Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бут, Т. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;
2.Варенова, Т.В Социальная мобильность лиц с особенностями психофизического развития в контексте идеи «Независимого образа жизни»/ Т.В.Варёнова//журнал Дифектология - 2006 .№5-С.17-19;
3.Влашу-Балафути, А., Зонцу-Сидерис, А. Политика и практика в области специального и интегрированного обучения в Греции // Хрестоматия по курсу “Социальная эксклюзия в образовании” / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;
4. Выготский,
Л.С. Проблемы дефектологии.-М.;просвящение.-
5.Змушко,А.М. Социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития в социокультурном контексте/А.М. Змушко //журнал Дифектология - 2006 .№5-С.9-12;
6. Кернс ,С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями: Докл. / 1-я Моск. междунар. конф. по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. Москва, 1995;
7.Коноплёва,А.Н.Проблемы и перспективы интеграции в республике Беларусь/А.Н. Коноплёва //журнал Дифектология - 2006.№5-С.3-9;
8.Малофеев, Н.Н.Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы /А.Н.Малофеев //журнал Дифектология №1 2005с.30-31;
9. Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] Брошюра по материалам
конференции Инклюзивное образование:
вчера, сегодня и завтра, Самара: СООИК
«Ассоциация Десница», 2007. – 75с-Режим Доступа: http://obrazovanie.
10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Balshow, Maggie. Developing Inclusive practices: an International Comparison -Режим доступа: www.eenet.org.uk/theory _practice/comparison. shtm l - 16k- Дата доступа: 22.11.2007;
11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]
Berringan, Carol, and Dennis Taylor. Everyone Belongs: School Inclusion and Social Relationships in Italy-Режим доступа http://soeweb.syr. edu/thechp/italy2.htm- Дата доступа: 22.11.2007;
12. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Джеймс Леско, доклад «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха» Москва, 19-20 ноября 2005-Режим доступа:
http://obrazovanie.
13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Защита прав детей в Российской Федерации//Аналитический вестник Совета ФедерацииФС РФ-2007- № 7 (324)- Режим доступа: http://www.gks.ru/ - Дата доступа-22.112007;
14.Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] – Нац.центр правовой
информации,Респ.Беларусь/ Постановления Министерства
образования Республики Беларусь.-Режим
доступа : :http:/www/pravo/by.- Дата доступа 22.11.2007;
15. Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] Mardulier, T. 2000. Towards More
Inclusive Education in Flanders. Presented at ISEC-Режим доступа: http://obrazovanie.
16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Peter Mittler International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools-Режим доступа: http://www.eenet. org.uk/theory_ practice/internat _exp.shtml - 59 K - 2 Sep 2003- Дата доступа: 22.11.2007;
17. Олешкевич,
В.И Интегрированное обучение и воспитание
как фактор социализации лиц с особенностями
психофизического развития/В.И Олешкевич
В.И //журнал Дифектология №5 2006
с.35-37;
18. Персон, Б. Общество и девиации с философской точки зрения // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;
19. Рамон, Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;
20 Тарасенко, Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России / Е.А. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2. - № 1;
21. Шмидт,
В.Р. Междисциплинарный подход к проблеме
социальной эксклюзии /В.РШмидт // Исследования
социальной политики- 2004- Т. 2 -№4;
"Обычное" образование | Специальное образование |
|
|
Интегрированное образование | |
| |
|
|
Инклюзивное образование | |
| |
Равные
возможности для каждого! Главные преимущества инклюзивного образования: | |
Общая характеристика | Нетерпимость - толерантность | Дискриминация – анти-дискриминационная практика | Эксклюзия - инклюзия | |
Либеральный (правый, анти-коллективистский ) | Сосредоточенность
на правах индивида и его личных
свободах;
Подчеркивание роли индивида и государства в осуществлении прав, принцип индивидуальной ответственности (зависимости поведения и жизни человека от него самого) |
Толерантность
– это индивидуальная ассимиляция;
терпимость по отношению к индивиду; государство
– основной регулятор отношений терпимости
и мультикультурализма;
Основной путь достижения толерантного отношения - демократический, всеохватывающий, сражение за признание гражданских прав |
Дискриминация существует как система пережитков, которые исчезают с течением времени. Также часто дискриминация – бессилие людей в ситуации ущемления их прав. Причины дискриминации по разным признакам (полу, возрасту, национальности) различны. Дискриминация – социальная патология, которая требует психосоциального «лечения». | Социальная
эксклюзия - неосуществление или ограничение
гражданских и политических прав.
Причина эксклюзии – ущемление права участвовать в общественной жизни |
Социал-демократический (левый, коллективистский) | Сосредоточенность
на гражданских правах, таких как право
на труд, образование, жилье, здравоохранение
и т.д.;
Подчеркивание роли общества в решении социальных проблем, принцип разделенной ответственности за тех, кто слабее, преемственности социальной ответственности |
Толерантность
– это признание группы и
ее права отличаться; терпимость по
отношению к группе; общество – основной
регулятор отношений
Основной путь достижения толерантного отношения - отделение, предоставление группе в целом равного голоса, место обитания и право проведения собственной политики |
Дискриминация – ущемление прав одной группы в пользу другой. Существует единый источник дискриминации – социальное неравенство, часто человек дискриминируется сразу по нескольким основаниям («пожилая, черная женщина»). Преодоление дискриминации: 1) распознавание социального контекста любой проблемы; 2) борьба социального меньшинства против дискриминации; 3) эмансипация клиентов от давления среды | Социальная
эксклюзия - неосуществление или
ограничение социальных прав;
Причина эксклюзии – в недостаточной активности общества по включению людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь Инклюзия направлена на наделение человека способностью реализовывать свои социальные права |
Факторы | Понятие негатив | Понятие позитив | Пути реализации |
БедностьНесовершенство законов и институтов Политический контекст (не демократическое управление, пробелы идеологического самоопределения государственной власти) Изъяны экономических решений (в том числе, либерализация социальной сферы) Поведение человека (группы людей), предрассудки, стереотипы и отрицательные установки, агрессивность Предыстория конфликтов и событий-катастроф Недостаток профессионального обеспечения социальной сферы, как деятельности пара-помогающих специалистов (врачей, учителей, юристов), так и помогающих (социальных работников, социальных педагогов, психологов) Пробелы теоретического знания и системного понимания феноменов социального неравенства [Бергер П., Лукман Т. 1992], [Social stratification Class, race, gender in sociological Perspective. 1994; 56] |
Социальное неравенство – существование различных социальных групп, отличающихся уровнем жизни | Социальная справедливость – система сдержек и противовесов в ситуации стратификации, которая позволяет обеспечить равный доступ к правам при прочих равных условиях | Государство благосостояния (социальное государство); взвешенная социальная политика |
Нетерпимость – совокупность действий и отношений, которая направлена на игнорирование и ущемление потребностей и прав как отдельного человека, так и группы людей | Толерантность – отношение к человеку (группе людей), которое обеспечивает принятие и возможность вести себя отлично от других | Образовательные программы, поддержка культурного плюрализма | |
Дискриминация – ущемление гражданских и социальных прав одной группы (социального меньшинства) в пользу другой (социального большинства), которое реализуется через действия и отношения | Анти-дискриминационная практика – практика, направленная на предотвращение и преодоление дискриминации | Радикальная социальная политика (движения, которые объединяют социальные меньшинства), перестройка практик помогающих специалистов, работа с социальными меньшинствами по правовому просвещению | |
Эксклюзия – ограничение социальной активности человека (группы людей) до их исключения из общественной жизни вследствие барьера реализации социальных и гражданских прав человека | Инклюзия – процесс включения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой стороны, социальную активность. | Институциональные мероприятия (в сфере труда, образования, здравоохранения); активизация сектора некоммерческих объединений | |
Сегрегация – отделение людей с особыми потребностями от большинства, практика закрытых социальных институтов для сирот, престарелых, психически больных людей и т.д. | Интеграция (валоризация) – посредством деинституционализации люди с особыми потребностями включаются в сферу образования, труда, досуга наравне с другими | Распространение
и поддержка |
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс