Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:13, контрольная работа
Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире, переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество, занятие
Введение...............................................................................................................................3
1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения..............................................................................................................................4
1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления..........................4
1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы...........................8
2. Молодежная политика как направление социальной политики...............................11
2.1.Цели и развитие молодежной политики............................................................11
2.2.Государственная молодежная политика и молодежная политика в Красноярском крае............................................................................................................14
Заключение.........................................................................................................................23
Список литературы ...........................................................................................................24
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное учреждение ВПО
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
Кафедра Философии и социальных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная политика»
«Социальная политика и молодежь»
Выполнила: Студентка гр.ФКЗУ91/1 Шпанагель Д.В..
Проверил:
И.Т.Сидоров
Красноярск 2012
Содержание
Введение......................
1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения.....................
1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления...................
1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы......................
2. Молодежная политика как направление социальной политики......................
2.1.Цели и развитие молодежной политики......................
2.2.Государственная молодежная политика и молодежная политика в Красноярском крае..........................
Заключение....................
Список литературы ..............................
Введение
Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире, переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество, занятие ею достойного места на рынке труда особенно сложно. Кроме того, возникли серьезные проблемы, связанные со здоровьем молодежи, ее социальным самочувствием и экономическим положением. Серьезные опасения вызывает употребление молодыми людьми психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, распространение различных форм девиантного поведения. Все эти и многие другие проблемы молодежи должны являться объектом пристального внимания правительства, озабоченного качеством жизни страны как в настоящий момент, так и в долгосрочной перспективе.
Особенно остро стоит молодежный вопрос в России, которая в ходе экономических и политических преобразований конца прошлого века утратила большую часть многолетнего опыта работы с молодежью, в то время как количество проблем подрастающего поколения неуклонно растет. Например, по данным статистики, 40% детей в нашей стране рождаются больными, причем по мере взросления потенциал здоровья молодого поколения не возрастает, а постоянно снижается, в результате чего школу оканчивают абсолютно здоровыми менее 10% юношей и девушек.
Поэтому в нашей стране необходима тщательная разработка программ молодежной политики, направленной на решение всего спектра проблем молодежи.
1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения
1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления
[1]Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.
Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.
Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.
[2]Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
[3]Многообразие объектов социальной политики, ее задач и направлений может быть отражено в понятии о ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый из которых имеет свою структуру:
1. Государственно-территориальный тип социальной политики. В данном случае структура политики будет определяться административно-
2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальной политики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Они совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу – систему взаимосвязанных компонентов и частей (частных сфер), среди которых:
• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
• рынок труда, занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система и др.
Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.
3. [4]Демографический тип социальной политики. Для данного типа характерна ориентация на различные социально-демографические группы населения. С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группах населения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, он позволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке все проблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметить пути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.
В то же время, использование данного подхода связано с определенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитом социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом возрасте и лишь проявляются в пенсионные годы. Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.
Тем не менее, именно демографический подход в соответствии с темой данной работы должен быть использован в качестве ее методологической основы. Учитывая рассмотренные его особенности, необходимо понимать, что социально-демографический подход в социально и экономически развитых странах северной Европы не является основным для структурирования социальной политики. В данных государствах преобладают территориальный и сферный типы политики. Поэтому молодежная политика там обычно не выделяется как один из центральных элементов социальной политики, а как бы растворяется в основных социальных сферах.
1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы
[5]В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-
[6]К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:
во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;
во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.
Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:
1. Специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.
2. [7]Проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).
Наиболее значимые социальные проблемы молодежи связаны с «жизненным стартом» – с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемы обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательных возможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организации досуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д.
2. Молодежная политика как направление социальной политики