Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследовать деятельность домов- интернатов и общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов. Задачи:
а. Изучить правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
б. Познакомиться с возможностями общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов;
в. Проанализировать социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов совместно с общественными организациями на базе ЦСР «Золушка», специализированного Дома для ветеранов.

Оглавление

Введение ........................................................................................................... 4
Основная часть ............................................................................................... 6
1 Становление системы социального обслуживания населения …………. 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения ……………………... 6
1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации………………………. 10
2 Спецификация социальной работы с различными группами населения … 16
2.1 Метод обеспечения социальной защищенности человека ……………… 16
2.2 Основные направления работы с различными группами населения …... 19
2.3 Развитие современной системы социального обслуживания
населения в Российской Федерации ……………………………………… 39
3 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей ………………………………………………… 54
3.1Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей …………………………………………………. 54

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 135.33 Кб (Скачать)

В современных социально-экономических  условиях, к сожалению, постоянно  снижается  жизненный  уровень "экономически неактивной части населения",  а в Москве  это  почти  каждый  третий  житель (только в органах  социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и пособий). Проводимая Правительством Москвы социально  ориентированная политика позволяет  сохранять в городе необходимую  социальную стабильность.

Основные меры  социальной  поддержки,  осуществляемые Правительством Москвы,  нашли свое отражение  в  Комплексной  программе мер  социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.

Намеченная на 1999 год программа  мер социальной защиты жителей Москвы полностью выполнена. 21

В целом на ее реализацию направлено около 45% всех бюджетных  расходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципального жилья и расселение  жителей  из  районов  с  пятиэтажной  застройкой -  3,5  млрд.руб.,  дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготных категорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1 млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1 млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальной защиты москвичей дополнительные ассигнования  направлялись  на  бесплатное  лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям.

С января  1999 года в Москве в основном реализован Федеральный  закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно  получили 570 тысяч  ветеранов войны и труда,  льготы по оплате радиоточки и телеантенны - 1,3 млн. ветеранов, на что из городского  бюджета дополнительно было выделено 460 млн.руб.,  а всего на реализацию этого закона городом расходуется более 4 млрд.  руб. в год. Из-за  отсутствия  средств федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за телефон по-прежнему финансировалась из  доходов АО  "Московская  городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.

Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержке  пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года) способствовало приближению  пенсий  к прожиточному минимуму.  С 1 ноября 1999 года она составила 575 руб.  в  месяц. Численность получателей  городских  доплат  к пенсиям  до "социальной нормы" достигла к  концу года 1730 тыс.чел.,  а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2 млрд.руб.

Продолжалась работа по  предоставлению  инвалидам  различных  реабилитационных услуг и технических  средств. В 1999 году инвалидам бесплатно  выдано 2,5 тыс.  кресло-колясок,  150 тыс.  протезно-ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".

Для адресной социальной поддержки  малообеспеченных пенсионеров и  семей с детьми в 1999 году активно  привлекались внебюджетные средства префектур  административных округов,  районных управ, благотворительных, некоммерческих  организаций и внебюджетных государственных  социальных фондов - социального страхования,  занятости, пенсионного. На эти цели направлено более 1,2 млрд.руб.22

О резком  падении  жизненного  уровня пожилых граждан свидетельствует  увеличение почти в 1,5 раза обращений  по  организации захоронения умерших  пенсионеров на безвозмездной основе.

В 1999  году продолжалась выплата  городских доплат к пособию на погребение и предоставление  отдельных  бесплатных  ритуальных услуг  ГП "Ритуал".  На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн. рублей.

Кроме того,  к  пенсиям  определенным категориям ветеранов  с учетом их боевых и других заслуг установлены дополнительные  выплаты. К этим категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ,  инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения  в годы ВОВ,  родители  военнослужащих, погибших в армии в мирное время,  Почетные доноры СССР, сдававшие кровь  в годы ВОВ.

Для обеспечения   достойной   жизнедеятельности  престарелых  граждан в системе социальной защиты весьма  положительно  зарекомендовали  себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и  инвалидам адаптироваться  в  тяжелой  жизненной ситуации.

В 1999 году продолжалось решение  задачи по созданию  центров социального  обслуживания в каждом районе города.  На сегодняшний день в городе практически  завершена работа по выполнению Программы  развития  сети центров социального обслуживания.  В настоящее время в Москве создано 112 центров социального обслуживания,  11 филиалов и 1 Экспериментальный комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе.

Для обслуживания  на  дому  одиноких пенсионеров и  инвалидов при ЦСО создано 916 отделений  социального обслуживания, которые  в 1999  году  оказали различные  социальные услуги на дому более 115 тыс.  (Приложение №1 и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи.  За последние годы получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания на дому,  которые предназначены  для оказания социальной и медицинской  помощи одиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний. Всего в городе  создано 19 таких  отделений,  которые оказывают  помощь почти 1200 человек.

В настоящее  время при  ЦСО функционируют 140 отделений дневного пребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс. пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание,  доврачебная медицинская помощь,  ЛФК,  массаж, парикмахерские услуги, культурно-досуговые мероприятия. 

Почти во всех центрах социального  обслуживания функционируют отделения  срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделения обратилось более 350 тыс.  человек, из них 93 % граждан  получили различную адресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение №3.

В 1999  году  продолжилась работа по обеспечению малообеспеченных граждан бесплатными горячими обедами  и продуктовыми наборами. Ежедневно  горячее питание получают 3985 чел.,  а продуктовые наборы ежемесячно - 19 тыс.  человек.  С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневного пребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека, а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза).

В целях выявления нуждающихся  в социальном обслуживании, работниками  центров в 1999 г.  проведено массовое обследование всех одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста.  Всего обследовано 81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9  тыс.  одиноких  пенсионеров  дополнительно взяты на социальное обслуживание.  По результатам обследования была  выявлена  группа лиц, которая в данное время не нуждающихся в прикреплении к социальному работнику,  но в любой момент этот вид услуги  им  может потребоваться.  Центрами  социального обслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этой категории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания на дому, а также оказания других видов социальной  помощи.  Граждане,  вошедшие  в "группу риска",  при обследовании получили памятки с телефонами и адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях.

В условиях финансово-экономического кризиса особую  актуальность приобретает  организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным  ценам.  Программа  торгового  и бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетом социальной защиты населения  совместно с  заинтересованными  департаментами  и  комитетами Правительства Москвы,  ветеранскими и другими организациями,  и рассмотрена  на заседании  Правительства  Москвы 8 декабря 1998г.  Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового  обслуживания  малообеспеченных граждан,  консолидация для этого различных финансовых ресурсов,  привлечение внимания благотворительных  и ветеранских организаций.  Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания,  социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных в прейскурантах.

Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры по социальной поддержке и реабилитации инвалидов,  обеспечению их  нормальной жизнедеятельности  и интеграции в общество. Правительством Москвы поставлена задача комплексного решения  вопросов социальной, медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов.  Начиная с 1995 года, в  бюджетных показателях ежегодно предусматриваются  средства  на  реализацию  Комплексной  целевой  программы реабилитации инвалидов  Москвы,  которая включает в себя широкий  перечень мероприятий по реабилитации и социально-бытовой  адаптации инвалидов.

С 1 июля 1998 г.  введены 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда;  ветеранам труда,  проживающим в семьях,  состоящих из пенсионеров,  а также ветеранам труда,  проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их иждивении.  Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров - ветеранов труда.

Сегодня на реализацию социально-бытовых  льгот, предусмотренных Законом  РФ "О ветеранах",  расходуется  более 3 млрд.  руб.  в год.

Вместе с тем,  до настоящего времени остаются не реализованными льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование телефоном для отдельных категорий ветеранов.

Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном  объеме  требуется  дополнительно 461,51 млн.  руб.  в  год. Вопрос о включении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно не решен.

С 1 февраля 1998 года,  с  целью  устранения  диспропорции  в уровне пенсионного обеспечения 2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по сравнению с женщинами-участницами  ВОВ, им установлены аналогичные  доплаты к пенсиям,  на что израсходовано  более 2,2 млн.  руб.  28 мая 1998 года Мэром  Москвы принято решение об установлении  лилипутам (карликам) ежемесячной доплаты  к пенсии в размере 100 % минимальной  пенсии по старости.

С 1 июля 1998 года в полтора  раза увеличены ежемесячные доплаты  к пенсиям  по  старости  родителям  погибших  военнослужащих срочной  службы и одновременно такая же доплата  распространена на родителей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту  и погибших при исполнении обязанностей службы (2 млн. руб.).

Осуществление перечисленных  мер позволило, наряду с финансированием  социальной защиты из городских источников,  более гибко реагировать на социальные нужды жителей своей территории,  оказывая адресную социальную поддержку.

Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные  и правовые акты по организации социального  обслуживания и пенсионного обеспечения  граждан требует пересмотра и  доработок. Изучение эффективности  работы системы социального обслуживания пожилых  показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся  в социальной помощи.

3 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В  СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПОЖИЛЫХ  ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ.

 

3.1 Участие общественных  объединений и организаций в  социальной  

      поддержке пожилых людей и  инвалидов

 

Происходящие в стране масштабные преобразования вызвали  к жизни большое число новых  социально – ориентированных  общественных объединений, организаций, основной целью которых является защита прав и законных интересов  различных групп населения, в  том числе и граждан старшего поколения.

Учитывая массовость этой категории населения, большой жизненный  опыт, высокий уровень социальной активности пожилых людей, общественные организации, объединяющие лиц старшего поколения, выражающие их интересы и  защищающие их права, занимают значительное место в структуре формирующегося гражданского общества в нашей стране.23

Направление деятельности, закрепление уставных документов таких  организаций, охватывают широкий спектр проблем:

  • Содействие правовой и материальной поддержки социально – незащищённых слоёв населения России,
  • Оказание благотворительной помощи нуждающимся,
  • Осуществление культурно – просветительской деятельности, направленной на укрепление нравственных начал в жизни общества,
  • Пропаганда идей милосердия и справедливости,
  • Разработка и осуществление благотворительных программ и проектов в различных сферах, связанных с социальным обслуживанием населения, в первую очередь социально незащищенных его слоёв,
  • Содействие развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере.

В общем числе организаций  следует выделить те, которые не посредственно занимаются социальной защитой пожилых, ветеранов, инвалидов. Они различаются свои статусом, типом, разнообразием источников финансирования. Наиболее распространёнными типами общественных организаций являются:

Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах