Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследовать деятельность домов- интернатов и общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов. Задачи:
а. Изучить правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
б. Познакомиться с возможностями общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов;
в. Проанализировать социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов совместно с общественными организациями на базе ЦСР «Золушка», специализированного Дома для ветеранов.

Оглавление

Введение ........................................................................................................... 4
Основная часть ............................................................................................... 6
1 Становление системы социального обслуживания населения …………. 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения ……………………... 6
1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации………………………. 10
2 Спецификация социальной работы с различными группами населения … 16
2.1 Метод обеспечения социальной защищенности человека ……………… 16
2.2 Основные направления работы с различными группами населения …... 19
2.3 Развитие современной системы социального обслуживания
населения в Российской Федерации ……………………………………… 39
3 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей ………………………………………………… 54
3.1Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей …………………………………………………. 54

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 135.33 Кб (Скачать)

2. При оказании помощи  пожилым следует постоянно оценивать  те изменения, которые происходят  в состоянии подопечных, чтобы  точно установить, когда действительно  необходимо вмешательство. Оно  может осуществляться в двух  формах: терапевтическое вмешательство,  направленное на патологический процесс с целью изменения его естественного течения, или же протезирование, направленное на то, чтобы справиться с последствиями патологических изменений и уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у больного гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне других многочисленных проблем и курсов лечения, то каждое новое отклонение от нормы создает новый набор трудностей. Появление новых осложнений может быть замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового заболевания должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые пациент уже принимает. Новое заболевание может послужить толчком к изменению очень хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к нарушению функции в такой степени, когда для коррекции этих нарушений потребуется мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной основе. Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы не увеличить зависимость больного от окружающих, Необходимо постоянно предпринимать усилия, чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными участниками процесса.

Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими  людьми определяется тем, что по мере старения увеличивается частота  заболеваемости и комплексность  патологии, общая физическая немощность, переходящая в старческую дряхлость.

В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института  геронтологии на основе популяционной  выборки медико-социального обследования пожилых людей по программе ВОЗ мы получили возможность ответить на ряд вопросов связанных с размерами потребностей населения старших возрастов в различных видах бытовой помощи, выяснить полноту ее удовлетворения, а также степень обращаемости за материально-бытовыми услугами.

Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста.753 пожилых (до 75 лет), и 611 лиц старческого возраста (более 75 лет). Оценивалось здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям  на физическом состоянии; в качестве критериев использовались показатели, касающиеся сохранности физических возможностей и способности к  самообслуживанию (одевание, соблюдение личной гигиены, приготовление и  прием пищи, передвижение по квартире, лестнице, улице, покупки, посещение  учреждений).

Результаты:

В старческом возрасте по сравнению  с пожилыми доля немощных лиц с выраженной потерей физических возможностей увеличивается в 3-10 раз. От 1/5-1/3 и более среди одиноких лиц и супружеских пар того же возраста, отделившихся от своих детей или не имеющих их.

От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи гулять, ходить по лестнице и т.д. Группа лиц больше всего нуждающихся в посторонней помощи в связи с состоянием здоровья, и не обеспеченные ею, находятся в менее благоприятных коммунально-бытовых условиях, составляет 25-60%.

Сложившееся положение вещей  вызывает неотложную необходимость  в проведении ряда крупных углубленных  социальных исследованиях по выявлению  размера и характера бытовых  нужд пожилых  людей в различных  районах нашей страны, разработки наиболее оптимальных, организационных  форм и средств, для разрешения проблемы.

Демографическая ситуация в  нашей стране характеризуется увеличением  абсолютного и относительного числа  лиц пожилого и старческого возраста в общей структуре населения.11 К началу ХХI века, согласно прогнозам демографического департамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет и более достигнет 56 000 000 или 17.8% всего населения.

 

Социальная помощь, оказываемая  престарелым и нетрудоспособным России

 

 

 

    2002

    2003

    2004

Число отделений соц. помощи на дому

    7833

     8829

    9997

в том числе при отделах  соц.защиты

    6293

    6224

    5398

в домах интернатах и гериатрических центрах

    1540

     2605

     4599

Численность соц.работников

     97900

    107461

    125322

Численность обслуживающих  отделений соц.помощи на дому

 

    724193

    828595

    904066

Численность престарелых  и инвалидов нуждающихся в  надомном обслуживании

    109443

    123659

    142506

Число территориальных центров  соц.обслуживания

    322

     565

    983

Число мест

    10451

    15552

    23500

Численность проживающих постоянно или временно

    5238

    7407

    17598

Число служб срочной соц.помоши

    635

    1050

    1366

Число работников

    3032

    5274

    6796

                                                                                        

 
     

 

2003 год

 

Количество учреждений

1061

Количество мест

258500

Количество человек

234500


 

В соответствии с Указом Президента России от 13 июля 1996 года N888 появилась Федеральная целевая  программа “старшее поколение”.  В результате 30 000 000 россиян улучшит  свое положение. Программа решает следующие  проблемы: совершенствование охраны здоровья, продление жизнедеятельности, повышение активности, улучшение  материальной обеспеченности и оптимальной  среды жизнедеятельности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, создание благоприятных условий  для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте. Программа  пытается сформировать благоприятные  и взаимоувязанные организационные, правовые, социально-экономические  условия.

Программа состоит из пяти разделов, предусматривает создание широкой сети  гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологоических и геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства нетрудоспособных беженцев, вынужденных переселенцев, организацию и развитие   медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, специализированных гериатрических отделений многопрофильных больниц, решение вопросов рационализации питания лиц старших возрастных групп и много других.

Рассчитанная на период 2000-20005 г.г., она будет состоять из двух этапов: первый должен включить выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения, второй предусматривает реализацию  мероприятий Программы. Первый раздел программы называется “Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения”. Планируется проведение сравнительного анализа законодательства РФ, международных правовых актов и основ законодательства зарубежных стран. Он будет касаться вопросов совершенствования правовых механизмов пенсионного обеспечения лиц пенсионного возраста по старости, бомжей переселенцев.

Предусматривается разработка государственных стандартов социального  обслуживания населения. Они должны уступать основным требованиям к  объему и качеству социальных услуг, порядку, условиям их оказания.

Второй раздел “меры по укреплению здоровья старшего поколения” подчеркивает необходимость проведения специальной профилактической работы, повышение объема и качества медицинской  помощи, предусматривает ряд конкретных мер: приобрести санитарный автотранспорт, медицинскую технику для больниц, оснастить медицинским оборудованием Институт геронтологии МЗ РФ, организовать массовое производство ортопедической обуви; рационализация питания (предусматривается разработка новых видов специальных поливитамино-минеральных комплексов в других биологически активных добавок к пище для пожилых и рекомендации к их применению).

Третий раздел “меры по оптимизации среды жизнедеятельности  граждан старшего поколения” предлагает разработку новых и коррекцию  старых нормативов, методов и рекомендаций на строительство, реконструкцию и  обновление жилой среды, зданий, помещений  по основным технологическим направлениям - проживание, быт, здравоохранение, отдых.

Четвертый раздел “меры  по созданию благоприятных условий  для реализации интеллектуальных и  культурных потребностей граждан старшего поколения”. Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую удовлетворить стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни. Предусматривается создание специализированных центров-клубов, многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного телевидения и т.д.

Пятый раздел “Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения” включает в себя научные исследования по актуальным вопросам - проблема охраны здоровья лиц старшего поколения, научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей, физкультурно-оздоровительной  работы с ними и др.

Реализация Программы  должна осуществляться на основе государственных  контрактов. Координирует деятельность Совет по обеспечению научно-методического  руководства с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных учреждений и организаций.

3. Гериатрические  службы

Гериатрия является разделом медицины, который занят клиническими, профилактическими, терапевтическими и социальными аспектами заболеваний  у пожилых.12 Система комплексной гериатрической помощи включает посещение больных на дому, амбулаторное лечение, пребывание в дневных профилакториях и стационарах, реабилитация и службы срочной диагностики. Различные виды гериатрических служб в настоящее время существуют в большинстве экономически развитых стран.

В центре специализированной гериатрической помощи поддержание  независимости и автономии нетрудоспособных престарелых людей, и потребность  в ней постоянно испытывает лишь небольшая часть от общего числа  престарелых.

В некоторых случаях пациентов  следует направлять для специализированного  обследования, чтобы выбрать соответствующие  методы лечения. Гериатрические центры также являются основой для проведения исследований, касающихся клинической  помощи, а также служб здравоохранения и социального обеспечения.

Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах  является создание в стране специальных  учреждений, предназначенных для  жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей.

Называются они по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов  труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью, либо потерявших близких, много. Немало и тех,    кто имеет родственников, но по различным  причинам утратил связь с ними. По существу, и те и другие коротают старость одни и испытывают разные трудности, среди которых самая  тяжелая - одиночество. Есть также часть  пожилых людей, которые хотя и  имеют семью, но по различным причинам не могут жить в ней, например вследствие болезни для таких граждан и созданы дома-интернаты.

Все дома-интернаты в зависимости  от контингента проживающих в  них граждан подразделяются на три  вида: дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, дома-интернаты для  инвалидов и пансионаты для ветеранов  труда. Особый вид - психоневрологический пансионат.

В доме-интернате первого  вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго  вида - только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. Пансионат для ветеранов  труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время  трудившихся на производстве. В психоневрологическом пансионате живут престарелые и  инвалиды, страдающие определенными  хроническими и психическими заболеваниями.

В дом-интернат для престарелых  и инвалидов принимаются пожилые  граждане, достигшие пенсионного  возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных  по закону содержать их. Отдельные  престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний  к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.

Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах