Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть деятельность социальной службы по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотреть повышение эффективности работы данных учреждений
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить понятие и причины социального сиротства в современном обществе:
2) рассмотреть методы социальной защиты детей– сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
3) раскрыть проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4) исследовать работу по социальной адаптации и реабилитации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере детского реабилитационного центра «Парус».
5) исследовать рекомендации по улучшению эффективности работы СРЦН «Парус».
Введение …………………………………….…………………………….3
Глава I. Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………………………….6
1.1 Сиротство: понятие и причины возникновения ………………………….6
1.2 Деятельность социальных учреждений с детьми –сиротами. ……….. 15
1.3 Процесс адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………...... 28
Глава II. Социальная адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус»…………………………………………………..………………..38
2.1. Особенности социальной адаптации адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае и Темрюкском районе……………………………………………….………38
2.2. Опыт ГУСОКК Темрюкский СРЦН «Парус» по социальной адаптации детей – сирот………………………….………………………………..….57
Заключение ………………………….……………………….………………..72
Список литературы…… ……………………………………..………………75
Приложения ……………………………………………..………..…………….82
2. Самыми
распространенными формами
3. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания интернатов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
4. Детские дома семейного типа. Такие дома организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.
5. Детские
поселки, или детские SOS– деревни. Идея
создания школы– интерната нового типа
по образу семьи, принципиально отличающегося
от обычных интернатов, принадлежит австрийцу
Г. Гмайнеру, чей опыт получил развитие
и распространение в более чем 130 странах
мира. От обычной семьи этот тип устройства
сирот отличается тем, что физически личность
отца здесь отсутствует, и мужской элемент
в воспитательном процессе должен замещаться
другими путями, большей частью не полностью.
Помимо принципа матери, как постоянного
воспитателя и создателя эмоциональной
уверенности, и помимо разнородности детской
группы здесь в значительной мере проявляют
свое действие два других принципа. В первую
очередь, это семейный дом со всеми атрибутами
родного очага, а затем сообщество поселка,
обеспечивающего организационный и социальный
тыл для всех отдельных семей. Наиболее
распространенной и известной формой
детского поселка являются sos– деревни
(пос. Томилино Московской области. Орловская,
Петербургская), негосударственный детский
дом– пансионат семейного воспитания
(г. Москва). В Краснодарском крае подобная
форма устройства, к сожалению, еще не
получила развития.
6. Детский городок. Детский городок является промежуточным звеном между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, но по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные интернаты. Городок образуют несколько павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты, и т.п. Воспитателями здесь всегда являются супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10– 14 детях, мальчиках и девочках старше 3лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно – приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона. В Краснодарском крае детские городки отсутствуют.
7. Детские дома квартирного типа. Данная форма замещающей помощи еще больше приближается к учреждениям стационарного типа. В организационно – административном отношении это интернат с воспитателями – профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами. Детские коллективы разнородны в отношении пола и возраста (разумеется, лишь в пределах дошкольного и школьного возраста). Дети живут совместно, в своего рода квартире внутри учреждения, и надзор за данной группой поручен двум– трем воспитателям. Таким образом, существенно расширяется возможность единого воспитательного руководства и единства среды в смысле «родного дома».
8. Фостерная семья – форма устройства, где дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в домашних условиях, но при этом находятся на государственном обеспечении. Фостеринг, который спас Англию в 1948 году и успешно развивается сегодня в Европе и Америке, учитывает самое обыкновенное детское свойство – привязываться к близкому любящему человеку и расцветать при внимательном дружеском участии к его индивидуальности, к его внутреннему миру. Фостеровские родители – это те, кому общество доверило растить своих граждан, волею судеб ставших сиротами [70,61].
Понадобились десятилетия, чтобы система работы с фостерными семьями стала по– настоящему эффективной, и сейчас во многих странах уже давно нет детдомов, зато существует развитая сеть служб, которые, с одной стороны, помогают семьям, куда попадает приемный ребенок, с другой – контролируют их. В Англии, например, большинство детей, оставшихся без попечения, живут в фостерных семьях и небольших семейных детских домах. В некоторых регионах России, например, в Самарской области, начали эксперимент с фостерными семьями, где дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в домашних условиях, но при этом находятся на государственном обеспечении. Сейчас около 20 регионов России собираются вводить у себя элементы фостерной системы, которую у нас все чаще называют «патронатным воспитанием», подчеркивая, что воспитание в приемных семьях происходит под патронатом специальных служб. Сложность, однако, заключается в том, что, хотя патронатная форма выгоднее даже экономически – она значительно дешевле, но ее повсеместное введение требует полного реформирования органов опеки и попечительства. В них должны быть созданы службы, которых прежде просто не существовало. Важно, чтобы люди, работающие в этих службах и выносящие решения о судьбах детей, были квалифицированными, а это значит, что кто– то должен их обучить
В Краснодарском крае патронатная, или фостерная форма устройства, на данный момент пока еще не практикуется.
Анализ литературы показал, что на протяжении веков главная задача учреждений для детей– сирот в России (сиропитательниц, госпиталей, приютов, воспитательных домов) в основном сводилась к тому, чтобы дать этим детям кров, пищу, поддержать здоровье и обучить ремеслу. Основательных знаний для дальнейшего обучения воспитанники не получали. Как свидетельствуют документы тех лет, изучение личности детей с помощью специальных методик не проводилось, воспитатели, как правило, не готовились для работы с детьми– сиротами. Большая численность воспитанников и отсутствие надлежащего ухода приводили к высокой смертности, поэтому в народе эти учреждения называли «фабриками ангелов». Вопиющие недостатки организации и содержания учебно– воспитательной работы, палочная дисциплина и закрытость учреждений превращали их в объекты для многочисленной критики в педагогической печати.
Принятые в середине 80– х годов Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1985 – 1987) гг. улучшении обучения и воспитания детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определили правовую защиту сирот и несколько укрепили материальную базу учреждений, поддержали общественные инициативы, направленные на гуманизацию жизни детей. В 1995г. состоялось Всероссийское совещание директоров детских домов, посвященное вопросам организации жизнедеятельности воспитанников детских домов, профессиональной подготовке воспитателей, развитию форм устройства детей– сирот на воспитание в семью. Целью совещания было привлечение внимания правительства, широкой общественности и науки к решению проблем детей– сирот. В стране стали активнее создаваться семейные детские дома и дома детства, характер и особенности функционирования которых рассматриваются многими исследователями как педагогическая система, обеспечивающая создание условий для правовой защиты и полноценной жизни ребенка, лишившегося родительской опеки.
Несомненный интерес представляет система А. А. Католикова [33,12]. Педагог– практик, он со своим коллективом стремился воспитать у детей– сирот потребность в труде и привычку к работе «как основу будущего счастья» в процессе систематического каждодневного труда. Католиков, опираясь на такие принципы воспитания А. С. Макаренко, как коллективность, демократичность, доверие, параллельное воздействие, взаимопомощь и сочетание коллективной и индивидуальной ответственности, организовал в Сыктывкарской школе – интернате для детей– сирот № 1 многогранную деятельность детей, имеющую нравственную, трудовую, эстетическую, экологическую и оздоровительную направленность. Особое значение придавалось социальной деятельности, смысл которой состоял в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего свое общественное назначение, приспособленного к жизни и занимающего в ней активную позицию. Сегодня опыт А. А. Католиков а используют в своей деятельности педагогические коллективы Старооскольского детского дома Белгородской области, Тужинской школы– интерната Кировской области, Красногородской школы– интерната Псковской области, а также Славянской, Ейской и Новоукраинской школ– интернатов Краснодарского края.
Ретроспективный анализ деятельности детских домов, приютов и школ– интернатов позволил выявить традиции воспитания детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СССР:
– стремление дать общеобразовательную подготовку, гражданское воспитание и ориентир на производительный труд и общественно– полезную деятельность, привитие нравственных устоев, расширение интеллектуального кругозора, развитие способностей детей через участие в творческих кружках, театральной самодеятельности, в музыкальных и хоровых коллективах, поиск форм определения детей– сирот на воспитание в семью. Опыт работы А. С. Макаренко с детьми– сиротами определил главные принципы советской педагогики: организацию коллектива, труд, соревнование, поощрение и наказание, систему перспективных линий, Значительное место в системе общественного воспитания в советский период развития общества отводилось пионерской и комсомольской организациям.
Вместе с тем нельзя не отметить существенные недостатки в организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа: замкнутость социально– бытовой среды, жесткая регламентация жизни воспитанников, акцент на дисциплинарные моменты, отсутствие целенаправленной системы подготовки детей– сирот к интеграции в общество и оторванность детей от семьи. Долгое время существовали возрастной принцип комплектования учреждений, механическое перенесение в них форм и методов работы с детьми, воспитывающимися в семье, без учета специфики детского дома, частые переводы детей из одного учреждения в другое, нарушающие эмоциональные связи детей. Выбор профессии, как правило, предопределяла администрация учреждения, и осуществлялся он без учета интересов и склонностей воспитанников и их физического здоровья.
Все это усугублялось отсутствием необходимого комплекса условий и ресурсов, программного обеспечения деятельности учреждений, неподготовленностью кадров к работе с детьми– сиротами, имеющими различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии, недостаточностью финансирования, слабой материальной базой. Развитие системы воспитания и обучения в советский период происходило в условиях жесткого партийно– государственного регулирования всех сторон жизни общества, приоритета общественного над личным и моноидеологического господства. Это не могло не сказаться на гуманистическом и демократическом начале воспитания в советский период и сдерживало развитие индивидуальности ребенка.
В 1990– е годы в России возникают новые социально– экономические, политические и социокультурные условия, начинают углубляться экономические и социальные различия, переосмысливаются права, обязанности и смысл жизни человека, акцент с потребностей общества переносится на интересы индивида. В то же время в российском обществе развиваются процессы распада семьи, растет число обездоленных детей. Все это требует от специалистов и всего социума активизации работы по оказанию необходимой воспитательной помощи детям, оставшимся без родительской поддержки.
Изучение и анализ опыта работы зарубежных воспитательных домов приобретает на современном этапе особую важность и актуальность. Воспитательные дома стран Европы и США в подавляющем большинстве с первых дней своего существования работали как учреждения, восполняющие сиротам семейную заботу о детях. Таковыми они остаются и сегодня.
В современной законодательной базе приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в федеральной целевой программе «Дети– сироты», которая входит в состав президентской программы «Дети России». В то время, как в первых программах (1995– 1997 гг.) основное внимание уделялось укреплению материально– технической базы учреждений интернатного типа, в последующих же (1998– 2000 гг., 2001– 2002гг., 2007– 2010гг.) значимыми являются программы психолого– педагогической помощи и поддержки. Приоритетным направлением деятельности становится передача детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при невозможности возврата в биологическую семью, разрабатывается юридическая база социальной защиты этой категории детей, и согласовываются межведомственные программы социальной защищённости выпускников интернатных учреждений.
В России к настоящему времени стала складываться определённая система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях» по социальной защите детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. 122– ФЗ от 07.08.2000 г. и многие другие), определяющие целый комплекс прав, свобод и дополнительных льгот для этой категории детей. В них сформулированы требования к условиям жизнедеятельности, качеству оказываемой педагогической, медицинской и психологической помощи, а также профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждения для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций – фондов, центров и просто спонсоров (организаций и частных лиц), которые помогают в решении проблем детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Россия в 1993 году включилась в международное движение «Детские деревни». В настоящее время существуют четыре детские деревни – 505 в Томилино (под Москвой), в Лаврове (Орловская область), в Пушкине (под Санкт Петербургом), в Кандалакше (Мурманская область), а также строится пятая детская деревня – 505 Бутово (Москва).
Януш Корчак писал: «Интернат для сирот – это клиника, где встречаются всякие недомогания души, тела и слабая сопротивляемость организма, где отягощенная наследственность мешает, задерживает выздоровление. И если интернат не будет моральным курортом, то есть угроза, что он станет очагом заразы».
Информация о работе Социальная защита детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей