Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

О том, что  никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно – лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями, составляют особую уязвимую группу, иногда даже опасную для общества, стали познавать на практике особенно отчетливо только в последнее, экономически кризисное десятилетие.

Проблемы  детей, находящихся в интернатных  учреждениях и детских домах  довольно подробно исследованы ученым»  М. И. Лисициной, В. С. Мухиной, А. В. Прихожан, Е. О. Смирновой.

Существующая  система обучения и воспитания в  учреждения интернатного типа в современных  условиях оказалась неэффективной, неспособной подготовить выпускника к самостоятельной деятельности в постоянно изменяющемся мире. Среди  основных недостатков организации  образовательно– воспитательного процесса в учреждениях для детей – сирот можно выделить:

– высокую степень регламентации режима учреждений  интернатного типа;

– недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих недостатки развития, полученных в родительской семье;

– недостаточная психолого– педагогическая подготовленность воспитателей детских учреждений;

– авторитарный стиль общения на уровне «взрослый – ребенок»;

– недифференцированный подход к детям в процессе их обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа;

– низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях;

– отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников и т. д.

Таким образом, процесс становления социальной помощи детям– сиротам в России – явление длительное и пока не имеет своего исторического завершения. Социальная помощь и поддержка государства представляют собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты, традиций и обычаев, законов и иррациональных, волюнтаристских и спорадических действий и поступков.

На первом этапе формирования социальной помощи государства детям– сиротам происходила постепенная институционализация такой помощи, оформление множества её видов. При этом государство и общество помогали сиротам, действуя во многом на равных. На втором этапе произошло полное огосударствление помощи детям– сиротам, появился ряд её новых форм. К сожалению, многие виды социальной помощи сиротам со стороны общества и государства незаслуженно забыты, хотя ряд из них было бы целесообразно возродить, что должно стать основным направлением современного этапа в отношении детей– сирот.

Любое развитое общество должно иметь не только законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и благотворительные организации, чья деятельность направлена на те болезни, которые в силу различных причин не может локализовать государство.

Современные детские дома во многом похожи на те, что существовали до 1917 года и после Октябрьской революции. Изменились условия проживания и отношение к детям, изменились и сами дети.

Современные исследования проблем детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в работах Л. К. Сидоровой, Л.М. Шипициной, Л. Я. Олиференко, Т. В. Лодкиной и Л. С. Нагавкиной показывают, что в организации работы учреждений интернатного типа складывается противоречие. С одной стороны, все усилия государственных органов направлены на обеспечение социальной защиты детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточные ресурсы и к работе привлекается большое количество специалистов, а с другой стороны, эффективность всех усилий непропорционально мала. Ребёнок– сирота оказывается незащищённым как в школе– интернате, так и после выпуска, где он не в состоянии полноценно адаптироваться и жить самостоятельно.

Итак, в современной ситуации, когда в стране насчитываются сотни тысяч детей– сирот и социальных сирот, представляет несомненный интерес тот разносторонний опыт, жизнеустройства осиротевших детей, который был накоплен в прошлом, При этом представляется необходимым возродить многие государственные меры, реализованные в царской России, прежде всего в пореформенное время, и восстановить систему социальной защиты сирот советского времени, обратив особое внимание на программы ликвидации проблемы в периоды её всплесков после гражданской и отечественной войн, а также использовать современные методы и технологии, которые будут раскрыты в последующих параграфах.

 

1.3  Процесс адаптации детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

 

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство  населения, но и за воссоздание определенного  образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации  и научно– технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой  государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейного воспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [21,23].

Вслед за вышеперечисленным документом российское законодательство утвердило безусловный  приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе  Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223– ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194– ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей– сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» [3,35].

Таким образом, действующее законодательство предусматривает  четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представленные на таблице 2.

 


Основные  формы

устройства  несовершеннолетних,

оставшихся  без попечения родителей


           


 


             Передача                      Передача                  Помещение   


  Усыновление         под опеку или               в приемную            в    специальное

                                 попечительство                семью                      учреждение  

    


 

Табл.2. Основные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение  охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно докладу Минобрнауки РФ "О положении детей, оставшихся без попечения родителей в 2007 году" по состоянию на 1 октября 2007 г. под опекой (попечительством) находятся 371 тысяч детей, на усыновлении – 160 тысяч, в приемных семьях – 8607, в детских домах семейного типа – 420 детей. При этом около 30 % детей, то есть более 200 тыс., находятся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детских домах, школах– интернатах [17,21].

Выбор той  или иной формы устройства ребенка  возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены  ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что  при устройстве ребенка должны учитываться: "его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения  преемственности в воспитании и  образовании" [3,23].

В современных  условиях органы опеки и попечительства не имеют реальной возможности выбирать между тем или иным способом, что  само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей  крайне отрицательно. Известно, что  лица, желающие усыновить ребенка, в  большинстве случаев хотят найти  ребенка новорожденного или хотя бы не достигшего возраста одного года. В то же время дети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, практически не имеют  шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможность назначить  ребенку опекуна или попечителя.

Итак, в  рамках данной работы рассмотрим, указанные  выше формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, их сходства и различия.

Опека (попечительство) и усыновление сходны в том, что  ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении  права и обязанности, усыновленных и усыновителей приравниваются к  правам и обязанностям детей и  родителей.

Из этого  следует, что правовые последствия  усыновления устанавливаются бессрочно  и существуют всегда, даже после  смерти усыновителей или усыновленных. Исключение составляет отмена усыновления  – судебный акт, прекращающий данные правоотношения на будущее время (ст. 140 СК РФ: «Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка») [3].

Опека и  попечительство над детьми – временное правовое состояние. Даже если опекун «трансформируется» в попечителя (при достижении ребенком 14 лет), тем не менее, попечительство автоматически прекратится вместе с совершеннолетием ребенка. Это возможно и ранее – в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность.

Далее, правовой статус усыновителя (усыновительницы) предполагает наличие у данного  лица всего объема родительских прав и обязанностей, таких как:

– права определять фамилию и имя ребенка;

– права удерживать ребенка у себя;

– преимущественного права на воспитание ребенка;

– права общаться с ребенком;

– права защищать права и интересы ребенка и другое [12,13].

Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка  и защищать его интересы, однако его статус не дает ему права, например, изменить имя или фамилию ребенка. Опекун или попечитель не вправе избирать любые способы воспитания ребенка, поскольку в соответствии со ст. 150 СК РФ он обязан придерживаться рекомендаций органа опеки и попечительства.

Но главное, поскольку в данном случае не устанавливаются  столь же прочные правовые связи, как при усыновлении, то не возникает  и алиментных обязательств опекунов (попечителей) и их подопечных. Это  означает, что как опекуны (попечители) не обязаны содержать своих подопечных, так и последние, став совершеннолетними, не несут такой обязанности (п. 3 ст. 96 СК РФ) по отношению к бывшим опекунам или попечителям.

И, наконец, усыновление производится в судебном порядке, а опекун или попечитель назначаются актом органа опеки  и попечительства (органа местного самоуправления).

Таким образом, особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех  случаях, когда усыновление ребенка  невозможно или нецелесообразно. Во– первых, он может оказаться невостребованным для усыновления, во– вторых, он может проживать вместе с кем– то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем (как правило, с бабушкой, теткой), и его перемещение в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных ситуациях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления.

Во многих регионах институт опеки и попечительства над детьми, помимо своей основной функции – помещения ребенка в семью, выполняет и еще одну. Речь идет о том, что установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап, своего рода "ступенька" к усыновлению ребенка. Действительно, передача ребенка под опеку или попечительство может показать, будет ли положительным последующее усыновление, и в том случае, если проживание ребенка в этой семье не сложилось, возможно, прекращение опеки (попечительства). Понятно, что это сделать значительно проще, нежели отменить усыновление.

Еще одна форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей это  передача ребенка в приемную семью.

Граждане  желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и  попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными  родителями.

Приемная  семья – это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей (ст. ст. 151 – 152 СК РФ).

Приемные  родители по отношению к приемному  ребенку обладают правами и обязанностями  опекуна (попечителя). Общее число  детей в приемной семье, включая  родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемная  семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается  между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган  опеки и попечительства содействует  созданию приемных семей, оказывает  приемным родителям необходимую  помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием  ребенка (детей).

Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей