Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82
– разработаны программы подготовки и оценки семей, желающих взять детей на воспитание;
– разработаны программы переподготовки кадров для этих служб.
Портрет принимающей семьи.
Общая характеристика
Из всех семей, принявших ребенка:
– 50 % составляют семьи с родными (кровными) детьми, из них:
– 25 % – полные или неполные семьи, в которых дети достигли совершеннолетия
– 15% – семьи, воспитывающие кровных детей дошкольного и школьного возраста;
– 10 % – семьи, потерявшие родных детей
– 50 % составляют семьи, которые по различным причинам не могут иметь родных (кровных) детей, из них:
– 25 % – одинокие женщины
– 25% – полные семьи
– Средний возраст кандидатов на момент обращения в службу составляет 43,5 года
– Самая молодая категория семей (средний возраст 42 года) – полные семьи с детьми или без детей.
– Самая зрелая категория (средний возраст 50 лет) – одинокие женщины с детьми, достигшими совершеннолетия.
Приемных детей воспитывают люди разных профессий и разного социального статуса – и рабочие, и предприниматели. Большинство приемных родителей имеют высшее образование.
Патронатные семьи – представители разных культурных традиций и вероисповеданий.
Опыт работы показывает, что возраст приемных родителей, уровень образования, состав семьи, материальное положение сами по себе не являются факторами успеха или неуспеха помещения ребенка. Однако есть общие признаки семей, успешно воспитывающих приемных детей:
– В семье крепкие доброжелательные отношения. Члены семьи относятся друг к другу с любовью, оказывают поддержку.
– Члены семьи воспринимают возникающие проблемы как очередные задачи, а не как жизненные барьеры.
– Позитивное восприятие мира.
Также сотрудники детского – реабилитационного центра «Парус» сотрудничают с воспитателями школы– интернат, в которых живут дети– сироты. У нас проводятся психологические семинары, куда могут прийти потенциальные приемные родители и получить ответы на мучающие их вопросы, научиться общаться с очень непростыми, травмированными детишками.
Количественный рост подобных детей становится характеризующим признаком общества, неблагополучного в социальном плане; а их адаптация в обществе становится задачей, которую необходимо решать на государственном уровне. Способность общества аккумулировать самые разные социальные элементы и выстраивать бесконфликтные модели их взаимодействия с одной стороны, и полная реализация творческого, профессионального и гражданского потенциала всех его членов, с другой, являются показателями его зрелости.
В адрес федеральных органов власти и управления предполагаем, что необходимо внеси следующие замечания и предложения, реализация которых будет способствовать созданию лучших условий для обеспечения прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации:
– отредактировать принятые федеральные законы "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", "О комиссиях по делам несовершеннолетних", "О социальном обслуживании семьи и детей", "О предотвращении насилия в семье", а также Положения о центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности органов внутренних дел (большинство субъектов Российской Федерации);
– разработать и принять федеральный закон "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления", федеральный закон "О деятельности органов опеки и попечительства", федеральный закон "О развитии детского и подросткового спорта": федеральный закон, устанавливающий порядок общения ребенка, находящегося в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.) с родителями и другими родственниками в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Семейного Кодекса Российской Федерации: федеральный закон об Уполномоченном (Комиссаре) по правам ребенка: федеральный закон "О приоритетности финансирования проблем детства»;
– внести дополнения в федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью обеспечения поддержки этой категории детей в начальный период самостоятельной жизни (льготы по оплате жилья, беспроцентные льготы на строительство или приобретение собственной жилой площади, выделение денежных средств на приобретение мебели, обустройство и т.д.);
– предусмотреть в названном законе бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, льготы по коммунальным услугам; внести дополнение в пункт 1 статьи 6 следующего содержания: "Дети– сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются в средние специальные и высшие учебные заведения вне конкурса";
– внести изменение в Семейный кодекс Российской Федерации, дополнив статьи 73 "Ограничение родительских прав" пунктом следующего содержания: "В случаях, если у органов опеки и попечительства нет по истечении шести месяцев оснований для предъявления иска о лишении родительских прав, а родители ребенка не вышли с иском в суд об отмене ограничений, решение суда об ограничении родителей в родительских правах имеет законную силу, и ребенок находится на попечении органа опеки и попечительства";
– ввести дополнительные нормы в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ответственность за нарушения, обозначенные в пункте 4 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
– ввести изменения в закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации ", изложив статью 51 в следующей редакции: "Учащиеся в возрасте 18– лет и старше имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания обучения в образовательных учреждениях для детей– сирот и детей, лишенных попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более, чем до 23 лет" ;
– включить в основы законодательства о культуре правовые нормы, предусматривающие государственные гарантии общедоступности и приоритетности в пользовании услугами массовых учреждений культуры (клубов, домов и дворцов культуры, парков, центров досуга, библиотек и музеев) для детей и подростков;
– внести в жилищное законодательство Российской Федерации дополнения, предусматривающие право выпускников из числа детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отселение лишенных родительских прав. или других лиц, ведущих асоциальный образ жизни и препятствующих их социализации в обществе;
– предусмотреть в законодательном порядке систему мер, направленных на защиту выпускников сиротских учреждений, достигших совершеннолетия, от насильственного вовлечения в различного рода преступления жилищно– правовой сферы, связанные с отчуждением полученного ими жилья;
– определить законодательно санкции в отношении предприятий, учреждений, организаций, которые не в полной мере выполняют требования статьи 9 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что создает большие трудности при трудоустройстве выпускников из числа детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после получения ими начального профессионального образования;
– отменить в законодательном порядке тайну усыновления и ввести соответствующие льготы усыновителям, исходя из практики развитых зарубежных стран;
– разработать законодательные акты, направленные на защиту личных, имущественных и жилищных прав отказных детей (оставленных родителями в лечебных и других учреждениях); детей– подкидышей; безнадзорных несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства;
– разработать и утвердить Положение о службе сопровождения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию:
внести
следующие изменения в
– денежные средства опекаемым начислять в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, и предусматривать в федеральном бюджете;
– денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), должны выплачиваться подопечным до 18– летнего возраста (учащимся общеобразовательных учреждений – до окончания ими данного учреждения);
– предусмотреть выплату денежных пособий всем опекаемым (независимо от их материального положения) за исключением тех детей, опека (попечительство) над которыми оформлена в связи с длительной командировкой родителей;
– изменить порядок финансирования выплаты пособий на детей, находящихся под опекой, предусматривать их в трансфертах субъектов Федерации целевым назначением;
– установить доплату к определенному законодательством Российской Федерации единовременному пособию при рождении детей: первого ребенка в сумме 3– х кратного размера минимальной оплаты труда, второго ребенка – 5– ти кратного размера минимальной оплаты труда, третьего ребенка – в 7– ми кратного размера минимальной оплаты труда: установить семейное пособие одному из родителей, либо лицу, заменяющему родителей, имеющему двоих и более детей в размере 50% минимального размера оплаты труда;
– выплату пособия производить с месяца, следующего за месяцем рождения ребенка и по достижении возраста 16 лет;
– принять необходимые федеральные правовые акты по пенсионному, трудовому праву приемных родителей в связи с тем, что данные вопросы относятся к исключительной компетенции федеральных органов;
– разработать совместно с органами управления субъектов Федерации и местными органами самоуправления механизмы обеспечения минимальных социальных стандартов в отношении детей;
– разработать и утвердить Положение, регламентирующее деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
– внести изменения в нормативные акты, регламентирующие порядок обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или иные психотропные вещества, в части применения мер медицинского характера без согласия самого подростка;
– ограничить выдачу денежных пособий на детей родителям, не выполняющим обязанностей по их воспитанию, поручив, например, органам социальной защиты населения оплату счетов за содержание в дошкольных учреждениях, выдачу одежды и продуктов для детей и т.д.;
– разработать механизм стимулирования организаций, учреждений, а также общественных объединений граждан, участвующих в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав;
– разработать и утвердить Примерное положение о порядке обеспечения жилой площадью детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Положение о государственном обеспечении лиц из числа детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 летнего возраста, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях;
– разработать концепцию поддержки детей– выпускников учебных заведений в их трудоустройстве (особенно детей– сирот), учитывающую реальное состояние рынка труда, профессиональные возможности детей, их психологические особенности;
– принять незамедлительные меры по обеспечению своевременного финансирования в полном объеме президентской программы "Дети России"; финансирование ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, проводить через главное Управление Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации;
– урегулировать систему аттестации работников учреждений социального обслуживания семьи и детей;
– ввести систему статистической отчетности субъектов, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
– обеспечить издание массовым тиражом сборника действующих нормативно– правовых актов Российской Федерации (с учетом внесенных изменений и дополнений) по охране прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Заключение
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Продолжает увеличиваться
Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей