Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:00, дипломная работа
Цель. Исследовать деятельность домов- интернатов и общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов. Задачи:
а. Изучить правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
б. Познакомиться с возможностями общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов;
в. Проанализировать социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов совместно с общественными организациями на базе ЦСР «Золушка», специализированного Дома для ветеранов.
Введение ........................................................................................................... 4
Основная часть ............................................................................................... 6
1 Становление системы социального обслуживания населения …………. 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения ……………………... 6
1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации………………………. 10
2 Спецификация социальной работы с различными группами населения … 16
2.1 Метод обеспечения социальной защищенности человека ……………… 16
2.2 Основные направления работы с различными группами населения …... 19
2.3 Развитие современной системы социального обслуживания
населения в Российской Федерации ……………………………………… 39
3 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей ………………………………………………… 54
3.1Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей …………………………………………………. 54
Итак, социальное обслуживание населения включает виды, типы, методы,
организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.
Говоря словами Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах”.
1.2 Современное
состояние правового
Вопросы правового обеспечения
социальной работы и современной
системы социального
В статье 7 (2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации
охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается
Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит ряд принципиальных положений, раскрывающих понятие "социальные службы".
В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.
В 1997 году вышли "Сборник
нормативных актов по вопросам социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов в нестационарных
условиях" и "Правовое обеспечение
организации и функционирования
системы социального
I группа - "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.
П группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.
Ш группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
На данный период времени
можно говорить о двух уровнях
правового обеспечения
К сожалению, наличие нормативной
базы еще не обеспечивает эффективности
социального обслуживания. Практически
еще не утверждены и не разработаны
государственные стандарты
Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в 2000-2005 г.г. показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.
Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.
Итак, социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения". В нем указаны 13 видов обслуживания, осуществляемых социальными службами (комплексные, социально-реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).
В ст. 39 Конституции РФ говорится:
"Каждому гарантируется
Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.5
Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.
Вообще Конституция
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.
Поощрение развития негосударственных
форм социального обеспечения не
означает ограничение сферы действия
или снижение качества государственной
системы социального
В настоящее время преобладающей
формой социального обеспечения
от предприятий являются выплаты
и услуги за счет текущих доходов.
На основе коллективных договоров предприятия
выплачивают единовременные пособия
при выходе на пенсию, осуществляют
ежемесячные доплаты к
Наиболее типичными формами
зарождающейся
Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения.6 Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный закон от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Пути достижения нового качества
социальной работы и системы социального
обслуживания в целом предполагают
полную и всеобъемлющую реализацию
принятых федеральных законов и
подзаконных актов, касающихся улучшения
социального обслуживания и социального
обеспечения различных
Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
2 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1Метод обеспечения
социальной защищенности
Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровня значительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в помощи.
Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет. Обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Особую актуальность и
значимость приобретает обеспечение
социальной защищенности членов общества,
реализация целостной системы
В современном российском
обществе политика искусственной дифференциации,
расслоившая общество на сверхбогатых
и обездоленных, не привела к прогрессивному
развитию социальной структуры и
не способствовала появлению однородных
социальных слоев. Искусственная дифференциация
сформировала такой уровень "несовместимости
интересов" в разных слоях общества,
при котором возможны острые
социальные конфликты. Особенно в тяжелом
положении оказались слабо
В настоящее время замечается
разрастание маргинальных слоев
и групп. Их численность во многом
зависит от уровня их социальной защищенности,
возможности получить удовлетворительные
условия жизни и работы. Возрастает
необходимость учета в
Социальная работа направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной жизненной ситуации. Наиболее актуальна индивидуальная социальная работа, которая определяется как "использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу".7
Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.
Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.
Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах