Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».

Оглавление

Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2 соц защита детей сирот сиротство.docx

— 138.19 Кб (Скачать)

9. Копия  свидетельства о рождении ребенка  (старше 14 лет – паспорт).

10. Справка  о состоянии здоровья ребенка.

11. Справка  с места учебы ребенка.

12. Характеристика  на ребенка.

13. Акт  обследования жилищно– бытовых условий опекуна.

14. Автобиография  опекуна.

15. Акт  обследования жилищно– бытовых условий ребенка.

16. Заявление– согласие членов семьи опекуна на оформление опеки.

17. Справка  из управления социальной защиты  о прекращении выплаты детского  пособия.

18. Копия  паспорта будущего опекуна.

Еще один значимый аспект работы краевого семейного  департамента – наряду с развитием семейных форм устройства детей в крае обращать внимание и на условия, в которых дети живут в интернатах. Татьяна Ковалева отметила, что сегодня уровень этих условий значительно возрос. «Мы уже не говорим, что детям нужны предметы первой необходимости, – утверждает Татьяна Федоровна, – что не хватает продуктов питания или медикаментов.

Изменился подход власти к решению этих вопросов, потому и условия улучшились. Власти Краснодарского края с 2005 года увеличили  расходы на содержание детских домов  и интернатов на 1,5 млрд. рублей»... 
Перевод всех учреждений с 2005 года с муниципального на краевой бюджет позволил значительно увеличить их финансирование. Если раньше, при муниципальном финансировании питания, стоимость детодня составляла 58 руб., то в текущем году из краевого бюджета на одного воспитанника приходится 110 руб., что позволило сделать питание более разнообразным, включить в рацион деликатесные продукты. В повседневной жизни детей– сирот появилось достаточное количество развивающих игр, игрушек, оборудования, необходимого для полноценного воспитания [63,142].

А всего  из краевого бюджета ежемесячно выделяется до 14 тысяч руб. на содержание одного воспитанника интернатного учреждения. Кроме того, в крае действует подпрограмма «Дети– сироты» краевой целевой программы «Дети Кубани», средства которой направляются в первую очередь на улучшение условий в детских домах, укрепление их базы, оздоровление воспитанников, а в дальнейшем – на приобретение им жилья. В прошлом году более двух тысяч ребят из детских домов смогли побывать на море по путевкам – на это было выделено 12 миллионов рублей.

В соответствии с законопроектом органами опеки  и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, а их структура  определяется высшим должностным лицом  субъекта РФ. Контроль за их деятельностью  и разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный  орган исполнительной власти.

В рассматриваемом  законопроекте расписано, чем должны заниматься органы опеки. Так, например, основными задачами указанных органов  является защита прав и законных интересов  граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством. Кроме того, устанавливается  правовой статус опекунов и попечителей, упорядочиваются процедуры установления и прекращения опеки или попечительства, в том числе вводится упрощенный порядок их назначения. Также законопроект определяет правовой режим имущества  подопечных, устанавливает ответственность  опекунов или попечителей и органов  опеки или попечительства.

Предполагается, что нормы законопроекта вступят  в силу 1 сентября 2008 года. До этого  законопроект должен быть принят в  Госдуме, одобрен Советом Федерации  и подписан Президентом РФ. Впрочем, приемные, патронатные семьи, заключившие  договоры до введения в действие этого  закона, будут продолжать существовать.

Отрадно сознавать, что теперь и муниципальные  образования края наделены государственными полномочиями в области опеки  и попечительства.

Из краевого бюджета выделены субвенции, которые  позволили с 1 января 2008 года в 2,5 раза увеличить число специалистов, занимающихся опекой и попечительством (в 2007 году их было 142, с 1 января этого года – 351). В каждом муниципальном образовании созданы управления (или отделы) по вопросам семьи и детства, в которые переданы полномочия по опеке и попечительству (прежде этим занимались органы образования). Свою лепту в решение проблемы внес и Динской район, где образована 21 приемная семья для 36 детей. В районе существуют три патронатные семьи, в которых воспитываются шестеро детей. На учете в управлении по вопросам семьи и детства состоит 280 опекаемых [63,258].

Кроме того, в 2007 году из бюджета края было выделено 20 млн. руб. на приобретение жилья для  воспитанников школ– интернатов, 13 млн. руб. на ремонт интернатов и 8 млн. руб. на приобретение оборудования для специализации воспитанников.

Однако  вместе с тем уменьшилось количество детей, помещаемых в интернатные  учреждения.

Обрели  семью в прошлом году четыре с  половиной тысячи детей, причем 890 из них – те, кого поместили в семью из интернатных учреждений.

На первый план выходит психологическая и  моральная подготовка будущих родителей: открыта краевая школа подготовки приемных родителей, а в каждом МО – муниципальная школа приемных родителей. Действуют они, как правило, на базе интернатных учреждений.

Так, на базе Ахтырского детского дома Абинского  района созданы и функционируют  служба сопровождения патронатных  семей и школа приемных родителей, которые оказывают профессиональную педагогическую и психологическую  помощь. Служба сопровождения организует и проводит мероприятия по подготовке ребенка к адаптации в новой  замещающей семье, проводит мониторинг успешности патронатных семей. Цель школы приемных родителей – развитие семейного устройства воспитанников детского дома. Профессиональная помощь сотрудников детского дома уже дает положительные результаты. В 2007 году в семьи устроены 24 воспитанника: опека – 8 человек, патронатное воспитание – 6, приемная семья – 10 человек, а в 2008 году: патронат – 4 человека, приемная семья – 2. Не секрет, что одним из принципов, которыми руководствуется семья, желающая принять к себе ребенка, является поддержка со стороны государства.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон  Краснодарского края от 27.12.2007 г. № 345– КЗ «О краевом бюджете на 2008 год», и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.01.2008 г. № 28 «Об индексации денежных выплат на содержание детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, с 1 января 2008 года» изменился размер выплат, предоставляемых на содержание детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в опекунских, патронатных и приемных семьях. 
На содержание опекаемого (подопечного) ребенка и ребенка, воспитывающегося в патронатной семье, выплачивается ежемесячно 5395 рублей. На детей, воспитывающихся в приемных семьях, ежемесячно выплачивается: на ребенка до трех лет – 4666 рублей; от трех до семи лет – 4860 рублей; от семи до восемнадцати лет – 7171 рублей [63,262].

Благодаря развитию семейных форм воспитания число  детей, помещаемых в интернаты, за последний  год сократилось на 18 процентов: ранее было около 4,5 тысячи сирот, сегодня  их количество уменьшилось до трех тысяч.

Потому  начала снижаться и наполняемость  интернатов. 
Особенно весомо – в прошлом году. Если тогда интернатные учреждения были на 10– 15 процентов переполнены, то сегодня в целом по краю их наполняемость составляет 76 процентов. Причем только незначительная часть из них по наполняемости подходит к плановой (как правило, это детские дома, которые предусмотрены для деток дошкольного возраста и школы– интернаты для детей с отклонением в развитии).

В этой положительной  динамике кроется весьма серьезная  проблема: снижение наполняемости неизбежно  приведет к тому, что необходимо будет оптимизировать сеть интернатных  учреждений. По прогнозам, в крае в 2008– м закроют два интерната (к уже трем закрывшимся), а к 2015 останется около 15 (из 40). Очевидно, что останутся детские дома и с коррекционной направленностью, и те интернатные учреждения, чей коллектив обладает достаточным опытом и которые выглядят благополучно с материальной точки зрения. Правда, не совсем ясно, по каким критериям будет производиться отбор интернатных учреждений [63,265].

Курс  – на крепкую семью. Для решения проблем семьи существуют различные реабилитационные учреждения, пункты профессиональной помощи. Одним из таких центров является ГУС ОКК «Краснодарский центр социальной помощи семье и детям «Семья», который помогает подросткам, семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, найти верное решение. Работа центра в первую очередь направлена на реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института; повышение качества и эффективности предоставляемых услуг; на оказание помощи несовершеннолетним и их семьям по улучшению социально– экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия. По данным исследования центра, в 2007 году наиболее востребованными видами помощи для населения являлись психолого– педагогическая и материальная. 
Причем профилактическая работа ведется не только в самом центре, но и в образовательных учреждениях края.

В центре работают профессиональные психологи, юристы, социальные работники. Уже третий год подряд каждое лето при центре действует клуб «Я – в кругу друзей», который помогает адаптировать детей и подростков к современным жизненным условиям, способствует развитию непринужденного общения между ребятами. Проявить себя психологом и обучиться основным навыкам этой работы ребятам помогает кружок «Возрождение». Действует клуб для школьников «Дружные ребята», клуб для инвалидов «Плечо друга», женская группа «Помоги себе сам». Специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ведут кружок «За здоровый образ жизни».

При центре есть спортивная секция большого тенниса. Уже стал традиционным и любимым  среди ребят летний лагерь «Остров  Доброй Надежды».

Не остаются без внимания и взрослые, которые  также нуждаются в помощи. «Компетентный  родитель» – так называют психологи секцию, в которой они дают советы и консультации взрослым.

На базе центра существует отделение экстренной помощи по телефону – одна из самых востребованных служб. В январе 1989 года при отделении образования администрации Центрального округа был создан первый в Краснодаре телефон доверия «Подросток». В августе 1993 года по инициативе городского управления социальной защиты населения был открыт «Телефон экстренной психологической помощи», или «Телефон доверия», на базе Центра социально– психологической и медико– педагогической помощи населению «Акме», который в 1997 году был реорганизован в Краснодарский центр социальной помощи семье и детям «Семья» [63,271].

С 2006 года регулярно проводятся семинары– стажировки для психологов– консультантов служб «Экстренной психологической помощи по телефону» Краснодарского края, целью которых является освещение вопросов организации и функционирования службы «Телефон доверия». 
Активное участие в семинарах такого вида принимают ГУС ОКК «Абинский центр социальной помощи семье и детям «Росинка», ГУС ОКК «Мостовской центр «Источник», Курганинский центр «Альтернатива», Армавирский центр «Доверие», Северский центр «Надежда» и др. [63,278].

Также проводились  индивидуальные консультации по организационным  вопросам, оформлению документации, аспектам профессиональной деятельности и этики  телефонного консультирования. Такая  помощь оказана специалистам Тимашевского ЦСПС Д «Возрождение», Северского ЦСПС Д «Надежда», Крымского ЦСПС Д  «Контакт», Абинского центра «Росинка». 
Обмен опытом здесь очень важен и высоко ценится. Ведь довольно сложно помогать человеку, обратившемуся по телефону доверия за советом, нужно уметь выслушать, понять, а это удается не каждому. Поэтому общие семинары и сотрудничество таких центров – это заранее обеспеченный положительный результат и тысячи спасенных от безысходности душ. 
Причин, по которым распадаются семьи, довольно много, потому важно помогать преодолевать им трудности, вместе находить выход из положения, не бояться идти вперед. Нужно помнить, что даже один простой телефонный звонок может сохранить домашний очаг сразу нескольких человек. 
В Краснодарском крае начал работу специальный «детский» телефон доверия 268– 41– 17. «По нему можно не только пожаловаться на жестокое обращение родителей или сверстников, но и получить реальную поддержку», – сообщила уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае Галина Дорошенко.

 Дети, принятые на воспитание в семьи  граждан, учитываются в составе  их семьи наряду с родными.  Замещающие семьи (опекунская, патронатная,  приемная), имеющие 3– х и более несовершеннолетних детей, имеют право на льготы, предусмотренные Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. № 836– КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» для многодетных семей. Денежная выплата составляет 1500 рублей в год.  С 01.01.2007 г. введен новый вид пособия – единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, право на получение которого имеет один из усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей. Федеральный Закон «О материнском капитале», предусматривает выплату в сумме 250,00 тыс. рублей при усыновлении второго ребенка.

Необходимо  отметить, что Федеральный закон  предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

     Очень важным направлением государственной  работы является формирование  семейной политики, нацеленной на  укрепление семьи, как социального  института, пропаганда семейных  ценностей в средствах массовой  информации [63,291].

Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей