Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, контрольная работа
Объектом исследования является молодежь как объект социологии.
Предметом исследования является генезис понятия молодежи в социологии.
Целью работы является изучение развития понятия «молодежь» как социального объекта.
Введение 3
1. Молодежь: генезис понятия и направления изучения ее в социологии 5
1.1 Молодежь как субъект социальных отношений 5
1.2 Направления социологического изучения молодежи 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Актуальность теоретического исследования. Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются ее практически по всем «номинациям» в области собственности, системы власти и управления, доступности экономических и культурных благ в той мере, в которой все социальные группы общества включают в себя подрастающие поколения.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Но это не только российские проблемы. На заседании 34-го исследовательского комитета «Социология молодежи» на XIII Всемирном конгрессе социологов в Билефельде (1994 г.) многие докладчики с беспокойством говорили об обострении социальных проблем молодежи почти во всех странах.
Молодежью большинство социологов считают часть населения в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемую современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры.
Придерживаясь социологического подхода к понятию «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы: а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет — молодая интеллигенция.
Еще
более полно содержание понятия
молодежи может быть выражено в представлении
о ней как социально-
Объектом исследования является молодежь как объект социологии.
Предметом исследования является генезис понятия молодежи в социологии.
Целью работы является изучение развития понятия «молодежь» как социального объекта.
Для достижения поставленной цели можно выделить задачи:
Методы исследования - анализ и синтез литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что систематизированный нами материал можно использовать в дальнейшем для написания курсовой работы.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования.
В основной части раскрываются основные этапы и подходы изучения молодежи на современном этапе развития российского общества.
В заключении приведены основные выводы исследования.
Список литературы содержит 7 источников.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученых разделяют разные подходы к предмету изучения с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.
В
отечественном обществоведении
долгое время молодежь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
В этих дискуссиях окончательно сформировался взгляд на молодежь как на референтную группу, и определились основные подходы к социологическому определению ее сущности. Они нашли подтверждение не только у нас, но и на Западе, когда депрессия 70-х годов продемонстрировала упадок радикализма студентов, которые, как, оказалось, более стремились к государственной карьере, чем к насильственным социальным изменениям. Преодолев, не без трудностей, и ограниченность классового подхода в определении молодежи, и узкоэмпирические дефиниции, характерные для многих ювенологических школ, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально- демографическую группу. Важнейшими групообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»2.
Как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история - вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат.
Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодежь» вкладывается свое содержание. Это связано с особенностями предмета науки и традиционностью употребления в них данного понятия. Не затрагивая областей смежных общественных наук, охарактеризуем социологический подход к указанной категории.
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества3.
В связи с этим в публикациях 90-х годов по проблемам молодежи наметились тенденции формирования целостного представления о молодежи, вытекающего из самой объективности ее сущности.
Такой подход к проблемам молодежи отличает монографию «Молодежь России: социальное развитие». В ней комплексно анализируются социальные характеристики молодежи: ее социальный состав, особенности социального положения, специфические формы социальной деятельности. Анализируя соотношение «молодежь и общество», авторы связывают социологическое определение понятия «молодежь» с тем специфическим положением, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную социально-демографическую группу, а во-вторых, как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия.