Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

– недееспособны;

– отбывают наказание в местах лишения свободы;

– уклоняются от воспитания детей.

Анализ  литературы позволил нам выявить  структуру социального сиротства (Приложение таб 1).

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой  Отечественной войн) волну социального сиротства. Статистика свидетельствует: по числу детей– сирот, приходящихся на каждые 6 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50 % детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1млн. беспризорных (из их числа 330 тысяч преступлений совершено подростками), из которых 2 тыс. в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. интернатов для 84 тыс. детей и 237 школ– интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [69,5].

Согласно  статистическому отчету, в Краснодарском  крае в 86 учреждениях обучаются и  воспитываются более 14 тысяч детей  и подростков. В числе этих учреждений 34 детских дома и школы– интерната для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 кадетских корпуса, 50 коррекционных школ, школ – интернатов. В Переяславской специальной школе Брюховецкого района в настоящее время проходят реабилитацию по решению суда но подростков. Поэтому говорить о какой– то региональной специфике не приходится. Причины сиротства общие: вооруженные конфликты и связанные с ними социальные потрясения, бурные социально– экономические преобразования, следствием которых является рост малообеспеченных и неблагополучных семей, отсутствие современной системы подготовки молодежи к семейной жизни. Как показывают исследования, структурные изменения в обществе, негативно отражаются на детях в целом, выделяются особые группы риска, которые и являются основанием для увеличения количества детей– сирот.

Количество  детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации, по данным Госкомстата России в 2008 г. составило около 2% от общего числа детей (в том числе и детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют никакой заботы о них). Из них 90 % – социальные сироты, т. е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. В 2008 г. было выявлено 127,1 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.

Принципиального различия между понятиями «дети– сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится. Например, в семейном кодексе РФ понятие «дети– сироты» отсутствует, т. к. сироты также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти (ст. 121 СК).

Ученые  В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят безнадзорных детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Снижение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей и падение нравственности привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.

Также, по мнению ученых Л. В. Мардахаева, М.А. Галагузовой, необходимо выделить следующие основные категории детей– сирот: [43,12].

– отказной – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенному главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребенка);

– подкидыш – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идет о малолетних детях, которых родители оставляют на улице, в магазине, на вокзале, в других местах с той целью, чтобы государство взяло заботу об их содержании и воспитании на себя;

– отобранный – несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание), в том числе по независящим от родителей причинам (хронические заболевания, психическое расстройство и др. – ст. 73, 74 Семейного кодекса РФ); такой статус несовершеннолетнего возможен по решению суда о лишении родителей родительских прав,  или о признании родителей недееспособными или с ограниченной дееспособностью (ст. 29, 30 Гражданского кодекса РФ);

– подопечный – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный под опеку (до 14 лет) или попечительство (до 18 лет) граждан или в государственные учреждения (гл. 20 «Опека и попечительство» Семейного кодекса РФ; ст. 31– 38 Гражданского кодекса РФ).

В современных  условиях значительная часть детей– сирот являются продуктами улицы, ее воспитанниками. Таких детей называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

По мнению Л. В. Мардахаева, С. Т. Шацкого, детей  улицы нередко называют социальными сиротами – дети, которые при живых родителях по стечению обстоятельств оказались без их попечения.

Дети  улицы – это дети, не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети, которые живут на улице, и для которых она является родным домом. Основными причинами появления детей улицы является:

– потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку не оказана своевременно помощь службами опеки и попечительства;

– дети, брошенные родителями;

– дети, родители которых лишены или находятся в процессе лишения родительских прав;

– жестокое обращение с ребенком в семье;

– агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

– одиночество, невнимание к ребенку, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

– при материальном благополучии, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

– психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству и другие причины.

Анализ  социальных причин сиротства показывает, что 3 % поступающих в дома ребенка относятся к категории «подкидышей». Около 60 % родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 6о% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери– одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей– алкоголиков.

По мнению Ф.А. Мустаевой, А. О. Поддубного, Т.Н. Поддубной, В. И. Курбатова основные причины  современного сиротства состоят  в следующем:

– во– первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или нелегальной форме (дети– подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам);

– во – вторых, лишение родительских прав;

– в – третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Можно выделить и другие причины распространения  этого явления: рост внебрачных рождений, социальная дезорганизация семьи, финансово– экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей.

Лишь  небольшая часть детей оставляется  родителями из– за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей – это матери– подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препаратов. В результате появляются на свет аномальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

По данным статистики, из выступлений отдельных  ученых, материалов Всероссийских научно– практических конференций по проблемам детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать обоснованный вывод. Прошедшее десятилетие внесло существенные изменения в положение детей в России. Наблюдается ряд положительных тенденций, таких, как усиление заботы о детях– сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, приоритет устройства детей, оставшихся без родителей в семьи, улучшение материальной базы учреждений для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение выпуска научно– практических и методических материалов для работы с детьми данной категории. Вместе с тем, по мнению учёных, существует ряд проблем, которые показывают значительное ухудшение ситуации с положением детей, охраной и защитой их прав.

Можно констатировать, что проблемы детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер [33,47].

Причиной  проблем социального характера является социальный статус ребенка – сироты в детском доме или интернатном учреждении – он «ничей» ребенок. Пренебрежительное отношение к таким детям детей из обычных семей и самих родителей может только осложнить их положение. Ребенок– сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, так как в школах– интернатах внимание педагогов сосредоточено на группе детей. Кроме того, у воспитанников интернатных учреждений формируется иждивенчество, для них характерен низкий индекс самостоятельности. Дети привыкают к покровительству взрослых, а потому при выходе из интерната самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы.

 

1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами

 

В настоящее  время в России наблюдается разнообразие типов и видов социально– педагогической и правовой защиты детей– сирот, обусловленное запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности:

– детский дом (для детей раннего, дошкольного и школьного возраста; смешанный);

– детский дом– школа;                   

– школа– интернат для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– санаторный детский дом для детей– сирот, нуждающихся в длительном лечении;

– специализированный (коррекционный) детский дом для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии;

– семейный детский дом;

– негосударственный детский дом;

– приюты и социальные гостиницы;

– патронатная семья;

– приемная семья;

– опека и попечительство;

– усыновление.

В числе  непосредственных причин возникновения  социального сиротства в России и в Краснодарском крае, в частности, мы предполагаем выделить три основных и два второстепенных фактора. Основными (по убыванию их масштаба как источника социального сиротства) являются: [69,16].

1. Принудительное  изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.

2. Добровольный отказ матери от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это – отказ от новорожденного в родильном доме.

3. Временное изъятие детей из семьи в связи с заключением под стражу  или лишением свободы родителей до их выхода из мест заключения.

Менее распространенные причины – это:

4. Потеря  детей родителями в силу каких– либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции, массовым вынужденным переселениям.

5. Добровольный или вынужденный уход («бегство») ребенка из дома в связи с негативным или пренебрежительным отношением к нему со стороны родителей.

  Таким образом, прослеживается отчетливая необходимость  качественных изменений в системе мероприятий, осуществляемых для социальной реабилитации детей– сирот, как биологических, так и социальных. Поскольку, в соответствии с Конвенцией  о правах ребенка, приоритетными признаются семейные формы  устройства детей, то они сегодня в России получают все большее развитие. Все эти формы устройства детей призваны способствовать социальной реабилитации, под которой мы понимаем комплекс мер, направленных на восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, утраченных вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса девиантного  поведения.

Среди форм социальной реабилитации можно выделить усыновление (российское и международное – иностранное), опеку и попечительство, приемные и патронатные (фостерные) семьи, интернаты семейного и квартирного типа, детские деревни, поселки, где условия проживания приближены к семейным.

Рассмотрим  подробнее выделенные семейные формы  устройства детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практикуемые в России и Краснодарском крае:

 1. Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Усыновление иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, или родственников. Усыновление как форма социального устройства ребенка– сироты являлась бы, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось при возросшем количестве детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей