Социальное положение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:57, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Оглавление

Введение
1. Основные направления социальной работы с молодежью
1.1 Положение молодежи в обществе
1.2 Государственная молодежная политика
2. Социальные проблемы молодежи
2.1 Обзор проблем современной молодежи
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальное положение молодежи.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Поневоле с  ностальгией вспоминаются охаянные не одну тысячу раз советские времена, когда существовала специальная  программа «Молодежь», которая служила  гарантией того, что молодой человек по окончании любого учебного заведения сможет устроиться на работу по своей специальности, будет приносить пользу и себе, и государству своим профессиональным трудом.

Никто не говорит, что добровольно-принудительные молодежные организации вроде всеобщей (так и хочется сказать - воинской обязанности) комсомольской организации - это очень хорошо, и никаких проблем у молодежи в те времена не было. Проблемы молодежи всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом пытались решать, и зачастую ведь решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас? Лозунги с трибун, разговоры о том, что требуется реализация молодежного потенциала, партийные газетки типа «Молодежный экспресс города Загуляйска» или «Вестник молодежи поселка Гнутово» - неужели кто-то из государственных людей всерьез может считать, что все это может представлять интерес для молодежи современности. Молодежи, которая воспитана в духе свободы, если не сказать вседозволенности. Молодежи, которая прекрасно видит отношение к ней со стороны родного правительства, депутатов и прочих «слуг народа», умеющих лишь красиво обещать и не выполнять своих красивых обе ...........

лодежь как  общественная группа. Справка из энциклопедии. Возрастная

                               стратификация.

        Молодежь   –   это   не   столько   специфическая   социальная   или

демографическая группа общества, сколько находящаяся  в  становлении  особая

его  часть,  положение   которой   детерминировано   социально-экономическим

состоянием  общества.  Специфика заключается,  прежде  всего,  в том,  что

молодежь  в  социальном  и  возрастном  положении  находится  в   переходном

состоянии. Эта  переходность определяет:

. Необходимость  изучения проблем молодежи как  части всего общества;

.  Необходимость  дифференцировать  молодежь  как  слой  по   целому   ряду

   признаков,  основные  из  которых  –   возраст,   пол,   вид   занятий   и

   деятельности, социально-экономическое положение  и т.д.

      Каждый знает, что юность –  определенный  этап  созревания  и  развития

человека, лежащий  между детством и взрослостью.  Но  каковы  хронологические

границы и содержательные  признаки  этого  периода?  Переход  от  детства  к

взрослости  обычно  подразделяется  на  два  этапа:   подростковый   возраст

(отрочество) и юность (ранняя и  поздняя).  Однако  хронологические  границы

этих  возрастов  часто  определяются  совершенно  по-разному,  например,   в

отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет  называют  подростковым,  в

психологии же 16-18 летних считают юношами.

      Возрастная терминология  никогда   не  была  однозначной.  В   «Толковом

словаре» В.Даля юноша определяется как «молодой, малый, парень от 15  до  20

лет и более», а подросток  –  как  «дитя  на  подросте»,  около  14-15  лет.

Л.Н.Толстой хронологической гранью  между отрочеством и юностью считает

15–летие. В то  же  время  герою  романа  Ф.М.Достоевского  «Подросток»   уже

исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово  «отрок» обозначало  и  дитя,

и подростка, и  юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической  и

средневековой латыни.

      Важная деталь: возрастные категории  во многих, если не во всех  языках

первоначально  обозначали  не  столько  хронологический  возраст   человека,

сколько  его  общественное  положение, социальный   статус.   Древнерусское

«отрок» (букв. –  не имеющий права говорить) означало: раб, слуга,  работник,

княжеский воин.

      Связь возрастных категорий   с  социальным  статусом  сохраняется   и  в

современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему

как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) нередко содержит в  себе

оттенок пренебрежения  или снисходительности.

      Это проявляется и в  периодизации  жизненного  пути.  Представления   о

свойствах  и  возможностях  индивидов  каждого  возраста  тесно  связаны   с

существующей  в обществе возрастной стратификацией. Хронологический  возраст,

а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо  или  косвенно

отражает  его  общественное  положение,  характер   деятельности,   диапазон

социальных  ролей  и  т.п.  половозрастное  разделение   труда   во   многом

определяет социальное положение, самосознание и  уровень  притязаний  членов

соответствующей возрастной группы.

      Возраст служит критерием знания  или оставления тех или иных социальных

ролей, причем  эта  связь  может  быть  как  прямой,  так  и  опосредованной

(например, временем, необходимым для  получения   образования,  без  которого

нельзя  занять  определенное  общественное  положение).  В   одних  случаях

критерии являются  нормативно-юридическими  (школьный  возраст,  гражданское

совершеннолетие),  в  других  –  фактическими  (например,  средний   возраст

вступления в  брак), причем степень  определенности  возрастных  критериев  и

границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

      Возрастная стратификация включает  также систему связанных с   возрастом

социально-психологических  ожиданий и санкций (сравните  представления  –  не

всегда осознанные –  о  «нормальном  поведении»  и  степени  ответственности

подростка и  взрослого, молодого рабочего и ветерана).

      Слово  юность  обозначает  фазу  перехода  от  зависимого  детства   к

самостоятельной  и  ответственной  взрослости,  что  предполагает,  с  одной

стороны, завершение физического,  в  частности  полового,  созревания,  а  с

другой  –  достижение  социальной  зрелости.  Но  в  разных  обществах   это

происходит по-разному.

      В первобытных  обществах,  с  их  сравнительно  простой   и  стабильной

социальной структурой индивид относительно легко усваивал социальные роли  и

трудовые навыки, необходимые взрослому  человеку.  Низкая  продолжительность

жизни не позволяла  обществу особенно затягивать  «подготовительный  период».

Детство  кончалось  рано,  воспитание  и  обучение   имели   преимущественно

практический  характер: дети обучались, участвуя, в  посильной для них  форме,

в трудовой и  прочей деятельности взрослых. У многих народов Сибири дети  уже

к 10-12  годам  владели  техникой  обиходных  работ  –  стрельбой,  греблей,

рыболовством, становясь  практически равноправными работниками.

      В дальнейшем критерии социального созревания  усложняются,  становятся

более многомерными.

      В средние века передача накопленного  старшими опыта  осуществлялась  в

основном  путем  непосредственного   практического   включения   ребенка   в

деятельность  взрослых. Ребенок выполнял  подсобные  функции  в  родительской

семье или вне  дома; обучение  было  органической  частью  труда  и  быта,  а

критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и  отрочества

средневековая мысль подчеркивает не  столько  задачу  подготовки  к  будущей

жизни, сколько  момент социальной зависимости.

      Буйный юношеский возраст не  вызывал у старших  умиления.  Как  говорит

один из шекспировских  персонажей  «лучше  бы  люди,  когда  им  исполнилось

десять, но еще  не стукнуло двадцать три, вовсе не имели возраста.  Лучше  бы

юность проспала свои годы, потому, что нет у нее  другой забавы,  как  делать

бабам брюхо, оскорблять стариков, драться и красть».[1]

      Важнейшим критерием взрослости  считалось создание собственной  семьи, с

чем ассоциировались самостоятельность и ответственность.

      Новое время  принесло  важные  социальные  и  психологические   сдвиги.

Физическое, в  частности половое, созревание  заметно  ускорилось,  заставляя

«снижать» границы  юношеского  возраста.  Напротив,  усложнение  общественно-

трудовой деятельности, в которой должен был  участвовать  человек,  повлекло

за собой удлинение  необходимых сроков  обучения.  Новые  поколение  молодежи

значительно позже, чем их  ровесники  в  прошлом,  начинают  самостоятельную

трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда –  удлинение

периода «ролевого  моратория» (когда  юноша  «примеряет»  различные  взрослые

роли,  но  еще  не  идентифицируется  с  ними  окончательно)   и   изменение

соответствующих социально-психологических стереотипов.

      Удлинение юности  имеет  свои  личные  предпосылки:  расширение  сферы

сознательного самоопределения и повышения  его самостоятельности. В  обществе

патриархально-феодального  типа жизненный  путь  индивида  в  своих  основных

чертах был предопределен  наличной  социальной  структурой  и  традицией.  В

профессиональной  сфере  юноша,  как  правило,  наследовал   занятия   своих

родителей.  Его  социальные  стремления  ограничивались  рамками   сословной

принадлежности.  Невесту  ему  выбирали  родители,  часто задолго до   его

возмужания и  независимо от его личных склонностей  и симпатий.  Вырваться  из

этой социальной скованности и  даже  осознать  ее  как  таковую  мог  только

человек выдающийся.

      Развитие самостоятельности есть не что иное, как  переход  от  системы

внешнего управления к самоуправлению. Всякое  управление  требует  сведений,

информации  об  объекте  управления.  При  самоуправлении  это  должна  быть

информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень  сложности,

интегрированности и устойчивости «образа» всегда тесно  связаны  с  развитием

интеллекта.  В  этом  отношении  ранняя   юность   также   знаменует   собой

определенный  рубеж.

      Социальное самоопределение (все  равно, идет ли речь о выборе профессии

или мировоззренческом  поиске) есть определение своего положения  в мире.  Оно

направленно не внутрь личности, а вовне. Но ответ  на  вопросы,  кем  быть  и

что  делать,  подразумевает  также  определенную   оценку   себя   и   своих

Информация о работе Социальное положение молодежи