Молодежь как социальный объект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является молодежь как объект социологии.

Предметом исследования является генезис понятия молодежи в социологии.

Целью работы является изучение развития понятия «молодежь» как социального объекта.

Оглавление

Введение 3
1. Молодежь: генезис понятия и направления изучения ее в социологии 5
1.1 Молодежь как субъект социальных отношений 5
1.2 Направления социологического изучения молодежи 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

социология молодежи.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

     Актуальность  теоретического исследования. Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются ее практически по всем «номинациям» в области собственности, системы власти и управления, доступности экономических и культурных благ в той мере, в которой все социальные группы общества включают в себя подрастающие поколения.

     Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность.

     Но  это не только российские проблемы. На заседании 34-го исследовательского комитета «Социология молодежи»  на XIII Всемирном конгрессе социологов в Билефельде (1994 г.) многие докладчики с беспокойством говорили об обострении социальных проблем молодежи почти во всех странах.

     Молодежью большинство социологов считают  часть населения в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемую современным  образом жизни, участием в одном  из видов жизнедеятельности, труда  и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры.

     Придерживаясь социологического подхода к понятию  «молодежь», нельзя не отметить, что  эта социальная группа отражает сложную  дифференциацию социальной жизни современного общества. Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы: а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет — молодая интеллигенция.

     Еще более полно содержание понятия  молодежи может быть выражено в представлении  о ней как социально-демографической  группе общества, где в равной степени  учитываются как возрастные психологические  особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

     Объектом  исследования является молодежь как объект социологии.

     Предметом исследования является генезис понятия молодежи в социологии.

     Целью работы является изучение развития понятия «молодежь» как социального объекта.

     Для достижения поставленной цели можно  выделить задачи:

  1. рассмотреть понятие молодежи как социального объекта;
  2. изучить направления социологического изучения молодежи.

     Методы  исследования - анализ и синтез литературы по проблеме исследования.

     Практическая  значимость заключается в том, что систематизированный нами материал можно использовать в дальнейшем для написания курсовой работы.

     Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования.

     В основной части раскрываются основные этапы и подходы изучения молодежи на современном этапе развития российского  общества.

     В заключении приведены основные выводы исследования.

     Список  литературы содержит 7 источников.

 

     1. Молодежь: генезис  понятия и направления изучения ее в социологии

     1.1 Молодежь как субъект социальных отношений

     Полемика  между учеными по поводу определения  молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученых разделяют разные подходы к предмету изучения с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.

     В отечественном обществоведении  долгое время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам, стремление к институционализации ее особых социальных и, не дай Бог, политических амбиций. Социологи первыми среди обществоведов увидели в молодежи как социальной группе присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения. Кроме того, они заговорили об особых проблемах молодежи, имеющих, прежде всего социальные корни. При этом оказалось, что многие из этих проблем, судя по официальной пропаганде, давно уже решены. И уже совсем вольнодумством выглядели результаты исследований, из которых вытекало, что в сравнении с западной молодежью у наших парней и девчат общего больше, чем различного. Это были годы бескомпромиссных споров о сущности молодежной субкультуры, о причинах социального бунтарства в ее среде, об отношениях между поколениями и о многом другом. Вступая в противоречие как с теоретиками бесконфликтности отношений между молодежью и обществом, так и с теми, кто доказывал, что молодежь пролетариат, но со своими собственными политическими интересами, противостоящими интересам взрослых, молодая советская ювенология обретала зрелость.

     В этих дискуссиях окончательно сформировался взгляд на молодежь как на референтную группу, и определились основные подходы к социологическому определению ее сущности. Они нашли подтверждение не только у нас, но и на Западе, когда депрессия 70-х годов продемонстрировала упадок радикализма студентов, которые, как, оказалось, более стремились к государственной карьере, чем к насильственным социальным изменениям. Преодолев, не без трудностей, и ограниченность классового подхода в определении молодежи, и узкоэмпирические дефиниции, характерные для многих ювенологических школ, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально- демографическую группу. Важнейшими групообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

     Одно  из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»2.

     Как часть общества молодежь является предметом  изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история - вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат.

     Естественно, в каждой из этих наук в понятие  «молодежь» вкладывается свое содержание. Это связано с особенностями  предмета науки и традиционностью  употребления в них данного понятия. Не затрагивая областей смежных общественных наук, охарактеризуем социологический подход к указанной категории.

     В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в  целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества3.

     В связи с этим в публикациях 90-х  годов по проблемам молодежи наметились тенденции формирования целостного представления о молодежи, вытекающего из самой объективности ее сущности.

     Такой подход к проблемам молодежи отличает монографию «Молодежь России: социальное развитие». В ней комплексно анализируются  социальные характеристики молодежи: ее социальный состав, особенности  социального положения, специфические формы социальной деятельности. Анализируя соотношение «молодежь и общество», авторы связывают социологическое определение понятия «молодежь» с тем специфическим положением, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную социально-демографическую группу, а во-вторых, как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия.

Информация о работе Молодежь как социальный объект