Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

ТЕРРИТОРИЯ  ШКОЛЫ

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью  по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое  асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.

    Ребра решеток, на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно  направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд, уклон которого не более 1:10, как у пандуса, ширина не менее 90 см.

    Детей с полной или частичной потерей  зрения необходимо провести по территории чтобы они запомнили маршрут  и препятствия.

    Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

    Оптимальными  для маркировки считаются цвета  ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Недавно в Москве на Новослободской улице открылась школа, которая практически доступна для детей, которые имеют физические ограничения: в ней есть пандус и даже лифт.

    Нам хотелось бы, чтобы таких школ было как можно больше. Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться  из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научится не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми. 
 

         

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                 
 
 

                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ Ж                                                                                                                                  

                                                     ИНСТУКЦИЯ 

о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания  

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее – Инструкция) определяет порядок организации интегрированного обучения и воспитания на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с особенностями психофизического развития, его цели и задачи, а также особенности открытия и функционирования специальных классов (групп), классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

2. Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях (кроме специальных дошкольных учреждений) и общеобразовательных учреждениях (кроме специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) (далее – учреждениях образования), создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.

3. При организации интегрированного обучения и воспитания открываются:

на уровне дошкольного  образования – специальные группы, группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

на уровне общего базового и общего среднего образования – специальные классы, классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

4. Интегрированное обучение и воспитание может организовываться для следующих групп детей:

с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

с нарушениями  психического развития (трудностями  в обучении);

с тяжелыми нарушениями  речи;

с нарушениями  зрения;

с нарушением слуха;

с нарушениями  функций опорно-двигательного аппарата.

5. Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

6. Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются:

обеспечение обязательного  минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ;

развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

организация психолого-педагогического  сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;

реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

создание адаптивного  образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребенка с особенностями психофизического развития;

формирование  жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих  снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

формирование  позитивного отношения к детям  с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования;

предупреждение  возникновения вторичных нарушений физического и (или) психического развития;

оказание консультативной  помощи семьям, воспитывающим детей  с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

7. Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает создание в учреждениях образования следующих специальных условий:

создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного  и когнитивного развития детей с  особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;

создание адекватной возможностям детей с особенностями  психофизического развития образовательной  среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными  техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;

организация социального  взаимодействия здоровых детей и  детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы  Брайля, слабовидящих – по учебникам  и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования;

обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей, с  использованием звукоусиливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;

создание безбарьерной среды для обучения детей с  нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата (со значительным и резко  выраженным нарушением передвижения или  его отсутствием);

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой.         

8. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность специальных учреждений образования, иными актами законодательства, настоящей Инструкцией.

9. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений.

10. Решение об открытии специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания и принимается местными исполнительными и распорядительными органами (далее – учредитель) по представлению управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов на основании заключений государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – центров).

11. Зачисление ребенка в класс (группу) интегрированного (совместного) обучения и воспитания или в специальный класс (группу) осуществляется приказом руководителя учреждения образования с указанием программы обучения ребенка с особенностями психофизического развития на основании письменного заявления законного представителя ребенка и заключения центра с рекомендациями об организации образовательного процесса для такого ребенка.

12. Организационно-методическую помощь по вопросам открытия и функционирования классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, специальных классов (групп) для детей с особенностями психофизического развития оказывают специалисты центра.

13. Непосредственное руководство интегрированным обучением и воспитанием осуществляет руководитель учреждения образования.  

Глава 2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

14. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования строится на основе реализации целостного подхода к развитию, обучению и социализации детей, проектирования индивидуальных программ воспитания, обучения и развития с целью предупреждения возникновения у них вторичных нарушений физического и (или) психического развития.

15. Комплектование специальных групп, групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к приему в специальные дошкольные учреждения (группы).  

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс