Социальное попечительство над пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:35, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме пожилого возраста;
2. Выявить психологические особенности пожилого человека как объекта социальной работы;
3. Определить направления социальной работы с лицами пожилого возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА 12
1.3. ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК В СЕМЬЕ 20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 23
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 23
2.2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Пожилой человек как объект социальной работы.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время теория и практика социальной работы в нашей стране развиваются весьма интенсивно, постоянно включая в свой арсенал достижения науки и инновационный опыт практиков, обслуживающих те группы населения, которые нуждаются в социальной поддержке.

Среди различных  групп населения остро нуждающихся  наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются пожилые люди. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Уважение к  старикам и инвалидам — не только показатель культуры общества, но и  традиция, определяющая его жизнеспособность. Бережное отношение к пожилым  и инвалидам свойственно большинству известных нам цивилизаций.

Актуальность  работы обусловлена тем, что анализ положения пожилых и инвалидов в современном обществе и причин, вызывающих необходимость его изменения, выявляет основную цель перемен - максимальную социальную интеграцию пожилых людей, включение их в созидательную деятельность общества.

Определение цели позволяет сформулировать задачи общества по отношению к этой категории населения:

− изменение  социокультурных стереотипов путем  пропаганды отношений партнерства, формирование убеждений, что пожилые люди могут и должны вносить полезный вклад в жизнь общества;

− создание социально-психологического климата, мотивирующего пожилых  людей на продолжение трудовой деятельности;

− расширение сети учреждений, осуществляющих социальную работу с этой категорией населения и охрану ее здоровья;

− повышение  уровня социально-профилактической территориальной  работы с пожилыми, содействие их объединению  в целях взаимопомощи и совместного  решения общих проблем;

− организация  комфортных условий труда пожилых: законодательное закрепление за этими категориями гибкой сетки рабочего времени и удобного графика работы, включения в этот график элементов надомного труда, создание условий для психологической и физической разгрузки в рабочее время;

− продление  работоспособности трудящихся пенсионеров  обеспечением диспансеризации и  поддержки здоровья по месту работы, санаторно-курортного лечения и оздоровления, медико-социальных профилактических мероприятий [6, с. 12].

Цель  работы:  изучить специфику социальной работы с пожилыми людьми.

Объект  исследования:  пожилой возраст

Предмет исследования:  социальная работа с лицами пожилого возраста.

Задачи  исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме пожилого возраста;

2. Выявить психологические особенности пожилого человека как объекта социальной работы;

3. Определить направления социальной работы с лицами пожилого возраста.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Пожилые люди объект изучения

1.1. Психологические особенности людей пожилого возраста

 

Поздняя взрослость - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Старость рассматривается  как сложное биосоциопсихологическое  явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют представления о старости как о тяжелом, инертном, «закатном» времени жизни.

Дж. Холл, основоположник социальной геронтологии, писал: «Познание старости есть долгий, сложный, мучительный опыт: с каждым новым десятилетием сжимается кольцо Великой усталости, ограничивая интенсивность и продолжительность нашей деятельности».

На психологическом  уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее  успешном приспособлении к ним.

Что приносит с  собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индивидуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном варианте старость - это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

Определить  хронологические границы начала старости весьма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако старость следует характеризовать не только с негативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью. Необходимо установить качественные отличия психики пожилого человека, выявить и показать особенности психического развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы [10, с. 306-307].

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Познакомимся с основными его  типами.

В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.); 3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр. [3, с. 178].

Мужчины и женщины пожилого возраста решают различные психологические задачи.

Людей, мужчин и женщин, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:

1. Очень хотят выйти  на пенсию, чтобы заняться другим  делом. Они активно готовятся  к этому, получают дополнительную  специальность или просто осваивают  новую, необходимую информацию. Пенсия  воспринимается как начало новой  жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.

2. Очень боятся выхода  на пенсию. Правдами и неправдами  пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными,  если не могут заработать достаточное,  с их точки зрения, количество  денег.

3. Третья группа людей - равнодушные, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания этого унылого и бесцветного увядания.  Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей - мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого.

Эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует появлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть Я.

Эгоистическая стагнация  обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни  для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой.

Куда только исчезает былая разговорчивость, превратившаяся в нескончаемую старческую болтовню. Что стало с рассудительностью, почему вместо нее подозрительность? Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью. Неуловимое время прорисовывает далеко не лучшие черты у пожилого человека, попавшего в эгоистическую стагнацию, обусловленную всем ходом его предыдущей жизни.

Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности. Они словно волны о берег разбиваются при встрече с реальным Я, с реальностью изменившихся свойств и качеств организма, с реальностью осуществления жизненных планов. Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником?

Современная геронтология дает ответ, который формулируется  как содержание психологической  задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, расширение, изменение жизненного контекста.

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать.

Навыки учительства  и умение дать дельный жизненный  совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Содержание актуальных переживаний пожилых людей способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании концепции жизни и собственной Я-концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и качественно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.

Конечно, все это существует как потенциальная возможность, которой можно воспользоваться, а можно и не заметить, продолжая  существовать в мире фантомном, сюрреалистическом.

Недаром многие психотерапевтические направления уделяют такое большое  внимание работе с прошлым. Именно оно  обладает способностью создавать мир  ирреальный, в котором переживание  настоящего и планирование будущего ориентируются только на прошлое, причем давно прошедшее, в чем, например, убеждает анализ ранних воспоминаний в соответствии с концепцией Альфреда Адлера.

Навыки учительства  и умение дать совет для пожилых  людей проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его  проявление с тремя областями объектов:

1) неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности - природа, наука, искусство. Человек  проявляет к ним интерес, никак  не связанный с его собственным  Я, - это интерес бескорыстный;

2) все живое. Социальный  интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого;

3) вселенная и мир  в целом, это идентификация  как с живыми, так и неживыми  объектами, это единство со  всей полнотой мира - космическое  чувство жизни.

Социальный интерес  и его проявление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.

Исследователи социального  интереса отмечают, что с ним связаны  такие чувства:

1) чувство принадлежности  к группе или группам; 2) чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них; 4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее; 5) мужество быть несовершенным - это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях; 6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества; 7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Социальный интерес связан со следующими мыслями человека о своей жизни: я человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других; можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом; процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом; я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне; общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

При этом поведение человека, осуществляющего живительные связи  с окружением, проявляющем социальный интерес, выглядит следующим образом: готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания помощи другим людям; готовность щедро поделиться тем, что тебе принадлежит; готовность участвовать в групповой деятельности; готовность признавать чужие права, знания и опыт; стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы; готовность идти на взаимные уступки для достижения взаимно приемлемых решений, проблем и конфликтов; умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства; способность воодушевить, мотивировать других людей; улучшение социальных условий к общей пользе.

Информация о работе Социальное попечительство над пожилыми людьми