, ресурсы и ограничения, которые характеризуют ситуацию человека. Было выделено 5 основных критериев формальной оценки эксклюзии ребенка:

- сочетание домохозяйств на одной территории (доля семей с одним родителем, одиноких людей, пенсионеров, все, что составляет ресурсы или ограничения жизни ребенка в комьюнити);

- доход домохозяйств (20% самых обеспеченных и самых бедных домохозяйств);

сочетание людей  и домохозяйств разных этничностей  и национальностей (удаленность от традиционной национальной культуры и обычаев);

- участие в обществе (измеряется по заработной плате и налогам, которые платит человек);

- коммунальные условия (вид владения жильем, плотность жилья, смена мест проживания).

     Введение  этих критериев в исследование имело  значение для определения бытовых, повседневных признаков эксклюзии человека из общества»[21,стр.10]. «Также были обнаружены социогеографические характеристики эксклюзии. Наиболее высокий риск эксклюзии присутствует в крупных городах, население которых превышает 100 тыс.

     Соединение  экономического и социологического подхода позволило сравнить связь эксклюзии и дохода в городе и селе. Было определено, что низкий доход становится причиной эксклюзии в городе гораздо чаще, чем в сельской местности [21,стр.10].

     Несмотря  на существенные различия экономического и социологического подходов, они имеют общую черту – сосредоточенность на самом  явлении исключения людей из общественной жизни, аспектах общественной жизни, из которых исключаются люди – образовании, здравоохранении, труде, социальном обеспечении [21,стр.10]. Поэтому социальный подход  к процесс инклюзии рассматривается как процесс препятствующий  дискриминации и отчуждению во всех аспектах общественной жизни.

     Психологический подход к социальным проблемам сосредоточен на понимании поведенческих и личностных механизмов, которые содействуют укоренению таких феноменов как дискриминация, неравенство, эксклюзия. Как и другие подходы, психологический подход весьма неоднороден.

     Психологический подход может быть направлен на анализ поведения тех, кто дискриминирует, отчуждает, проявляет нетерпимость, и тех, кого дискриминируют, отвергают, к кому относятся нетерпимо. Сбалансированный психологический подход должен быть в равной степени обращен и к тем, кто проявляет дискриминационное (негуманное) поведение, и к тем, кто становится его жертвой.

     В рамках психологического подхода трудно выделить различие в понимании таких феноменов как дискриминация, нетерпимость, эксклюзия – все они идентифицируются со стереотипами, предрассудками, низким уровнем локус-контроля (неготовностью брать ответственность на себя) и склонностью человека к стигматизации. Однако, ни один другой подход не уходит так далеко от опоры на основной источник неравенства, бедность, как психологический.

     Наиболее  полное воплощение психологический  подход к социальным проблемам и  путям их решения получил в  теории идентичности. Различение социальной и индивидуальной идентичности позволило психологам определить роль самоотношения и самопрезентации как внешнего и внутреннего факторов эксклюзии и дискриминации. Идентичность (позиционирование себя в системе отношений, определение всевозможных ролей и типов отношения к себе в контексте ситуаций) является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни  принцип равноправия полов, не инвалидизировать человека другого пола по тому или иному признаку.  Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны.

     Психологический подход содействует формированию повседневной практики специалистов социальной сферы. Их профессиональное поведение регулируется стремлением избежать любого психологического факторы, который провоцирует дискриминацию, эксклюзию или нетерпимость. Новые позитивные стандарты отношения к общественным проблемам зарождаются в социальной сфере. Можно выделить последовательность шагов специалиста социальной сферы (учителя, врача, социального исследователя, социального работника, психолога, социального педагога и т.д. ), направленную на преодоление социальных предубеждений. В приложении Г приведено описание проработки дискриминационных установок помогающего специалиста» [21,стр.11-12].

     «Процесс формирования каждого из подходов не может оцениваться изолированно от развития всего спектра различных концепций. Развитие политико-правового подхода существенным образом влияло на формирование других подходов. Социологический и экономический подходы также развивались в тесной взаимосвязи, заимствуя критерии и методы анализа. Понимание каждой из социальных проблем развивалось от разрозненных теорий к междисциплинарному комплексному подходу. Каждый из подходов сосредотачивался на определенном аспекте социальной проблемы, который может быть описан как некий уровень существования феномена. Многоуровневый характер существования социальных проблем и путей их решения воплощает междисциплинарный характер изучения и проектирования путей решения социальных проблем» [17,стр.12].

     Выделяется три уровня существования и разрешения проблемы: макроуровнь, мезоуровень и микроуровень.

     Макроуровень - правовое и общественно-политическое подкрепление существования феномена. Макроуровень формируется деятельностью политических институтов, которые определяют допустимые и недопустимые для общества пути преодоления социальной проблемы. Соответственно, макроуровень связан с политико-правовым и экономическим подходами к социальным проблемам.

     Мезоуровень существования социального феномена, а, соответственно, путей влияния на феномен, сосредоточено в массовой культуре, идеологии, которая окружает носителей данного социального феномена. Мезоуровень тесно связан с социологическим  и социокультурном подходами к анализу социальной проблемы.

     Микроуровень существования социального явления определяется позицией отдельных людей и конкретных организаций. Можно говорить о том, что микроуровень представлен сразу в двух аспектах: определенных действиях людей и отношениях к данному социальному феномену. Микроуровень отражает психологические аспекты социальных проблем и практик их преодоления.

     В приложении Д дано многоуровневое понимание социальной проблемы на примере эксклюзии [21,стр.13-15]. Все три уровня существует в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Данное влияние распространяется не только от макроуровня к микроуровню, но и, наоборот, от микроуровня к мезоуровню и макроуровню.  Социальная активность ущемляемых и поддержка их общественных инициатив составляет то самое движение снизу вверх, которое обеспечило развитие институтов гражданского общества и укоренение действенной системы социальной помощи. Многоуровневый характер социальной проблемы  приобретает особое значение для отечественных социальных исследований.

     Системное понимание социального феномена в его проявлениях как закономерности, тенденции, отдельного случая позволяет специалисту определить границы своих возможностей и выбрать ту задачу, которую реально разрешить. 

     Трехуровневая схема анализа социальных феноменов  используется не только для изучения причин явлений и путей их минимизации, но и для определения. Толерантность, по М. Уолцеру и Л. Боллингеру (L. Bollinger), включает 1) межличностную терпимость; 2) взаимную толерантность различных социальных групп и 3) толерантность как культурную и правовую норму. Опора на многоуровневый характер социальных проблем содействует формированию междисциплинарных и межведомственных связей. Понимание того, что феномен существует на нескольких взаимосвязанных уровнях, формирует критерии оценки эффективности путей преодоления проблем и прогнозирования социальной ситуации. По сути, следование многоуровневому пониманию социальных проблем обеспечивает баланс между обобщенным и индивидуализированным подходом к социальной проблеме. Макро уровень связан с общими тенденциями существования проблемы, микроуровень отражает возможные особенности проявления проблемы в жизни конкретного человека. Специалист социальной сферы не может придерживаться какого-то одного уровня - он должен вырабатывать и особый подход в работе со случаем, и некие универсализированные методы разрешения социальных проблем в своей практике [21,стр.13-15].

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс