Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский Государственный педагогический
Университет
имени Максима Танка»
Факультет
социально-педагогических технологий
Кафедра
социальной работы
200 группа
Басалыга
Татьяна Геннадьевна
Курсовая
работа
СОЦИАЛЬНОЕ
ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС
Научный руководитель:
кандидат социологических наук
Янчук
Ольга Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности
современных моделей в
различных странах
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В
УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ
С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности
и проблемы социального включения
в учебно-воспитательный процесс
детей с ОПФР в Республике
Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И
ПРИЛОЖЕНИЕ К 87
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена актуальной проблеме социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс, имеющей большое теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) во все времена был сложным и противоречивым. Трудности их социализации значительно увеличиваются в периоды модернизации и обновления общественного строя. Если до 70-х годов XX века проблема социализации в нашей стране рассматривалась как приспособление к социуму, нормам, требованиям, обычаям общества, то в настоящее время она ставится и рассматривается как процесс взаимодействия человека и общества с учетом возможностей самого субъекта социализации. Такой подход основывается на методологических концепциях проблемы социализации, разработанных в трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева. «Общепризнано, что социализация - это процесс, продолжающийся всю жизнь под воздействием как социально определенных, направляемых и контролируемых факторов (обучение, воспитание), так и стихийно возникающих факторов. Обобщая мнения большинства исследователей, следует отметить, что социализация рассматривается как усвоение индивидом социального опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние общественные отношения. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему сглаживания и частичного преодоления нарушений психосоциального и личностного развития, но и зашиты прав и интересов детей, особо нуждающихся в общественной поддержке. Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.
Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества - это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации» [4, стр. 26-36]. Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого общества. Успешность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и приятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд неразрешенных социальных проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения (прежде всего, семьи и школы) и психогенной травмотизацией в связи с наличием сенсорного, физического или психического отклонения в развитии.
В последнее десятилетие XX века в Республике Беларусь в сфере специального образования произошли существенные изменения, связанные с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе. В связи с расширением интеграционных процессов положительные сдвиги к принятию инвалидов, как взрослых, так и детей, отмечаются в разных слоях нашего населения (молодежи, интеллигенции, пожилых людях, специалистов и др.)
Социализация детей с
Таким образом, проблема изучения социального
включения (инклюзии) детей с ограниченными
возможностями здоровья (ребёнка-инвалида)
в учебно-воспитательный процесс
является весьма актуальной.
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать
систему социального
Объектом изучения в данной курсовой работе будут дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение (родители, социальные педагоги, одноклассники и т. д.), включённые в единый процесс социальной инклюзии.
Предметом исследования будут специфические особенности процесса социальной инклюзии в их комплексном рассмотрении.
Методы
- изучение научно-исследовательской
литературы, анализ нормативно-правовых
документов.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИИ
1.1.
Включающее образование:
генез понятия
и особенности моделей
в различных странах.
Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий [9стр.11].
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения[12]. Инклюзивное образование – это динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей [12].
Социализация личности – процесс усвоения человеком в течение всей его жизни определенной системы знаний, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [7].
Понятие социальной инклюзии является новым для современной науки стало использоваться благодаря развитию социальной работы в последнее десятилетие. Под социальной инклюзией понимают включение людей с особыми потребностями в жизнь общества.
«Быть инклюзивным означает искать пути
для всех детей быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью).
Инклюзия – это принадлежность к сообществу
(группе друзей, школе,
тому месту, где живем)
Инклюзия означает раскрытие
каждого ученика с помощью образовательной
программы, которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Правилами инклюзивной школы является то, что:
-все ученики равны в школьном сообществе;
-все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
-планируется и проводится эффективное обучение;
-работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
-программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
-семьи активно участвуют в жизни школы;
-совлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс