Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

    Органами  управления образованием и социальными  педагогами учреждений  образования,  осуществляется комплексная работа  с родителями и детьми в  целях возвращения детей в  родные семьи. Производится подбор  лиц для осуществления функций  опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется  контроль детей за их проживанием,  оставшихся без попечения родителей,  в семьях граждан; оказывается  помощь лицам, замещающим родителей,  в воспитании, обучении и организации  летнего отдыха детей. Осуществляется  защита прав и интересов детей  в судебном порядке.

           

2.3.  Опыт  ГУСОКК Темрюкский СРЦН   «Парус» по социальной адаптации детей – сирот

Одна  из главных задач любого общества и государства – осуществление  права ребенка на воспитание в  семье. Эти права ребенка зафиксированы  как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка), так и в российских законодательных  актах.  В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка: сохранение ребенка в родной семье; возвращение в семью; усыновление внутри страны; усыновление в другой стране; передача на воспитание в семью; передача в специальные воспитательные учреждения.

Сегодня государство и общество оказывает  помощь  обеспечить в обеспечении  детям– сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитание в приемных семьях.  

Понимая в полной мере проблемы сирот  и действуя исключительно в интересах  детей, коллектив детского – реабилитационного  центра  «Парус» выделил одним из приоритетных направлений своей деятельности работу по устройству детей– сирот в семью. Основополагающей целью работы коллектива является разработка программы по возвращению воспитанника в семью. Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива.

  Детский – реабилитационный  центр  «Парус» Темрюкского района  как уполномоченная организация органа опеки и попечительства имеет приемное отделение, специалиста по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья).

  Социальная служба детского – реабилитационного  центра  «Парус» по работе с детьми отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях.

Социальные работники  детского – реабилитационного  центра  «Парус» организуют профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими на территории  Темрюкского района. Работа проводится с теми семьями, в которых имеется угроза жизни, здоровью ребенка, его нормальному развитию и имеется опасность изъятия ребенка из семьи. Также данная служба работает с родителями тех детей, которые уже изъяты из семьи и помещены в проект с целью возврата детей домой.

 Служба юридической помощи  детского – реабилитационного  центра  «Парус» осуществляет защиту интересов воспитанников и консультирует семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, проживающие на территории  Темрюкского района .

  Социальные  работники  детского – реабилитационного  центра  «Парус» работают по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание), информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, дальнейшее сопровождение семей.

Социальные  работники  с психологами и  врачом –педиатром детского – реабилитационного  центра  «Парус» осуществляют индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы создана медицинская и психологическая детская службы.

Такая структура  учреждения позволяет профессионально  обеспечить реализацию всех процессов  в деятельности органа опеки и  попечительства по осуществлению планирования попечения над ребенком.

Социальные  работники  детского – реабилитационного  центра  «Парус» задействуют специалистов своего учреждения, как на этапе выявления и оценки неблагополучия в семье, так и при работе с этой семьей с целью ее реабилитации, а затем, на этапах временного изъятия и устройства ребенка или при необходимости его постоянного устройства в семью.

Работа  по устройству детей в семью детского – реабилитационного  центра  «Парус» заключается также в воспитании социальной адаптированной личности, формирование у ребенка  позитивного образа семьи. Укрепление психосоматического здоровья детей, реабилитация детей– инвалидов.

Эта деятельность является инновационной  для детского – реабилитационного  центра  «Парус» как по поставленным целям, так и по содержанию работы. Данная работа потребовала реформирования содержания деятельности    детского – реабилитационного  центра  «Парус» в центр помощи детям– сиротам и их родителям и  позволила выделить следующие новые возможности реформирования деятельности коллектива        центра  «Парус»:

– Поиск кадровых, методических, социально– педагогических,         организационно– управленческих резервов.

– Изменение, уточнение и корректировка должностных обязанностей сотрудников   центра  «Парус».

Постоянное  системное обучение коллектива сотрудников  детского – реабилитационного  центра  «Парус».

Мониторинг  всех направлений деятельности с  последующим   анализом.

В основу управления  реабилитационным  центром «Парус» и новым содержанием деятельности была положена стратегия аналитико– исследовательского подхода, разработана система мониторинга состояния учреждения. Управление развитием учреждения  как сложной педагогической системой предполагает программно– целевое планирование. В центре  «Парус» разработана и эффективно действует программа  «Детство» (Приложение 1 )  развития на 2008– 2010 гг. Эта программа стала победителем областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.

Это в  свою очередь выдвигает ряд проблем  в практической реализации данного  направления:

– подбор кандидатов в будущее родители и технологии работы с ними.

– выявление мотивации выбора.

– изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям.

– определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей.

– выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их к ребенку в новой социальной роли.

На сегодня  в центре  «Парус» 3 кандидатуры на усыновление и крайний дефицит усыновителей. Для изменения ситуации в центре  «Парус» стараются обращать внимание на следующие моменты, решение которых помогает достижению главной цели – устройства воспитанника в семью:

– формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений;

– рекламные кампании по привлечению будущих кандидатов в усыновители:

– радио, ТВ, СМИ (рубрика «К единственной маме на свете»);

– выпуск социальных листков, бюллетеней («Найди меня, мама!»);

– гостевой режим;

– молва;

– работа с православной церковью;

– помощь опекунов – внештатных сотрудников центра  «Парус».

– подготовка кандидатов в будущие усыновители.

С 2005 г. на базе центра  «Парус» создана служба психолого– педагогической помощи кандидатам в будущие родители, которая включает себя следующие направления:

– Психолого– педагогическое консультирование будущих родителей.

– Выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители.

– Проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке.

– Индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу.  

–   Психолого– педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.

Второе  направление – работа по возвращению ребенка в кровную семью, должна проводится на этапе выявления семейного неблагополучия в приюте, когда кровные родители еще не лишены родительских прав.   Когда ребенок попадает в приют с установленным статусом, очень сложно бывает установить контакт и мотивировать родителей на восстановление родительско– детских отношений.  Коллектив детского – реабилитационного  центра  «Парус» ведет работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей.

Эта работа включает в себя:

–  работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы;

–  розыск родственников – потенциальных усыновителей;

–  работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин;

–  работу с родителями, лишенными родительских прав;

–  работу с родителями, временно поместившими ребенка в приют, интернат.

Цели  работы с бывшими родителями и  родственниками:

–  восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью;

–  поддержание связей родителей и родственников с ребенком;

–  устройство ребенка на семейное воспитание в семью родственников;

–  поддержание родственных связей со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.

  В  центре  «Парус» создан комплекс психолого– педагогических условий, обеспечивающих возвращение детей– сирот из приюта в семью, который базируется на принципе семейного воспитания и зависит от разработки новых направлений содержания работы интерната: системы работы с кровной семьей ребенка, оставшегося без попечения родителей; системы работы с педагогическим коллективом детского дома по созданию поддерживающей среды для ребенка, мотивированного на возврат в семью; системы формирования мотивации у родителей и воспитанников на восстановление семьи, принятия ребенка и подготовки к воссоединению. Опыт работы наглядно показывает, как в условиях детского – реабилитационного  центра, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно решить проблему уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Некоторые итоги работы детского – реабилитационного  центра  «Парус».

Всего: на долгосрочное воспитание взяли детей 27 семей (из них в 6 семьях есть дети на краткосрочном патронате), на краткосрочное  – 21 семья.

Сейчас  всего по Темрюкскому району 86 семей. Из них: 83 – долгосрочный патронат (из них в 2– ух семьях есть еще и краткосрочный патронат) и 3 семьи только краткосрочный патронат. На краткосрочном патронате было 70 детей в 43 семьях. Сейчас на краткосрочном воспитании находится 11 детей в 5 семьях.

Вырастили 19 детей из 17 семей, из них покинули патронат 13 семей.

Усыновили 26 детей 21 семья (из них четыре зарубежных усыновлений детей– инвалидов). Взяли под опеку 7 детей 7 семей

Расторгли договор 23 семьи (15 семей покинули патронат, 6 продолжили работать, 1 семья ожидает  ребенка). Из них:

Расторжение договора по инициативе службы – 8.

Расторжение по инициативе семьи – 11

Расторжение по инициативе ребенка – 4

В настоящее  время в штате состоит 86 патронатных  воспитателей.

В режиме пассивного ожидания (т.е. не получили отказа от нас и не отказались сами) находится 18 семей. В активном резерве (ждут звонка, чтобы начать знакомство с ребенком) состоит 21 семья.

Наиболее  важными выводами из  детского – реабилитационного  центра  «Парус»    являются:

– опыт работы доказал эффективность разработанной модели организации работы по опеке и попечительству, включающей процессное управлении и планирование попечения и создание уполномоченных организаций органа опеки для профессионального обеспечения работы с ребенком на различных этапах;

– такая организация работы позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку– как временно, так и на длительный срок – до совершеннолетия;

– в таком учреждении проводится работа по сохранению ребенка в биологической семье, проводится реабилитация семьи и дети возвращаются домой;

– те дети, которых не удается возвратить родителям, помещаются на воспитание в семьи, в результате чего дети перестают пополнять банк данных детей – сирот;

– при такой системе организации помощи ребенку и семье происходит практически полная нормализация развития ребенка, что является основным результатом работы служб сопровождения и семьи;

– социально – экономическая эффективность модели: бюджет такого учреждения патронатного воспитания (уполномоченной службы органа опеки по устройству детей в семью) на 37% меньше, чем бюджет обычного интерната;

Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей