Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследовать деятельность домов- интернатов и общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов. Задачи:
а. Изучить правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
б. Познакомиться с возможностями общественных организаций в обслуживании пожилых людей и инвалидов;
в. Проанализировать социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов совместно с общественными организациями на базе ЦСР «Золушка», специализированного Дома для ветеранов.

Оглавление

Введение ........................................................................................................... 4
Основная часть ............................................................................................... 6
1 Становление системы социального обслуживания населения …………. 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения ……………………... 6
1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации………………………. 10
2 Спецификация социальной работы с различными группами населения … 16
2.1 Метод обеспечения социальной защищенности человека ……………… 16
2.2 Основные направления работы с различными группами населения …... 19
2.3 Развитие современной системы социального обслуживания
населения в Российской Федерации ……………………………………… 39
3 Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей ………………………………………………… 54
3.1Участие общественных объединений и организаций в социальной
поддержке пожилых людей …………………………………………………. 54

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 135.33 Кб (Скачать)

В сфере охраны здоровья населения в 2005 году был принят целый  ряд постановлений Правительства  по вопросам организации отдыха, оздоровление, занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных  средств и современной медицинской  техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских  осмотров для отдельных категорий  населения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на  2568 мест, в  том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

Особо острой остается проблема лиц без определенного места  жительства и занятий, не имеющих  средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстро развивается сеть  учреждений социального обслуживания семьи и детей  в системе  социальной защиты населения

Наименование

2001

2002

2003

2004

Территориальный центр помощи семье и детям

92

202347

169

488481

250

744615

327

1060749

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

60

40553

116

42990

172

45427

228

47864

Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей

25

1480

23

4270

28

7060

35

9850

Реабилитационный центр  для детей и подростков с ограниченными  возможностями

94

19134

134

41295

174

63456

215

85617

Социальный приют для  детей и подростков

173

10214

307

34243

340

58272

400

140573

Центр психолого-педагогической помощи населению

86

389603

100

579493

112

769303

125

959153

Центр экстренной психологической  помощи по телефону

78

197053

83

201154

92

205255

105

209356

Другие учреждения

158

193305

174

257690

190

322075

206

386460


* В числителе - число  учреждений

В знаменателе - число сотрудников

 

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации  работают более 430 учреждений, которые  оказывают социальные услуги молодым  людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования,    наркологической помощи, планирование семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей  в системе образования.17 В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях

Процесс становления системы  учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен.

Примерно четверть субъектов  Российской Федерации имеют всего  по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах.

Несмотря на очевидное  для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 2003 году их было всего 300, хотя в системе  образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах  Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье  и детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс  объединения различных видов  учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных  регионах не продумано создание упорядоченной  сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую  помощь всем детям вне зависимости  от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает  трудности в оказании помощи другим подросткам.

Совершенно очевидно, что  уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации  служб лицензионной деятельности в  области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания.

Структурная перестройка  общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны,  что  напрямую сказалось на  сокращении продолжительности жизни.

Средняя продолжительность  жизни - величина переменная,  свидетельствующая  об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения.  Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием,  определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

Первая половина 90-х годов  ознаменовалась в Российской Федерации  резким падением средней продолжительности  жизни населения.

В 1992-93гг.  средняя продолжительность  жизни у мужчин была 59 лет и  у женщин 78,7 года.18 По этому основному показателю состояния качества жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из последних мест  для женщин.  Тенденция по сокращению продолжительности жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин .

Несомненно влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для многих миллионов мужчин и женщин,  что особенно сильно отразилось на пенсионерах.

Старость, как период жизни  людей вбирает в себя  многие  коренные проблемы как биолого-медицинской  сферы,  так и вопросы социального  и личного быта общества и  каждой  индивидуальности.  В этот  период  перед пожилыми людьми возникает  много проблем,  так как пожилые  люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного  заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. 

Психические проблемы возникают  при разрыве привычного образа жизни  и общения в связи с выходом  на пенсию, при наступлении одиночества  в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического  процесса. Все  это  ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,  изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса,  лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором -  пессимистической оценкой будущего,  бесперспективным существованием.  При этом,  чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

Главная трудность  заключается  в  изменении статуса пожилых  людей и максимального продления  их независимой и активной жизни  в старости,  вызванное  прежде  всего прекращением или ограничением трудовой деятельности,  пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой,  так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная  уязвимость  пожилых  граждан  связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий,  низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Важной социальной проблемой  пожилых людей является постепенное  разрушение традиционных семейных устоев,  что привело к тому, что старшее  поколение не занимает почетное главенствующее положение.  Очень  часто  пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими  недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье,  то сейчас ее все чаще берут на  себя  государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей  страны,  когда  средняя  продолжительность  жизни  женщин  примерно на 12 лет  больше,  чем у мужчин,  пожилая  семья, чаще всего заканчивается  женским одиночеством.

Хронические заболевания  снижают  возможности  самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими,  даже с детьми и внуками. Психика пожилых и  старых  людей   отличается  иногда раздражительностью, обидчивостью,  возможны старческие депрессии, ведущие порой к  самоубийству,  уходу из дома.  Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего,  одинокие - но нужно помнить  что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

Наступление зрелости  и  старости  - неизбежный процесс,  но объективное положение,  а также  их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.

Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по  возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой  человек. Проблемы людей третьего поколения  можно считать всеобщими. Пожилые  люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.  В  России около 23%  населения  являются пожилыми и старыми людьми,  и тенденции увеличения части  пожилых людей в общей массе  населения сохраняются,  то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное  значение.

По данным ООН в 1950г. в  мире было 214 миллионов людей старше 60 лет:  по прогнозам в 2000г. их уже  будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100 миллионов, т.е. численность пожилых людей  возрастет за  эти  годы  в 5 раз,  тогда как население планеты  за это время увеличится в 3 раза.19  В связи с этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет.

Социальная политика  по  отношению  к престарелым  гражданам, как и социальная политика нашего государства в целом,  ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными  общественно-политическими задачами,  стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития.  Выделение в  общей структуре  социальной политики особого направления - геронтологической политики,  касающейся благосостояния и здоровья  престарелых граждан,  обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни,  особенностями их потребностей,  а также уровнем развития общества  в целом,  его культурой.

Особенность социальной политики  государства  в  современных условиях  состоит в переносе центра тяжести  при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно  на  места. Социальная защита на ближайший  кризисный период предоставляет  собой комплекс дополнительных мероприятий  по оказанию  материальной помощи старым людям,  осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов,  за счет специально создаваемых  фондов  социальной поддержки населения,  сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых  системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной  нищеты,  оказание  материальной помощи  в  экстремальных  условиях переходного периода к  рыночной экономике,  содействие адаптации  этих слоев населения к новым  условиям. К сожалению, в настоящее  время социальная стратегия государства  направлена не на абсолютное увеличение расходов на  социальные программы, а преимущественно на перераспределение  имеющихся средств в целях  оказания социальной помощи прежде всего наиболее  нуждающимся гражданам общества,  к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности. 20

Анализируя накопленный  опыт  работы по социальной поддержке  москвичей за последние годы можно  констатировать следующее.

Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры по социальной поддержке жителей  города позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему социальной защиты населения на городском и  районном уровнях,  имеющую  целенаправленный,  адресный характер.

Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого возраста в домах-интернатах