Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Белорусский Государственный  педагогический

Университет имени Максима Танка» 

Факультет социально-педагогических технологий 

Кафедра социальной работы 
 
 

200 группа 
 

Басалыга  Татьяна Геннадьевна 
 

Курсовая  работа 

СОЦИАЛЬНОЕ  ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ  В  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 
 
 
 
 
 
 
 

                  Научный руководитель:

                  кандидат  социологических наук

                  Янчук Ольга Александровна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                                       Минск, 2008 

                                        

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ  

1.1. Включающее  образование: генез понятия и

 особенности   современных моделей  в   различных  странах                 7

 

1.2. Методологические подходы к изучению социальной  инклюзии   21

                                                                                                                                  

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В  УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С  ОПФР 

2.1. Особенности и проблемы социального  включения в учебно-воспитательный  процесс  детей с  ОПФР в России                             32

                              

2.2. Особенности и  проблемы социального  включения в учебно-воспитательный  процесс  детей с  ОПФР в Республике     Беларусь   43                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            56      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                             61        

ПРИЛОЖЕНИЕ  А     64

ПРИЛОЖЕНИЕ Б   66

ПРИЛОЖЕНИЕ В                                                                                         67       

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 79

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 70

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77

ПРИЛОЖЕНИЕ И                                                                                          84

ПРИЛОЖЕНИЕ К 87 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Данная  работа посвящена актуальной проблеме социального  включения детей  инвалидов в  учебно-воспитательный  процесс, имеющей большое теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы обусловлена тем,  процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) во все времена был сложным и противоречивым. Трудности их социализации значительно увеличиваются в периоды модернизации и обновления общественного строя. Если до 70-х годов XX века проблема социализации в нашей стране рассматривалась как приспособление к социуму, нормам, требованиям, обычаям общества, то в настоящее время она ставится и рассматривается как процесс взаимодействия человека и общества с учетом возможностей самого субъекта социализации. Такой подход основывается на методологических концепциях проблемы социализации, разработанных в трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева. «Общепризнано, что социализация - это процесс, продолжающийся всю жизнь под воздействием как социально определенных, направляемых и контролируемых факторов (обучение, воспитание), так и стихийно возникающих факторов. Обобщая мнения большинства исследователей, следует отметить, что социализация рассматривается как усвоение индивидом социального опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние общественные отношения. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему сглаживания и частичного преодоления нарушений психосоциального и личностного развития, но и зашиты прав и интересов детей, особо нуждающихся в общественной поддержке. Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.

        Одним из направлений решения  проблемы социализации ребенка  с ограниченными возможностями  здоровья является определение  социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества - это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации» [4, стр. 26-36]. Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого общества. Успешность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и приятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд неразрешенных социальных проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения (прежде всего, семьи и школы) и психогенной травмотизацией в связи с наличием сенсорного, физического или психического отклонения в развитии.

     В последнее десятилетие XX века в  Республике  Беларусь в сфере  специального образования произошли  существенные изменения, связанные  с новым отношением к детям  с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе. В связи с расширением интеграционных процессов положительные сдвиги к принятию инвалидов, как взрослых, так и детей, отмечаются в разных слоях нашего населения (молодежи, интеллигенции, пожилых людях, специалистов и др.)

         Социализация детей с глубокими  интеллектуальными и сенсомоторными  нарушениями имеет свои особенности,  которые, в первую очередь,  связаны с лишением индивида  общения и возможности выбора, известной свободы действий, что  отрицательно сказывается на процессе его социализации.  
Таким образом, проблема изучения социального  включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья  (ребёнка-инвалида)  в  учебно-воспитательный  процесс является весьма актуальной.

     Цель  работы: изучить особенности социальной  инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный  процесс.

     Для  достижения  поставленной  цели необходимо  решить ряд  следующих   задач:

- рассмотреть   основные  понятия,  характеризующие  процесс  социальной  инклюзии детей   с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный   процесс;

- описать   основные методологические  подходы   к  изучению  социальной  инклюзии;

- раскрыть  особенности объективных и   субъективных  факторов,  оказывающих   влияние на  реальное  инклюзивное образование;

- описать   систему  социального  включения   детей  инвалидов  в  учебно-воспитательный  процесс в России  и  в   Республике  Беларусь.

     Объектом  изучения в  данной  курсовой  работе  будут  дети   с  ограниченными  возможностями  и  их  ближайшее  окружение (родители,  социальные  педагоги, одноклассники и  т. д.), включённые  в  единый  процесс социальной  инклюзии.

     Предметом  исследования будут  специфические  особенности процесса социальной  инклюзии в  их  комплексном  рассмотрении.

     Методы - изучение  научно-исследовательской  литературы, анализ нормативно-правовых документов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ  ИНКЛЮЗИИИ 
 
 

    1.1. Включающее  образование:  генез  понятия и  особенности моделей  в  различных  странах.  

         Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение  индивидуальных образовательных  потребностей, обеспечение специальных условий [9стр.11].

     Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения[12]. Инклюзивное образование – это динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей [12].

     Социализация   личности – процесс усвоения человеком в течение всей его жизни определенной системы знаний, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [7].

        Понятие  социальной  инклюзии является  новым  для  современной науки  стало  использоваться благодаря  развитию социальной  работы в  последнее  десятилетие. Под  социальной инклюзией понимают  включение  людей с  особыми потребностями в  жизнь  общества.

           «Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе 
во время обучения (включая детей с инвалидностью).

           Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, 
тому месту, где живем)

             Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, 
но соответствует его способностям.

           Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

         В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

            Правилами инклюзивной школы является то, что:

-все ученики равны в школьном сообществе;

-все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и   развития важных социальных связей;

-планируется и проводится эффективное обучение;

-работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

-программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;

-семьи активно участвуют в жизни школы;

-совлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс