Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

1. Бут, Т. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;

2.Варенова, Т.В Социальная  мобильность лиц  с особенностями психофизического  развития в  контексте идеи «Независимого  образа  жизни»/ Т.В.Варёнова//журнал  Дифектология - 2006 .№5-С.17-19;

3.Влашу-Балафути, А., Зонцу-Сидерис, А. Политика и практика в области специального и интегрированного обучения в Греции // Хрестоматия по курсу “Социальная эксклюзия в образовании” / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;

 4. Выготский, Л.С. Проблемы  дефектологии.-М.;просвящение.-1995-С.26-36;

5.Змушко,А.М. Социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития в социокультурном контексте/А.М. Змушко  //журнал Дифектология - 2006 .№5-С.9-12;

6. Кернс ,С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями: Докл. / 1-я Моск. междунар. конф. по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. Москва, 1995;

7.Коноплёва,А.Н.Проблемы и  перспективы  интеграции в  республике  Беларусь/А.Н. Коноплёва //журнал  Дифектология - 2006.№5-С.3-9;

8.Малофеев, Н.Н.Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и      переспективы /А.Н.Малофеев //журнал  Дифектология №1 2005с.30-31;

9. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Брошюра по материалам конференции Инклюзивное образование:    вчера, сегодня и завтра, Самара: СООИК «Ассоциация Десница», 2007. – 75с-Режим Доступа: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru- Дата доступа: 22.11.2007;

10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Balshow, Maggie. Developing Inclusive practices: an International Comparison -Режим доступа: www.eenet.org.uk/theory _practice/comparison. shtm  l   - 16k- Дата доступа: 22.11.2007;

11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]                  

Berringan, Carol, and Dennis Taylor. Everyone Belongs: School Inclusion and Social Relationships in Italy-Режим доступа http://soeweb.syr. edu/thechp/italy2.htm- Дата доступа: 22.11.2007;

12. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Джеймс Леско, доклад «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха» Москва, 19-20 ноября 2005-Режим доступа:

 http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru - Дата доступа: 22.11.2007;

13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Защита прав детей в Российской Федерации//Аналитический вестник Совета ФедерацииФС РФ-2007- № 7 (324)- Режим доступа: http://www.gks.ru/  - Дата доступа-22.112007;

14.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Нац.центр правовой  информации,Респ.Беларусь/ Постановления Министерства образования Республики Беларусь.-Режим  доступа : :http:/www/pravo/by.- Дата доступа 22.11.2007;                                   

15. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Mardulier, T. 2000. Towards More Inclusive Education in Flanders. Presented at ISEC-Режим доступа: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru - Дата доступа: 22.11.2007;

16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Peter Mittler International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools-Режим доступа: http://www.eenet. org.uk/theory_ practice/internat _exp.shtml - 59 K - 2 Sep 2003- Дата доступа: 22.11.2007;

17. Олешкевич, В.И Интегрированное обучение и воспитание как фактор социализации лиц с особенностями психофизического развития/В.И Олешкевич В.И //журнал  Дифектология №5 2006    с.35-37;                           

 18. Персон, Б. Общество и девиации с философской точки зрения // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;

19. Рамон, Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия // Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании» / Московская высшая школа социальных и экономических наук; Сост.: Ш. Рамон и В. Шмидт. М., 2003;

20 Тарасенко, Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России / Е.А. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2. - № 1;

21. Шмидт, В.Р. Междисциплинарный подход к проблеме социальной эксклюзии /В.РШмидт  // Исследования социальной политики- 2004- Т. 2 -№4;  

  
 
 

                                                  
 
 
 

        
 

                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные  принципы инклюзии –  Иллюстрация

"Обычное" образование Специальное образование
  • "Обычный"  ребенок 
  • Круглые колышки для круглых отверстий
  • Обычные педагоги
  • Обычные школы
  • Особый ребенок
  • Квадратные колышки для квадратных отверстий
  • Специальные педагоги
  • Специальные школы
 
Интегрированное образование
  • Адаптация ребенка к требованиям системы
  • Превращение квадратных колышков в круглые
  • Система остается неизменной
  • Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
 
 
 
 
Инклюзивное образование
  • Все дети разные
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, 
    различные этнические группы, 
    разный рост, 
    возраст, 
    происхождение, 
    пол
  • Адаптация системы к потребностям ребенка
 
Равные возможности для каждого! 
 
Главные преимущества 
инклюзивного образования:
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ Б

                                      Политико-правовой подход к социальным проблемам   

  Общая характеристика Нетерпимость - толерантность Дискриминация – анти-дискриминационная  практика Эксклюзия - инклюзия
Либеральный (правый, анти-коллективистский ) Сосредоточенность на правах индивида и его личных свободах;

Подчеркивание роли индивида и государства в  осуществлении прав, принцип индивидуальной ответственности (зависимости поведения  и жизни человека от него самого)

Толерантность – это индивидуальная ассимиляция; терпимость по отношению к индивиду; государство – основной регулятор отношений терпимости и мультикультурализма;

Основной  путь достижения толерантного отношения - демократический, всеохватывающий, сражение за признание гражданских прав

Дискриминация существует как система пережитков, которые исчезают с течением времени. Также часто дискриминация – бессилие людей в ситуации ущемления их прав. Причины дискриминации по разным признакам (полу, возрасту, национальности) различны. Дискриминация – социальная патология, которая требует психосоциального «лечения». Социальная  эксклюзия - неосуществление или ограничение гражданских и политических прав.

Причина эксклюзии – ущемление права участвовать в общественной жизни

Социал-демократический (левый, коллективистский) Сосредоточенность на гражданских правах, таких как право на труд, образование, жилье, здравоохранение и т.д.;

Подчеркивание роли общества в решении социальных проблем, принцип разделенной ответственности за тех, кто слабее, преемственности  социальной ответственности

Толерантность – это признание группы  и  ее права отличаться; терпимость по отношению к группе; общество – основной регулятор отношений

Основной  путь достижения толерантного отношения - отделение, предоставление группе в целом равного голоса, место обитания и право проведения собственной политики

Дискриминация – ущемление прав одной группы в пользу другой. Существует единый источник дискриминации – социальное неравенство, часто человек дискриминируется сразу по нескольким основаниям («пожилая, черная женщина»). Преодоление дискриминации: 1) распознавание   социального контекста любой проблемы; 2) борьба социального меньшинства против дискриминации; 3) эмансипация клиентов от давления среды Социальная  эксклюзия -  неосуществление или  ограничение социальных прав;

Причина эксклюзии – в недостаточной активности общества по включению людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь

Инклюзия  направлена на наделение человека способностью реализовывать свои социальные права

 

                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ В    

                                                                           Взаимосвязь социальных проблем  

Факторы Понятие  негатив Понятие позитив Пути реализации

Бедность 

Несовершенство  законов и институтов

Политический  контекст (не демократическое управление, пробелы идеологического самоопределения государственной власти)

Изъяны экономических решений (в том числе, либерализация социальной сферы)

Поведение человека (группы людей), предрассудки, стереотипы и отрицательные установки, агрессивность

Предыстория конфликтов и событий-катастроф

Недостаток  профессионального обеспечения  социальной сферы, как деятельности пара-помогающих специалистов (врачей, учителей, юристов), так и помогающих (социальных работников, социальных педагогов, психологов)

Пробелы теоретического знания и системного понимания феноменов  социального неравенства [Бергер П., Лукман Т. 1992], [Social stratification Class, race, gender in sociological Perspective. 1994; 56]

Социальное  неравенство –  существование различных социальных групп, отличающихся уровнем жизни Социальная  справедливость –  система сдержек  и противовесов в ситуации стратификации,  которая позволяет обеспечить равный доступ к правам при прочих равных условиях Государство благосостояния (социальное государство); взвешенная социальная политика
Нетерпимость  – совокупность действий и отношений, которая направлена на игнорирование и ущемление потребностей и прав как отдельного человека, так и группы людей Толерантность – отношение к человеку (группе людей), которое обеспечивает принятие и возможность вести себя отлично от других Образовательные программы, поддержка культурного плюрализма
Дискриминация – ущемление гражданских и социальных прав одной группы (социального меньшинства) в пользу другой (социального большинства), которое реализуется через действия и отношения Анти-дискриминационная  практика – практика, направленная на предотвращение и преодоление дискриминации Радикальная социальная политика (движения, которые объединяют социальные меньшинства), перестройка практик помогающих специалистов, работа с социальными меньшинствами по правовому просвещению
Эксклюзия – ограничение социальной активности человека (группы людей) до их исключения из общественной жизни вследствие барьера реализации  социальных и гражданских прав человека Инклюзия –  процесс включения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой стороны, социальную активность.   Институциональные мероприятия (в сфере труда, образования, здравоохранения); активизация сектора некоммерческих объединений
Сегрегация  – отделение людей с особыми потребностями от большинства, практика закрытых социальных институтов для сирот, престарелых, психически больных людей и т.д. Интеграция (валоризация) – посредством деинституционализации люди с особыми потребностями включаются в сферу образования, труда, досуга наравне с другими Распространение и поддержка деинституциональных форм социальной помощи – интегрированные школы вместо специнтернатов, кэмпхиллы – вместо психиатрических больниц, семейное жизнеустройство сирот  - вместо детских домов 

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс