Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на приобретение продуктов  питания, одежды, обуви и мягкого  инвентаря и предоставляются  льготы, установленные законодательством  Российской Федерации для воспитанников  образовательных учреждений для  детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правоотношения между ребенком и приемными родителями прекращаются по истечении срока действия договора о передаче ребенка в приемную семью.

И четвертая  основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей – помещение в специальное учреждение. Помещение ребенка в лечебное, воспитательное или иное учреждение представляет собой наименее соответствующую его интересам форму устройства. Возможно функционирование нескольких вариантов детских учреждений – в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Такими учреждениями могут быть, например: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом– школа, школа– интернат для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа– интернат для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также временное помещение в социально– реабилитационные центры для несовершеннолетних.

При передаче ребенка на воспитание в детское  учреждение не происходит помещения  его в семью как коллектив  совместно проживающих, ведущих  общее хозяйство граждан. Понятно, что, находясь в детском учреждении, ребенок не только лишен возможности  получить больше тепла и заботы, но и, что не менее важно, лишен  возможности приобрести опыт семейного  общения, проживания в кругу близких, обеспечения быта, заботы друг о  друге.

Юридическая разница между двумя этими  формами устройства детей заключается  в том, что при опеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются  на физическое лицо, а при передаче в учреждение – на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя [19,276].

И, наконец, необходимо обратить внимание на иные формы устройства детей, которые  могут быть предусмотрены законодательством  субъектов РФ. В законодательстве большинства субъектов РФ такие  формы не предусмотрены. Однако республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский  край, Красноярский край, Алтайский  край, Воронежская, Владимирская, Калининградская  и Тамбовская области в нормативных  актах, посвященных регулированию семейных отношений и охране прав детей, употребляют термины "патронат", "патронатная семья", "патронажная семья", "семья патронатных воспитателей". Эти термины встречаются и в соответствующих актах органов местного самоуправления. Например, в решении Совета города Уфы от 20 апреля 2000 года наряду с передачей детей в приемные семьи предусматривается передача в семьи "патронатные", а в Постановлении мэра г. Омска от 16 августа 2000 года (ред. от 26.11.2001), решении Думы г. Ростова – на – Дону от 3 марта 2000 года, в распоряжении главы г. Оренбурга от 1 августа 2000 года организация "патронатных" семей была только запланирована на 2001 и последующие годы. Во многих субъектах РФ эти задачи уже реализованы. Так, в конце октября 2001 г. в Оренбургской области вступил в силу Закон "О патронатном воспитании", в Курганской области действует "Положение о патронате", в Новгородской области – "Положение о патронатной семье".

Известно, что такая форма, как "патронат" над детьми, в свое время была введена Постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей", закреплялась в положениях Семейного кодекса  Латвийской ССР, Узбекской ССР и  означала передачу ребенка в семью  на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства. На сегодняшний день каждый из субъектов  РФ, закрепляющий в своем законодательстве положения о патронате, вкладывает в этот термин свое собственное значение. Так, согласно Закону Тамбовской области "Об опеке и попечительстве в  Тамбовской области", патронатная  семья и приемная семья – одно и то же [60,276].

Рассмотрим  институт передачи ребенка под патронат на примере Закона Алтайского края от 06.03.2000 г. (ред. от 27.12.2001 г.) N 15– ЗС "О порядке передачи детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан". Этот нормативный акт предусматривает передачу ребенка совершеннолетним дееспособным лицам в соответствии с договором, "предусматривающим двусторонние обязательства об условиях содержания и воспитания детей". К Закону прилагается типовой договор, после заключения, которого у сторон возникают следующие права и обязанности. Воспитатель должен обеспечить обучение, воспитание, а также "полноценное питание и содержание" ребенка. При этом в договоре должен быть указан некий материальный "вклад" воспитателя в содержание ребенка. В свою очередь орган опеки и попечительства обязуется "осуществлять материальную поддержку патронатной семьи", оказывать ей помощь, обеспечивать защиту прав и интересов детей.

Патронатные воспитатели не являются законными  представителями несовершеннолетнего  и не могут представлять его интересы во всех отношениях. Воспитатель не вправе давать согласие на медицинское  вмешательство в отношении здоровья ребенка, не вправе заключать договор  о помещении ребенка в дошкольное или иное учреждение, не может защищать интересы ребенка в суде, в отношениях с различными органами государственного управления.

В то же время это лицо в связи с  принятием ребенка на воспитание приобретает целый ряд льгот  и преимуществ (например, предусмотренные  Законом РФ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей", трудовым законодательством). Так, не являясь  опекунами (попечителями) ребенка, патронатные  воспитатели могут быть признаны в соответствии со ст. 96 СК РФ фактическими воспитателями ребенка и поэтому  вправе потребовать взыскания алиментов  в свою пользу от бывшего воспитанника, достигшего совершеннолетия [45,23].

Одной из перспективных форм воспитания в  семье детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются семейные воспитательные группы. Семейная воспитательная группа является структурным подразделением социального приюта для детей и подростков, социально– реабилитационного центра для несовершеннолетних и прочих социозащитных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты населения. При этом дети живут и воспитываются в семье воспитателя, с которым учреждение заключает договор [17,56].

Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод, что опека (попечительство) над детьми имеет определенные преимущества от иных форм устройства детей, предусмотренных  действующим законодательством. Это  такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая:

– обеспечивает проживание ребенка в семье;

– обеспечивает охрану прав и интересов несовершеннолетнего со стороны конкретного физического лица, отвечающего за свои действия;

– носит временный характер;

– не влечет за собой возникновения наследственных и алиментных правоотношений;

– не предусматривает выплаты лицу, осуществляющему охрану прав и интересов несовершеннолетнего, вознаграждения за его действия;

– не предусматривает обязанности опекуна (попечителя) совершать необходимые действия за свой счет.

Из перечисленных  признаков вытекает и особая задача опеки (попечительства) над детьми. Это обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, в тех случаях, когда  отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление или в  приемную семью. Преимущества данной формы  устройства вполне могли бы привести к широкому распространению передачи детей под опеку (попечительство).

 

 

 

 

 

 

II.    Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере  ГУСОКК Темрюкский СРЦН  «Парус»

2.1. Особенности социальной  адаптации адаптации детей –  сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей  в  Краснодарском крае и Темрюкском  районе

Социальная  адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная  адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Однако, необходимо остановиться на комплексном свойстве личности – социальной адаптивности – как внутреннем условии, механизме организации поведения.

В состав этого комплекса входят три свойства: «адаптивность– лабильность», «адаптивность – комфортность» и «адаптивность– креативность», обеспечивающих три разных способа организации социального взаимодействия.

В разных социальных ситуациях будут проявляться  разные свойства, и адаптация будет  достигаться различными способами, У каждого индивидуума уровень  сформированности выделенных свойств различен, что обусловит различие в их проявлениях в каждой конкретной ситуации. Поэтому к одной и той же ситуации каждый индивидуум будет адаптироваться по– своему.

Исследование  особенностей адаптации детей, поступающих  в интернатные учреждения показывает, что неблагоприятное течение  адаптации имеют 55 % детей– сирот. Оно сопровождается в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, формировании глубоких нервно– психических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных возможностей.

Для воспитательного  процесса в отношении детей– сирот характерно выстраивание многофункциональной системы психолого– педагогической и медико– социальной поддержки и защиты прав ребенка – сироты. Таким образом, процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка – сироты:

– развитие его личности и межличностного общения,

– подготовку к самостоятельной жизни,

– профессиональную подготовку.

Этот  процесс сложен для детей, воспитывающихся  в полноценной семье, а тем более – в условиях материнской депривации. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки детей к самостоятельной жизни и работе, т. е. их интеграции в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого– педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания».

В. А. Никитин  считает, что социальная адаптация  – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде.

Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, школы– интерната, куда попадает ребёнок, или среднее учебное заведение по выходу из интернатного учреждения), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для неё форм деятельности. По его мнению, социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения (т. е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на неё. Показатели успешной социальной адаптации: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворённость ею (пример – удовлетворённость условиями жизни в школе– интернате). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещения индивида в другую социальную среду (к примеру, побеги из детских учреждений, бродяжничество), анатомия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т. е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик индивида. Наиболее значимые для социальной адаптации социально– демографические характеристики индивида – его образование и возраст.

Понятие «реабилитация» используется, по мнению В. А. Никитина, в разных аспектах. Медико– социальная реабилитация – это комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на восстановления здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесённых заболеваний и травм, а также другими физическими и психическими ограниченными возможностями. При этом не выделяется понятие психической реабилитации.

В своей  работе мы используем следующие понятия: психологическая реабилитация – комплекс психологических мероприятий, направленных на психологическое развитие и его восстановление у детей подростков, диагностика и психокоррекция по преодолению различных форм детско– подростковой дезадаптации по включению, интегрированию ребёнка в обществе [15,68].

Социально– педагогическая реабилитация– комплекс мер социальной и педагогической поддержки, выполняющей функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т. д.).

Социалъно– реабилитационная педагогическая деятельность направлена на создание условий для нормальной, полноценной жизнедеятельности детей, их обучение и развитие. Начинается она с социально– бытовой реабилитации, когда детей учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели на простынях и т.д. Затем медико– социальная реабилитация – детей лечат и избавляют от социальных болезней типа педикулёза.

Психо– эмоциональная реабилитация – это создание комфортных условий проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего игротерапия, сказкотерапия и психотерапевтический театр.

Формы и  методы психолого– педагогической и социально– педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско– подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы, Н. В. Москаленко, И. Б. Назарова, В. А. Никитин и другие выделяют три основных типа детско– подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, – которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.

Патогенная  дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно– психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально– органические поражения нервной системы.

Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными  и индивидуально– психологическими особенностями ребёнка, которые обуславливают их определённую нестандартность, трудно– воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого– педагогических программ. По сути дела речь идёт о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально– волевой и коммуникативной сфер, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознании комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожности и агрессивность.

Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей