Социальное положение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:57, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Оглавление

Введение
1. Основные направления социальной работы с молодежью
1.1 Положение молодежи в обществе
1.2 Государственная молодежная политика
2. Социальные проблемы молодежи
2.1 Обзор проблем современной молодежи
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальное положение молодежи.doc

— 199.50 Кб (Скачать)
  1. Социальное  положение молодежи
  • Введение
  • 1. Основные направления социальной работы с молодежью
  • 1.1 Положение молодежи в обществе
  • 1.2 Государственная молодежная политика
  • 2. Социальные проблемы молодежи
  • 2.1 Обзор проблем современной молодежи
  • 2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Актуальность исследования. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
  • Не снижается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
  • В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
  • Данная тема особенно актуальна, так как молодежь - это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
  • Таким образом, целью данного исследования является анализ социальных проблем молодежи.
  • Объектом исследования является молодежь.
  • Предметом исследования являются социальные проблемы.
  • В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
  • - изучение основных направления социальной работы с молодежью;
  • - анализ социальных проблем молодежи.
  • Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
  • 1. Основные направления социальной работы с молодежью
  • 1.1 Положение молодежи в обществе
  • "Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
  • Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость -- не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
  • К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
  • Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.
  • Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.
  • Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.
  • В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.
  • Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.
  • Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008 ,С, 77.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для  каждого молодого чел Государственная молодежная политика

Под государственной  молодежной политикой (ГМП) подразумевается  деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации каждого  молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика - одно из специфических  направлений деятельности законодательных  и исполнительных органов власти с целью реализации творческого  потенциала молодежи и успешного  вхождения ее в самостоятельную  жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной  молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных  граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Создание современной  системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.

Сферу его деятельности составили: обеспечение координации  усилий различных министерств и  ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением  Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п  был образован Совет по делам  молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

Перед Комитетом  были поставлены следующие задачи Васильева  П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006 ,С, 94:

- разработка  основных положений государственной  молодежной политики и ее реализация;

- обеспечение  решения межотраслевых проблем  в сфере государственной молодежной  политики;

- методическое  обеспечение деятельности органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам  государственной молодежной политики;

- разработка  и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;

- разработка  и осуществление мер по поддержке  молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных  объединений, содействие духовному  и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.

С реорганизацией Минобразования России и созданием  Министерства образования и науки  Российской Федерации (постановление  Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.

В то же время  функции организационно-финансового  обеспечения планируемых мероприятий  в сфере молодежной политики возложены  на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.

Кроме того, в  формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006, С. 98.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной  поддержке молодежных и детских  Общественных объединений" создан федеральный  реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.

Под государственной  поддержкой молодежных и детских  объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной  власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных  актов по молодежной политике. Они  координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.

Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они  включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые  социальные роли.

На региональном уровне также формируются реестры  детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы  и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную  и информационную помощь.

В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ.

В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет -- до 2016 года и определяет главную цель ГМП -- развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.

Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации  должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных  возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006,С. 111.

Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального  инвестирования государственных и  общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки  российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.

В соответствии с выделенными приоритетами и  принципами ГМП стратегия для  ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые  открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой.

2. Социальные проблемы  молодежи

2.1 Обзор проблем  современной молодежи

Современная молодёжь, будь-то молодежь Москвы или любого другого города, в последние годы предоставлена сама себе. Таковы реалии нашей нынешней жизни, в которой  трудности молодежи сливаются с общими проблемами каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Взрослые серьёзные люди с высоких трибун говорят о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и т.д. Жаль, что этот самый фундамент в пылу политических и финансовых баталий некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии.

Творчество молодежи интересует лишь ограниченный круг лиц, государственных дотаций для  талантливых и по-настоящему одаренных молодых людей как таковых нет. Государственные молодежные организации создаются, как правило, в тот момент, когда приближаются очередные выборы, после которых о молодежи сановные мужи очень быстро забывают, в очередной раз предоставляя возможность молодежи решать свои проблемы самостоятельно. Достойная работа для молодежи, даже для тех, кто с отличными показателями закончил престижные высшие учебные заведения, не предоставляется. Проблемы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их никто не собирается Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007, С, 44.

Информация о работе Социальное положение молодежи