Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

     Дети– сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% – наркоманами, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% – способны к полноценной самостоятельной жизни.

     При этом парадоксально, но  именно профилактически – восстановительная  работа с семьями группы риска,  с кровной семьей, в России  практически не развита, такая  работа не является сегодня  приоритетом для большинства  органов местного самоуправления  в Российской Федерации, для  комитетов и департаментов, а  также «приемлема» она на уровне  семейного законодательства Российской  Федерации. В Семейном Кодексе  Российской Федерации есть целый  раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

Также следует  отметить что, необходимость развития альтернативных форм воспитания детей– сирот  в настоящее время не вызывает сомнений. Это в первую очередь, связано с тем, что учреждения для этих детей, даже при наличии большого диапазона возможностей  и высокой квалификации педагогов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов. Происходит нарушение общения  ребенка, живущего в детском доме, со взрослыми, которое фиксируется на всем протяжении детского периода развития и даже во взрослой жизни. У ребенка, живущего в школе– интернате, нет стремления принимать и выполнять задания учителей, но есть стремление любой ценой привлечь к себе внимание, отмечается примитивность и неразборчивость форм общения. Поэтому оптимальной формой воспитания таких детей становится приемная семья, патронатная семья или семейный детский дом. Так как семья является важным фактором для полноценного развития ребенка.

Деятельность  семьи как социального института  направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей. Это коммуникации в обществе, производство товаров и услуг их распределение, воспроизводство членов общества и  их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества и социальная стабильность.

Благодаря воспитанию детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность, человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Семья  формирует у ребенка представление  о социальных связях, и приобщение ребенка к основным общественным ценностям, морально– культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально– одобряемому поведению, приспособление к окружающим, построение взаимоотношений, проявление эмоции и чувств. Способность членов семьи принимать ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представлении о самом себе.

Семья удовлетворяет  индивидуальные потребности членов и в тоже время регулирует их поведение  в ответ на требование социума. Институт семьи – важнейший посредник  во взаимосвязи личности и общества.

Поэтому на всех уровнях власти вопрос усыновления  детей– сирот, и детей  оставшихся без попечения родителей обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. В образовательных программах производится реконструкторизация  имеющихся систем образования, создаются новые типы и виды учреждений для поддержки детства. Готовятся педагоги, специализирующиеся на воспитание детей в детских домах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно  –правовые акты

 

 

  1. Конституция Российской Федерации – М.: «ПРИОР»: 1997 г. – 64 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: «ДЖОНИОР»: 2002 г.– 357с.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «ДЖОНИОР»: 2002.– 258с.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – М.: «Славянский дом книги»: 2003.– 597с.
  5. Конвенция о правах ребенка (Нью– Иорк, 20 ноября 1989 г.) /Информационная система «Гарант»
  6. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111– ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"
  7. О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003– 2006 годы // Собрание законодательства Российской Федерации (Москва).– 14.10.2002.– 041.– C.9778– 9874), Российская газета (Москва).– 16.10.2002.– 196.– C.10– 11.
  8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120– ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// СЗ РФ – 1999 – N25 – Ст. 1278.
  9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 августа 2008 г. N 746 "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность детям– сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа".
  10. Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"(17. См.: СЗ РФ. 2002. N 11
  11. Закон Краснодарского края от 27 марта 2007 г. N 1212– КЗ 
    "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание 
    детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 
    переданных на воспитание в приемные семьи".
  12. Закон Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009—2013 годы".
  13. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы.

Учебная и научная литература

 

  1. Байярд Р.Т. Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток – М.: Просвещение. − 2007.−561с.
  2. Бревнова В.М. О проблеме социально– педагогической адаптации выпускников детских домов в постинтернатный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №15(39): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2007. – С.255. 
  3. Бревнова В.М. Сиротство как социально– педагогическая проблема // Социальная педагогика: диалог теории и практики. Материалы международной научно– практической конференции / Под ред. Т.А.Морозовой– Дорофеевой, Н.П.Кириленко, Т.Н.Черняевой – Саратов: Изд– во «Научная книга», 2006. – С.502.
  4. Бревнова В.М. Адаптационные особенности культуры поведения воспитанников детского дома в мезо– и микросоциуме // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия: Материалы XXVII Всероссийской научно– практической конференции (Санкт– Петербург 20 апреля 2006 г.) / Под ред. А.Г.Козловой, А.Г.Маралова, М.С.Гавриловой, И.О.Буденной – СПб.: Изд– во «67 гимназия. Verba Magistri», 2006. – 151с.
  5. Бревнова В.М. О роли курса «Социально– педагогическая деятельность с детьми– сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» в профессиональной подготовке студентов // Образование как фактор развития региона: Материалы Всероссийских Менделеевских чтений, посвященных 90– летию Тобольского учительского института. – Тобольск: Изд– во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. –129с.
  6. Бревнова В.М. Социально– педагогическая деятельность в условиях детского дома // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы V Всероссийской научной конференции, посвященной 75– летию КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 22– 23 марта 2007 г.: в 3 т. / Отв. ред. М.И.Шилова. – Красноярск: Изд– во КГПУ В.П.Астафьева, 2007. – С.2832.
  7. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. – М.: 2003 – 45 с.
  8. Буянова С.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. Учеб.– метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.− 2005. – 240с.
  9. Василькова  Т.И. «Социльная педагогика», // «Причины безнадзорности». – М. − 2006. −451.
  10. Власова Е.Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции. −  М.− 2005.− 16с.
  11. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 2004. – 357с.
  12. Григорьева Т.Г., Линская Л.3., УсольцеваТ.П. "Основы конструктивного общения. " – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета,− М: Совершенство. – 2005. − С. 497.
  13. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", – М.: Просвещение, 2000. – 32 с.
  14. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения. Новосибирск, издательство Новосибирского университета. – 2001. – 48 с.
  15. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А.
  16. рищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.– 580с.
  17. Дубкова И.К. «Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая реабилитация и коррекция».−  М.− 2002. – С. 58.
  18. Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. −1990. − №4.– С.80.  
  19. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ". – 2003. – 98 с.
  20. Зюбин, Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 2002.– 357с.
  21. "Игры, обучение, тренинг,досуг..." // под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах – М. Новая школа.− 2004.−268 с.
  22. Католиков А.А. Дом моих детей.– М.,1997.– 120с.
  23. Короп Е. Сироты – кремлевские // Известия. − 2006. – 231с.
  24. Корня А. Трудная "дорога к дому" // Время МН. – 2006. – № 5.– 56с.
  25. Казнова Г.В. "Взаимосвязь общественно– полезной деятельности и общения подростков " Вопросы психологии. − 2003.−  №3, – С. 445
  26. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.:Просвещение. – 2004. – 561 с.
  27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Ярославль. − 1996. − 63 с.
  28. Кон И.С. "Психология ранней юности" – М.: Просвещение.– 1980.–541 с.
  29. Конкин И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя – М.:Просвещение. – 2000. – 456 с.
  30. Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение – М. "КСП", Институт психологии РАН. − 2004. − 45 с.
  31. Кондрашенко, В.Т. Девиантное повндение у подростков/ В.Т. Кондрашенко – Минск, – 2008.– 528с.
  32. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М.,2006.– 357с.
  33. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии". − М.,−  2002.− 54 с.
  34. Мардахаев Л.В.социальная педагогика: Учебник.– М.:Гардарики,2003.– 269с.
  35. Материалы конференции «Мир семьи», − М.: − 2004. −  454 с.
  36. Мирный С.В. Мир детства //Подросток – М.: −  2002. – 458 с.
  37. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" – М.: Педагогика. – 2004. − 145 с.
  38. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М.: Педагогика,− 2001. – 56с.
  39. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Лань.−  2002.− №10.−  С.128.
  40. Муравьева Е.М. Взаимосвязь нормального и отклоняющегося поведения. Девиантология // Научные записки психологов– педагогов. Тверь: Научно– методологический сборник.–   2000. − №7, − С.171.
  41. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: − М. − 2000. −  104с.
  42. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально– пдагогической поддержки детства//Народное образование.– 2000.– №8.– С.67– 74.
  43. Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // М.,− 2004−C.405
  44. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал. − 2005. − №2. С.173.
  45. Психологические исследования», //Под ред. Прангигивили А.С. М.,– 2005. – 365 с.
  46. Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей общения", −М. − 2000. – 85 с.
  47. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельд– штейна – М.: Педагогика, − 2005. – 487 с.
  48. Рыбинский Е.Н.Управление системой социальной защитой дества: Социально– правовые проблемы:Учеб.пособие.– М.: Академия,2004.– 224с.
  49. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., М. Международная педагогическая академия,  − 2005. – 204 с.
  50. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,−1995. – 87 с.
  51. Садыкова Н.А. Проблемы реализации прав и социальная поддержка детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательные исследования. – М, 2006, Вып. 2. –    671с.
  52. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире" – М.:Просвещение, − 2001. – 561 с.
  53. Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" – М.: "Академия", − 2003. – 235 с.
  54. Сенных Л.Н. Меры социальной поддержки детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сборник научных трудов. – Краснодар. Изд– во Краснодар.– 2008, Вып. 2. –   363с.
  55. Столяренко Л.Д. "Основы психология". Ростов на Дону.Издательство "Феникс". – 2007. – 96 с.
  56. Иванченко В.Н. Установка личности на противоправное поведение // Вопросы психологии.−  2001. − №2, − С.14.
  57. Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей  у трудных  подростков //"Учителям и родителям о психологии подростка", //под редакцией Араканова Т.Г. – М.: Высшая школа, − 2000.− С.  336.
  58. Монахов, Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании/ Н.И. Монахов –  М., 2000.– 357с.
  59. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 2004.– 231с.
  60. Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи/ В.Н. Мясищев – М., 2002.– 203с.
  61. Фирсов Д.И. "Психологические аспекты изучения современного подростка, тестирование." // Вопросы психологии.  −2005,−№1. − 30 с.
  62. "Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту " под редакцией Дубровиной И.В., М.: Педагогика. − 2000.  – 189 с.
  63. Фролова Л.П. Социально– педагогическое сопровождение детей– сирот в условиях учреждений интернатного типа: Монография.– М.: РГСУ,2007.– 224с.
  64. Чеботарева А.Б. Решение проблем социальной поддержки детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в региональном законодательстве // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – М.: Спарк, 2006, – 337.
  65. Харперц– Дальманн Б. Нарушение социального поведения, девиантное поведение и деликвентность // Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. Т.Н.Дмитриевой. М.: Изд– во ЭКСМО– Пресс, − 2001. − С.392.
  66. Эльконин Д.Б. "К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте ".// Вопросы психологии. − 1971.−  №4. − 23с.
  67. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М:. 000 Издательство АСТ. −  2003. – 217с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО



 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

Рис.1 Структура  социального сиротства


Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей