Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82
Содержание
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………
Глава II. Социальная
адаптации детей– сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей на примере
ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..……
2.1. Особенности социальной
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН
«Парус» по социальной адаптации детей
– сирот………………………….………………………………..
Заключение ………………………….……………………
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..
Введение
Проблема адаптации детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей актуальна в современном обществе. Она многогранна и рассматривается в литературных источниках с медицинской, психологической и социальной точек зрения. Вопросы связанные с адаптацией, изучаются в различных аспектах: определение феномена социальной адаптации, анализ основных сторон социальной адаптации. В литературе ряд авторов, рассматривая проблему адаптации, дает ей неоднозначное толкование. Разделяя, или наоборот отождествляя с понятием социализация.
Понятие «социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальная адаптация – это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация– активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.
Социальная
адаптация влияет на протекание процесса
социализации, ускоряя или замедляя
его. Так, успешная бесконфликтная адаптация,
вхождение человека в новый коллектив,
могут способствовать скорейшей
социализации. Процесс адаптации
идет на протяжении всей жизни человека.
От того насколько успешно он будет
происходить в детском
Дети –сироты – проблемная группа, т.к. они лишены общения в семье, перенесли жестокое обращение, а в обычных условиях начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, а иногда даже психологические характеристики.
Детям приходится часто менять место жительства, отсюда следует, что у них нет чувства дома. В 15– 18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки, образования. К статусу сироты добавляется статус мигранта, а также статус чужака. Очень тяжело адаптироваться с таким первоначальным капиталом.
Обычно у свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), кружки и секции, родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения, конечно, значительно меньше, дети полностью отгорожены от внешнего мира. Дезадаптированные дети особенно устают от непрерывного общения на людях, но на практике такой возможности у них нет.
Дети часто делают вывод, что лучшая защита, это нападение, иногда им легче ассоциировать себя с негативной средой. Им негде получить психологическую поддержку в конфликтной ситуации, они тяжело адаптируются из– за замкнутости государственного учреждения, которое и является препятствием по жизни. Они практически не могут вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что является решающим в успешной адаптации.
Ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально– бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения, не может сразу адаптироваться, не в состоянии сразу усвоить систему требований и норм, на основе которых строиться жизнь в приюте. Ребенок– существо деятельное, и поэтому адаптация его происходит успешнее, если он с первых минут пребывания поставлен в позицию соучастника, а не просто потребителя.
В контексте современной
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Это и обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования заключается в необходимости выявления средств социально– педагогической деятельности, применение которых позволит повысить уровень социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни.
Объектом исследования являются дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: организация социальной адаптации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей воспитанников ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус».
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения
Проблема социализации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее приоритетной национальной проблемой. Фактически общество переживает состояние растерянности, вызванное отсутствием эффективного механизма решения проблем сиротства.
В настоящее
время в теоретических
Но так как само понятие «сиротство» многоаспектно, его можно рассматривать, исходя из различных научных подходов. В частности, «Толковый словарь русского языка" даст следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Сиротство – состояние сироты: одиночество».
С точки зрения педагогики, сиротство – негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Понятие «сиротство», «дети– сироты», «сирота" легли в основу научных трудов таких ученых, как А.М. Аксенова, П.Л. Арефьева, Г.И. Гусаровой, И. А. Гюбылевой, И.Ф. Дементьевой, А. Дзугасвой, М.В. Мардахаева.Л.Я. Олиферепко, В. Н. Ослон,Л.С. Сидоровой, В. Н. Сороки– Россипского, Г.Н. Тростанецкой, В. Б. Шамарипой, Л.М. Шипицыной Г.И. Шульги и др. [69,8].
Таким образом, сиротство – это социальное явление и существует столько же, сколько человеческое общество, являясь элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чети дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое сиротство, когда дети лишаются попечения родителей из– за нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Известно, что еще в Библии и литературных источниках древности им об отказах родителей от своих детей, о подкидышах воспитывающихся в чужих семьях. Проблема социального сиротства сегодня проблемой, характерной для многих стран.
По определению исследователей Л. Я. Олиференко, Шульги Т.И. и др., социальные сироты – это дети, оставшиеся безпопечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Сироты социальные —особая социально– демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально– экономическим, нравственным, психологическим и медицинским причинам («сироты при живых родителях»). [51,67].
По мнению Л. В. Мардахаева, определение «социальные», указывает на то, что, в конечном счете, именно в отсутствии достаточных материальных, социальных условий для выполнения каждой семьей, родителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувства ответственности, любви, сострадания и милосердия [43,23].
Социальное сиротство, как указывает Е. М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)» [57,47].
Уже с середины XX в. сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения роди телей (95 %)э причем в 6о % случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
В Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159 – «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые определены такие понятия, как «дети– сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Сиротство – это социальное понятие, которое отражает положение детей– сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения либо не может оставаться в нем, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи в соответствии с Федеральным законом используется несколько понятий детей– сирот.
Дети– сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) или находящимися в лечебных учреждениях, объявление их умершими, отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождение в местах содержания под стражей чодозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Дети, считающиеся сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и Других аналогичных учреждений, а также в связи с признанием ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей– сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство), а так же лица, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей [67,18].
Таким образом, ссылаясь на мнение Е. И. Казаковой, Л. В. Мардахаева, Е.М. Рыбинского, и Л.М. Шипициной, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
– умерли;
– лишены родительских прав;
– ограничены в родительских правах;
– признаны без вести пропавшими;
Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей