Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
По мнению И. Ю. Резвановой стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, в первую очередь, как правило, к ним относят воспитанников интернатных учреждений. Для этих детей характерно хроническое отставание по ряду дисциплин школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями и различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков).
Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально– запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование идёт в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация и искажённые ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.
В зависимости от характера дезадаптации в социальной реабилитации доминируют психолого– педагогические диагностико– коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений и переориентацию референтных ориентации социальных установок.
При психосоциальной дезадаптации важное место отводится адекватно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально– психологических личностных проблем, а при социальной дезадаптации – программы по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Осуществление
процесса реабилитации детей– сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, затрудняется тем, что нередко
в одном ребёнке– подростке представлены
как бы смешанные формы дезадаптации,
включая и патогенную, и психосоциальную,
и социальную. Тогда диагностико– коррекционные
программы последовательно ориентированы
на все вышеперечисленные формы дезадаптации.
Лишаясь семейного очага, ребенок автоматически теряет возможность реализовывать свое право на свободное развитие личности, на проявление лучших своих качеств. Не может не радовать то, что с каждым годом детей– сирот становится меньше, это факт. И Краснодарский край, является лидером по устройству детей– сирот в семьи. Сегодня в крае 40 детских домов и школ– интернатов, из которых три закрываются за ненадобностью. Это связано в первую очередь с уменьшением числа детей, поступающих в детские дома. Если в 2000 году 903 ребенка оставалось без родителей, то в 2007– м – 321 человек. Казалось бы, все налаживается: дети находят новых родителей, родители – ребятишек, о которых давно мечтали... Однако никто не может сказать, что будет завтра.
Но
самое печальное, что
Департамент семейной политики был создан в год, объявленный в России Годом семьи. Пожалуй, этот факт можно посчитать символичным. Ведь задача нового департамента – стоять на страже семейных ценностей, укреплять семейные позиции рассказывать о положительном семейном опыте.
В структуре
департамента предусмотрено новое
звено – профилактической работы.
Оно включает в себя два отдела: по вопросам
семьи и детства и по защите прав и интересов
несовершеннолетних. Но основным направлением
работы семейного департамента станет
забота о жизнеустройстве детей– сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Собственно, это и есть та отличительная
особенность, ради которой и создавался
департамент. Отметим: ранее вопросами
жизнеустройства детей– сирот занимались
специалисты, работающие в системе образования.
В последние годы обозначилась тенденция
на увеличение количества переданных
в семью детей– сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Потому возникла
необходимость создания мощного социально–
психологического сопровождения замещающих
семей, которые берут на себя обязанность
по воспитанию детей– сирот.
Однако
тревожная статистика свидетельствует
о росте доли социальных сирот
по отношению к общему количеству
детей– сирот. И если в 2000– м доля детей–
сирот из общего количества выявленных
сирот составляла менее 50 процентов, то
в этом, в 2008 году она уже составила около
77,5 процента.
Социальное сиротство – это сиротство
при живых родителях. То есть речь идет
о том, что, несмотря на общую положительную
динамику, число родителей, лишенных родительских
прав, не уменьшается. По словам руководителя
семейного департамента Татьяны Ковалевой,
в системе профилактики сегодня активно
используется форма предупреждения лишения
родительских прав, а именно: ограничение
родительских прав, которое позволяет
все– таки вернуться к статусу нормальных
родителей. «И все же лишенцев меньше не
становится, – сетует Татьяна Федоровна.
– Потому так важен блок профилактики,
то есть блок поддержки семьи, которая
берет на себя заботу о детях».
Впрочем,
с нуля департамент семьи не начинает.
Прочная база опыта такой деятельности
накоплена в системе
Проще говоря, усыновление (удочерение)
– государственная регистрация ребенка
с официальным присвоением ему статуса
сына/дочери и приобретением соответствующих
прав и пакета документов. Для родителей
это – высшая степень ответственности
за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Для ребенка – его мечта. К заявлению
об установлении усыновления лица, желающие
усыновить ребенка, согласно ст. 263 ГПК
РФ должны приложить следующие документы:
[63,69]
– копию свидетельства о браке (если состоят в браке) или свидетельства о рождении (для лиц, не состоящих в браке);
– при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты);
– медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка;
– справку с места работы с указанием должности и заработной платы либо копию декларации о доходах;
– копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места жительства и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
При подаче
в суд заявлений об установлении
усыновления ребенка граждане освобождаются
от уплаты судебных расходов в доход
государства.
Дело об установлении рассматривается
единолично судьей в закрытом судебном
заседании с обязательным участием самих
усыновителей (усыновителя), представителя
органа опеки и попечительства, а также
прокурора.
Обязательное участие лиц (лица), желающих
усыновить ребенка, в процессе усыновления
не лишает их права иметь одновременно
своего представителя.
Судья, рассмотрев дело об усыновлении
по существу, выносит решение об удовлетворении
заявления или об отказе в его удовлетворении
полностью или только в части.
Разумеется, на Кубани без внимания не остаются такие формы замещающей семьи, как приемная семья и патронатная. В этой области, кстати, наметилась значительная динамика роста. Общее количество приемных семей с 2005 года возросло в 18,5 раза: если три года назад начинали с 13 семей, в которых воспитывались 89 детей, то теперь 456 семей воспитывают 1026 приемных деток [63,69].
Приемная семья – форма воспитания ребенка в семье на дому у «приемного родителя»– воспитателя.
Такая семья
заменяет ребенку пребывание в детском
доме или приюте на домашнее воспитание.
Приемная семья образуется на основании
договора о передаче ребенка (детей)
на воспитание в семью, который заключается
между органом опеки и
В приемных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
По отношению
к ребенку приемные родители являются
опекунами.
Что касается маленьких детей, то для ребенка
очень болезненно привязываться к «родителям»,
а потом снова расставаться с ними, поэтому
приемная семья должна быть психологически
готова к опеке, усыновлению или продлению
сроков воспитания.
Таким образом, высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка. Такая форма замещающей семьи, как патронат, требует особого разговора.
Патронатное воспитание – форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который по договору является сотрудником Уполномоченной службы по патронату. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Он часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.
Патронат – это уникальная форма воспитания детей: законным представителем ребенка остается все же интернатное учреждение, а в семью он передается по договору. Впрочем, эта форма не нашла еще законодательного подтверждения на федеральном уровне, а такие законы действуют только на территории отдельных субъектов РФ.
На сегодняшний
день в 318 патронатных семьях воспитываются
510 детей, а численность патронатных семей
по сравнению с прошлым годом возросла
в 4,7 раза. Размер «опекунского пособия»
в 2007 году увеличен на 32 процента, а выплаты
на содержание детей в приемных и патронатных
семьях выросли в среднем на 30 процентов.
Оплата труда приемных родителей и патронатных
воспитателей увеличилась в 3,3 раза.
За последние два года Законодательным
собранием края приняты четырнадцать
нормативных актов, направленных на поддержку
семей, воспитывающих детей– сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. И,
если в 2005 году на эти цели бюджет выделял
301,6 миллиона рублей, то в 2007– м – 644,7 миллиона.
Для полноты картины следует добавить
несколько слов о такой форме воспитания
детей, как опека [63,52].
Опека (попечительство) – принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Опекун (как правило, близкий родственник) официально и физически не является ребенку матерью или отцом. На ребенка выплачиваются денежные средства.
Список документов, необходимых для оформления опеки (попечительства): [63,98].
1. Заявление кандидата в попечители.
2. Справка с места жительства (о составе семьи).
3. Справка с места жительства ребенка.
4. Характеристика
с места жительства или
5. Справка о заработной плате с места работы или справка о пенсии.
6. Медицинское
заключение о состоянии
7. Копия
свидетельства о браке опекунов
(оригиналы документов
8. Документы,
говорящие об отсутствии
Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей