Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82
Органами
управления образованием и
2.3. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот
Одна
из главных задач любого общества
и государства – осуществление
права ребенка на воспитание в
семье. Эти права ребенка
Сегодня государство и общество оказывает помощь обеспечить в обеспечении детям– сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитание в приемных семьях.
Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского – реабилитационного центра «Парус» выделил одним из приоритетных направлений своей деятельности работу по устройству детей– сирот в семью. Основополагающей целью работы коллектива является разработка программы по возвращению воспитанника в семью. Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива.
Детский – реабилитационный центр «Парус» Темрюкского района как уполномоченная организация органа опеки и попечительства имеет приемное отделение, специалиста по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья).
Социальная служба детского – реабилитационного центра «Парус» по работе с детьми отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях.
Социальные работники детского – реабилитационного центра «Парус» организуют профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими на территории Темрюкского района. Работа проводится с теми семьями, в которых имеется угроза жизни, здоровью ребенка, его нормальному развитию и имеется опасность изъятия ребенка из семьи. Также данная служба работает с родителями тех детей, которые уже изъяты из семьи и помещены в проект с целью возврата детей домой.
Служба юридической помощи детского – реабилитационного центра «Парус» осуществляет защиту интересов воспитанников и консультирует семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, проживающие на территории Темрюкского района .
Социальные работники детского – реабилитационного центра «Парус» работают по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание), информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, дальнейшее сопровождение семей.
Социальные работники с психологами и врачом –педиатром детского – реабилитационного центра «Парус» осуществляют индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы создана медицинская и психологическая детская службы.
Такая структура учреждения позволяет профессионально обеспечить реализацию всех процессов в деятельности органа опеки и попечительства по осуществлению планирования попечения над ребенком.
Социальные работники детского – реабилитационного центра «Парус» задействуют специалистов своего учреждения, как на этапе выявления и оценки неблагополучия в семье, так и при работе с этой семьей с целью ее реабилитации, а затем, на этапах временного изъятия и устройства ребенка или при необходимости его постоянного устройства в семью.
Работа по устройству детей в семью детского – реабилитационного центра «Парус» заключается также в воспитании социальной адаптированной личности, формирование у ребенка позитивного образа семьи. Укрепление психосоматического здоровья детей, реабилитация детей– инвалидов.
Эта деятельность является инновационной для детского – реабилитационного центра «Парус» как по поставленным целям, так и по содержанию работы. Данная работа потребовала реформирования содержания деятельности детского – реабилитационного центра «Парус» в центр помощи детям– сиротам и их родителям и позволила выделить следующие новые возможности реформирования деятельности коллектива центра «Парус»:
– Поиск кадровых, методических, социально– педагогических, организационно– управленческих резервов.
– Изменение, уточнение и корректировка должностных обязанностей сотрудников центра «Парус».
Постоянное системное обучение коллектива сотрудников детского – реабилитационного центра «Парус».
Мониторинг всех направлений деятельности с последующим анализом.
В основу управления реабилитационным центром «Парус» и новым содержанием деятельности была положена стратегия аналитико– исследовательского подхода, разработана система мониторинга состояния учреждения. Управление развитием учреждения как сложной педагогической системой предполагает программно– целевое планирование. В центре «Парус» разработана и эффективно действует программа «Детство» (Приложение 1 ) развития на 2008– 2010 гг. Эта программа стала победителем областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.
Это в свою очередь выдвигает ряд проблем в практической реализации данного направления:
– подбор кандидатов в будущее родители и технологии работы с ними.
– выявление мотивации выбора.
– изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям.
– определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей.
– выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их к ребенку в новой социальной роли.
На сегодня в центре «Парус» 3 кандидатуры на усыновление и крайний дефицит усыновителей. Для изменения ситуации в центре «Парус» стараются обращать внимание на следующие моменты, решение которых помогает достижению главной цели – устройства воспитанника в семью:
– формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений;
– рекламные кампании по привлечению будущих кандидатов в усыновители:
– радио, ТВ, СМИ (рубрика «К единственной маме на свете»);
– выпуск социальных листков, бюллетеней («Найди меня, мама!»);
– гостевой режим;
– молва;
– работа с православной церковью;
– помощь опекунов – внештатных сотрудников центра «Парус».
– подготовка кандидатов в будущие усыновители.
С 2005 г. на базе центра «Парус» создана служба психолого– педагогической помощи кандидатам в будущие родители, которая включает себя следующие направления:
– Психолого– педагогическое консультирование будущих родителей.
– Выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители.
– Проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке.
– Индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу.
– Психолого– педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.
Второе направление – работа по возвращению ребенка в кровную семью, должна проводится на этапе выявления семейного неблагополучия в приюте, когда кровные родители еще не лишены родительских прав. Когда ребенок попадает в приют с установленным статусом, очень сложно бывает установить контакт и мотивировать родителей на восстановление родительско– детских отношений. Коллектив детского – реабилитационного центра «Парус» ведет работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей.
Эта работа включает в себя:
– работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы;
– розыск родственников – потенциальных усыновителей;
– работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин;
– работу с родителями, лишенными родительских прав;
– работу с родителями, временно поместившими ребенка в приют, интернат.
Цели работы с бывшими родителями и родственниками:
– восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью;
– поддержание связей родителей и родственников с ребенком;
– устройство ребенка на семейное воспитание в семью родственников;
– поддержание родственных связей со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.
В центре «Парус» создан комплекс психолого– педагогических условий, обеспечивающих возвращение детей– сирот из приюта в семью, который базируется на принципе семейного воспитания и зависит от разработки новых направлений содержания работы интерната: системы работы с кровной семьей ребенка, оставшегося без попечения родителей; системы работы с педагогическим коллективом детского дома по созданию поддерживающей среды для ребенка, мотивированного на возврат в семью; системы формирования мотивации у родителей и воспитанников на восстановление семьи, принятия ребенка и подготовки к воссоединению. Опыт работы наглядно показывает, как в условиях детского – реабилитационного центра, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно решить проблему уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей.
Некоторые итоги работы детского – реабилитационного центра «Парус».
Всего: на долгосрочное воспитание взяли детей 27 семей (из них в 6 семьях есть дети на краткосрочном патронате), на краткосрочное – 21 семья.
Сейчас всего по Темрюкскому району 86 семей. Из них: 83 – долгосрочный патронат (из них в 2– ух семьях есть еще и краткосрочный патронат) и 3 семьи только краткосрочный патронат. На краткосрочном патронате было 70 детей в 43 семьях. Сейчас на краткосрочном воспитании находится 11 детей в 5 семьях.
Вырастили 19 детей из 17 семей, из них покинули патронат 13 семей.
Усыновили 26 детей 21 семья (из них четыре зарубежных усыновлений детей– инвалидов). Взяли под опеку 7 детей 7 семей
Расторгли договор 23 семьи (15 семей покинули патронат, 6 продолжили работать, 1 семья ожидает ребенка). Из них:
Расторжение договора по инициативе службы – 8.
Расторжение по инициативе семьи – 11
Расторжение по инициативе ребенка – 4
В настоящее время в штате состоит 86 патронатных воспитателей.
В режиме пассивного ожидания (т.е. не получили отказа от нас и не отказались сами) находится 18 семей. В активном резерве (ждут звонка, чтобы начать знакомство с ребенком) состоит 21 семья.
Наиболее важными выводами из детского – реабилитационного центра «Парус» являются:
– опыт работы доказал эффективность разработанной модели организации работы по опеке и попечительству, включающей процессное управлении и планирование попечения и создание уполномоченных организаций органа опеки для профессионального обеспечения работы с ребенком на различных этапах;
– такая организация работы позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку– как временно, так и на длительный срок – до совершеннолетия;
– в таком учреждении проводится работа по сохранению ребенка в биологической семье, проводится реабилитация семьи и дети возвращаются домой;
– те дети, которых не удается возвратить родителям, помещаются на воспитание в семьи, в результате чего дети перестают пополнять банк данных детей – сирот;
– при такой системе организации помощи ребенку и семье происходит практически полная нормализация развития ребенка, что является основным результатом работы служб сопровождения и семьи;
– социально – экономическая эффективность модели: бюджет такого учреждения патронатного воспитания (уполномоченной службы органа опеки по устройству детей в семью) на 37% меньше, чем бюджет обычного интерната;
Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей