Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:00, дипломная работа
Цель. Исследовать деятельность домов- интернатов и общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов. Задачи:
а. Изучить правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
б. Познакомиться с возможностями общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов;
в. Проанализировать социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов совместно с общественными организациями на базе ЦСР «Золушка», специализированного Дома для ветеранов.
Введение ........................................................................................................... 4
Основная часть ............................................................................................... 6
1 Становление системы социального обслуживания населения …………. 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения ……………………... 6
1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации………………………. 10
2 Спецификация социальной работы с различными группами населения … 16
2.1 Метод обеспечения социальной защищенности человека ……………… 16
2.2 Основные направления работы с различными группами населения …... 19
2.3 Развитие современной системы социального обслуживания
населения в Российской Федерации ……………………………………… 39
3 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей ………………………………………………… 54
3.1Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей …………………………………………………. 54
В современных социально-
Основные меры социальной поддержки, осуществляемые Правительством Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.
Намеченная на 1999 год программа мер социальной защиты жителей Москвы полностью выполнена. 21
В целом на ее реализацию
направлено около 45% всех бюджетных
расходов города, в том числе на
строительство бесплатного
С января 1999 года в Москве в основном реализован Федеральный закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно получили 570 тысяч ветеранов войны и труда, льготы по оплате радиоточки и телеантенны - 1,3 млн. ветеранов, на что из городского бюджета дополнительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реализацию этого закона городом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средств федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за телефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Московская городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.
Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержке пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года) способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября 1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателей городских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года 1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2 млрд.руб.
Продолжалась работа по предоставлению инвалидам различных реабилитационных услуг и технических средств. В 1999 году инвалидам бесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".
Для адресной социальной поддержки малообеспеченных пенсионеров и семей с детьми в 1999 году активно привлекались внебюджетные средства префектур административных округов, районных управ, благотворительных, некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальных фондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти цели направлено более 1,2 млрд.руб.22
О резком падении жизненного
уровня пожилых граждан
В 1999 году продолжалась выплата городских доплат к пособию на погребение и предоставление отдельных бесплатных ритуальных услуг ГП "Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн. рублей.
Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ, инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время, Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.
Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.
В 1999 году продолжалось решение задачи по созданию центров социального обслуживания в каждом районе города. На сегодняшний день в городе практически завершена работа по выполнению Программы развития сети центров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112 центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальный комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе.
Для обслуживания на
дому одиноких пенсионеров и
инвалидов при ЦСО создано 916 отделений
социального обслуживания, которые
в 1999 году оказали различные
социальные услуги на дому более 115 тыс.
(Приложение №1 и №2) одиноких граждан,
нуждающихся в посторонней
В настоящее время при ЦСО функционируют 140 отделений дневного пребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс. пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание, доврачебная медицинская помощь, ЛФК, массаж, парикмахерские услуги, культурно-досуговые мероприятия.
Почти во всех центрах социального обслуживания функционируют отделения срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделения обратилось более 350 тыс. человек, из них 93 % граждан получили различную адресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение №3.
В 1999 году продолжилась работа по обеспечению малообеспеченных граждан бесплатными горячими обедами и продуктовыми наборами. Ежедневно горячее питание получают 3985 чел., а продуктовые наборы ежемесячно - 19 тыс. человек. С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневного пребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека, а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза).
В целях выявления нуждающихся в социальном обслуживании, работниками центров в 1999 г. проведено массовое обследование всех одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста. Всего обследовано 81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9 тыс. одиноких пенсионеров дополнительно взяты на социальное обслуживание. По результатам обследования была выявлена группа лиц, которая в данное время не нуждающихся в прикреплении к социальному работнику, но в любой момент этот вид услуги им может потребоваться. Центрами социального обслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этой категории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания на дому, а также оказания других видов социальной помощи. Граждане, вошедшие в "группу риска", при обследовании получили памятки с телефонами и адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях.
В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Программа торгового и бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетом социальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами и комитетами Правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями, и рассмотрена на заседании Правительства Москвы 8 декабря 1998г. Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных в прейскурантах.
Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры по социальной поддержке и реабилитации инвалидов, обеспечению их нормальной жизнедеятельности и интеграции в общество. Правительством Москвы поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов Москвы, которая включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов.
С 1 июля 1998 г. введены 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда, проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда, проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их иждивении. Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров - ветеранов труда.
Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.
Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование телефоном для отдельных категорий ветеранов.
Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном объеме требуется дополнительно 461,51 млн. руб. в год. Вопрос о включении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно не решен.
С 1 февраля 1998 года, с
целью устранения диспропорции
в уровне пенсионного обеспечения
2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по
сравнению с женщинами-
С 1 июля 1998 года в полтора раза увеличены ежемесячные доплаты к пенсиям по старости родителям погибших военнослужащих срочной службы и одновременно такая же доплата распространена на родителей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших при исполнении обязанностей службы (2 млн. руб.).
Осуществление перечисленных
мер позволило, наряду с финансированием
социальной защиты из городских источников,
более гибко реагировать на социальные
нужды жителей своей
Проведенное исследование показало,
что система социального
3 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ.
3.1 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей и инвалидов
Происходящие в стране масштабные преобразования вызвали к жизни большое число новых социально – ориентированных общественных объединений, организаций, основной целью которых является защита прав и законных интересов различных групп населения, в том числе и граждан старшего поколения.
Учитывая массовость этой
категории населения, большой жизненный
опыт, высокий уровень социальной
активности пожилых людей, общественные
организации, объединяющие лиц старшего
поколения, выражающие их интересы и
защищающие их права, занимают значительное
место в структуре
Направление деятельности, закрепление уставных документов таких организаций, охватывают широкий спектр проблем:
В общем числе организаций следует выделить те, которые не посредственно занимаются социальной защитой пожилых, ветеранов, инвалидов. Они различаются свои статусом, типом, разнообразием источников финансирования. Наиболее распространёнными типами общественных организаций являются:
Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах