Социальная реклама как фактор формирования общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать влияние социальной рекламы на людей, выявить факторы, формирующие общественное мнение и предложить меры разрешения данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Социальная реклама как инструмент социальной политики 8
1.1 Возникновение понятия «социальная реклама» 8
1.2 Технология конструирования социальных проблем СМИ 13
1.3 Тенденции развития социальной рекламы как инструмента социальной политики в Российском обществе 16
1.4 Влияние социальной рекламы на общество. 23
1.5 Социальная реклама в СМИ и интернете……………………………...26
2. Анализ результатов социологических исследований ....28
2.1 Анализ результатов контент-анализа печатных и электронных изданий 28
2.2 Анализ результатов интервьюирования студентов УрФУ, 5 курса,специальности «социальная работа» 35

2.3 Разработка рекомендаций по развитию социальной рекламы…………………………………………………………………..………43
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1 Программа контент-анализа ………..…… …………………….52
Приложение 2 "Таблица контент-анализа"……………………………….54
Приложение 3 "Бланк интервью"………………………………………….56
Приложение 4 "Сводные таблицы с результатами ответов"……….……58
Приложение 5 Программа полуформализованного интервью………….61

Файлы: 1 файл

!!!Курсовая Рахимов Фт-58092к!!!.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

Поэтому должны быть «ровные» эфиры, которые время от времени  разбавляются скандалами. Чтобы завлечь телезрителя, показывая однотипную тему, журналист должен сам меняться, к примеру, менять имидж.

Средства массовой информации должны пытаться освещать весь спектр социальных проблем, анализировать  причины их возникновения, а не гнаться  за сенсацией. От правильно сформированного у аудитории взгляда на проблему, зависит то, насколько эффективны будут предпринимаемые действия по решению данной проблемы. Социальная реклама должна помочь в привлечении внимания к проблеме, её профилактике.

Нетрудно спрогнозировать, что в результате эксплуатации такими журналистами «детской» темы аудитория через некоторое время перестанет сострадать и детям, ставшим жертвами несчастных случаев, насилия, заболеваний, беспризорным детям и т.д.

Фактор, который может  способствовать изменению ситуации с освещением данной социальной проблемы, - это, как и в случае с ВИЧ/СПИДом, жестоким обращением с детьми и женщинами в семье, дорожно-транспортными происшествиями и другими проблемами, - применение социальной рекламы, которая могла бы запустить механизм повышения внимания к этим явлениям со стороны политиков, государственных служащих, журналистов и, в конечном счете, общественности.

Между тем, на сегодняшний  день потенциал социальной рекламы  слабо реализуется на практике, такое неэффективное применение, обусловлено не только  несовершенным законодательством в данной области, но и тем, что   накануне выборов в Госдуму, выборов Президента РФ некоторые заинтересованные лица не хотят обострять социальные «язвы» общества, чтобы не портить «картину достижения» в обеспечении жизнедеятельности граждан и профилактике социальных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Фуллер Р., Майерс Р. О социальных проблемах/ Пер. с англ. яз. под ред. А.Б. Киселева. – М.:ВЛАДОС,2006-60с.
  2. Путин В. В. Открытое письмо Путина к российским избирателям.//Известия, 2004, 25 февраля
  3. Д.Кузьмин, ДТП// Ведомости, № 56, 2007
  4. Освещение социальных проблем российскими СМИ. Исследовательский проект/ под руководством Г. И. Ясавеева – Казань: 2006
  5. Кортлэнд Л., Уилльям Ф. Современная реклама. - М.: Издательский дом «Довгань», 2005. – 610с. Старая лит-ра
  6. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С.  Реклама: принципы и практика. - СПб, 2007.- 67с.
  7. Федеральный Закон Российской Федерации № 108-ФЗ от 18.07.95 «О рекламе».
  8. Евгеньева Т.  Позвони родителям!//Со-общение. - №10. - октябрь 2003.
  9. Кирпа Н. О социальной рекламе// Огонек-№6-2007
  10. Кузьменков М.. Так блеск или нищета? (полемическое размышление о социальной рекламе).//Деньги и благотворительность.- №7-2004
  11. «Круглый стол» на тему «О законодательном регулировании социальной рекламы в РФ»// Ведомости, 2004, 25 ноября
  12. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб.: Издательство «Питер»,2007.- с. 25 – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  13. www.1soc.ru
  14. www.socpro.org
  15. www.socialnaya-reklama.rcso.ru
  16. ru.wikipedia.org
  17. www.socproekt.ru

 

Приложение 1

Программа контент-анализа  изданий на тему: «Влияние социальной рекламы на общество»

 

  

Источник   информации для контент-анализа: 

 

  • «Аргументы и Факты» за 4 квартал 2009 года.
  • Газета «Комсомольская правда» за 4 квартал 2009 года.
  • Журнал «Русский репортер» №6 2009
  • Газета «Известия» за 4 квартал 2009 года.
  • Интернет издание «www.1soc.ru»

 

Проблемная  ситуация: Социальная реклама на сегодняшний день – это не только огромные возможности, но и большая проблема. Такая ситуация возникла из-за того, что данный вид рекламы призван не только корректировать и пропагандировать общественные ценности, но и может быть идеальным инструментом в руках коммерческих специалистов. Поэтому и мнение о социальной рекламе складывается достаточно двоякое. Одни считают, что такая реклама необходима для решения общественных проблем, пропаганды здоровья, добра, семейных ценностей и общественного благополучия, другие считают, что всё это очередные уловки каких-нибудь организации для создания себе положительного имиджа, а значит, нацелена на получение выгоды и никаких социальных побуждений не имеет. Многие организации в нашей стране прячутся под статус некоммерческих предприятий, тем самым уменьшая свою ответственность перед налоговой структурой и не выполняя своих обязательств в сфере социальной рекламы.

Проблема: Поведение СМИ в области социальной рекламы, как основной инструмент социальной политики дает возможность информировать население не о всех социальных проблемах и формировать соответствующее отношение к ним в обществе.

 

Цель: проанализировать меру освещения социальных проблем  на страницах газет в социальной рекламе.

Объект: «Аргументы и Факты» за 4 квартал 2009 года.

  • Газета «Комсомольская правда» за 4 квартал 2009 года.
  • Журнал «Русский репортер» №6 2009
  • Газета «Известия» за 4 квартал 2009 года.
  • Интернет издание «www.1soc.ru»

 

Предмет: динамика социальной рекламы.

           Задачи исследования:

      1. Выявить социальные проблемы, которые освещены средствами массовой информации;
      2. Определить вид социальной рекламы;
      3. Исследовать характер социальных проблем СМИ;
      4. Выявить степень воздействия социальной рекламы

Основные гипотезы исследования:

      1. Социальная реклама двояко влияет на формирование общественного мнения;
      2. Социальные проблемы в информационном пространстве, формируемом СМИ, неэффективно влияют на людей;
      3. СМИ и органы государственной социальной политики неэффективно используют социальную рекламу.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица контент – анализа на тему: «Влияние социальной рекламы на общество»

4 квартал 2012г.

Рахимов А.В.

 

Категории

Подкатегории

Единицы счёта

Частота упоминания

Объём внимания

Абс.

частоты

Отн

Частоты%

Абзацы

Отн.

Объём%

Блок А 

1.Статьи о социальной рекламе в СМИ

01 «Аргументы и Факты»

6

15

483

12%

02 «Комсомольская правда»

4

10

502

12,65%

03 «Русский репортер» 

5

12,5

785

19,78%

04 «Известия»

5

12,5

654

16,5%

05 www.1soc.ru

20

50

1543

38,89%

Итого:

 

40

100

3967

100%

Блок Б 

2.Автор

06 Журналист

24

60

   

07 Политик

2

2,5

   

08 Чиновник

4

10

   

09 Исследователь, ученый

6

2,5

   

10 Рядовой читатель

1

17,5

   

11 Автор не указан                                                                             

3

7,5

   

Итого

 

40

100

   

Блок В

3.Тематика социальной проблемы

12 Патриотизм

2

5

   

13 ДТП

5

12,5

   

14 Употребление алкоголя, наркотических  средств

6

15

   

15 Реформы (их проведение, последствия)

5

12,5

   

16 Насилие в семье

1

2,5

   

17 ВИЧ/СПИД

1

7,5

   

18 Положение в российской армии

3

7,5

   

19 Преступность

3

7,5

   

20 Терроризм

3

7,5

   

21 Природные состояния (стихийные  бедствия, катастрофы и др.)

2

5

   

22 Положение людей с ограниченными  физическими возможностями

2

5

   

23 Положение детей (сироты, трагические  случаи с детьми и др.)

3

2,5

   

24 Положение пенсионеров

1

2,5

   

25 Защита животных

2

5

   

26 Здоровый образ жизни

2

2,5

   

Итого

 

40

100

   

4. Стадии, описываемых социальных  проблем

27 Предпроблемная стадия

5

12,5

   

28 Стадия «открытия» проблемы

9

22,5

   

29 Стадия понимания, что решение  проблемы будет нелегким

15

37,5

   

30 Спад общественного интереса  к проблеме

4

10

   

31 Постпроблемная стадия, аудитория  не интересуется этой проблемой

7

17,5

   

Итого

 

40

100

   

Блок Г

5. Качество освещения социальных проблем

35 Проблема освещена в полном  объеме

18

45

   

36 Проблема освещена недостаточно

22

55

   

Итого

 

40

100

   

6. Критерии отбора социальных проблем

37 Драматичность

7

17,5

   

38 Новизна

9

22,5

   

39 Культурные предпочтения

6

15

   

40 Политический интерес

18

45

   

Итого

 

40

100

   

Блок Д

7. Организации, институты, размещающие социальную рекламу

41 НКО

11

27,5

   

42 Ассоциации

17

42,5

   

43 Гос. структуры

22

55

   

Итого

 

40

100

   

 

 Приложение 3

 

 

Бланк интервью

 

Здравствуйте. Я представляю Кафедру Социальной безопасности УрФУ (быв.УГТУ-УПИ).

Опрос, в котором Вы участвуете, проходит с целью разобраться в проблеме влияния социальной рекламы на людей.

Мы просим Вас помочь в исследовании этой проблемы и ответить на ряд вопросов.

ЗАРАНИЕ БЛАГОДАРИМ ВАС  ЗА УЧАСТИЕ!

 

 

 

Q1. Согласны ли Вы с мнением о том, что СМИ неравномерно освещают социальные проблемы?

 

Да

01

Нет

02


 

 

Q2. Про какие социальные проблемы чаще всего СМИ делают социальную рекламу? (возможно несколько вариантов ответа) 

Патриотизм

01

ДТП

02

Употребление  алкоголя, наркотических средств

03

Реформы (их проведение, последствия)

04

Насилие в семье

05

ВИЧ/СПИД

06

Положение в  российской армии

07

Преступность

08

Терроризм

09

Природные состояния (стихийные бедствия, катастрофы и  др.)

10

Положение людей  с ограниченными физическими  возможностями

11

Положение детей (сироты, трагические случаи с детьми и др.)

12

Положение пенсионеров

13

Защита животных

14

Здоровый образ жизни

15


 

Q3. Вызывает ли у  Вас эмоциональную усталость  освещение одних и тех же социальных проблем?

 

Да

01

Нет

02


 

 

 

 

Q4. Помогает ли социальная реклама в решении социальных проблем?

 

Да

01

Нет

02


 

Q5. Какие факторы, способствуют эффективному применению социальной рекламы?

 

помощь государства

01

законодательная база

02

помощь частных компаний, фирм

03


 

Q6. Где вы чаще всего встречаете социальную рекламу?

 

на телевиденье

01

на радио

02

рекламные щиты

03

в журналах, газетах

04

Интернет

05


 

Q7. Когда вы видите или слышите социальную рекламу, какие чувства у Вас возникают чаще всего?

 

любовь, радость, счастье

01

удивление, печаль, страдание

02

страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина

03

Никаких

04


 

Q8. Как вы считаете, лично Вам помогла социальная реклама?

 

Да

01

не совсем

02

я задумался (задумалась) над проблемой

03

Нет

04


 

Q9. Ваш пол:

 

Мужской

01

Женский

02


 

Q10. Ваш возраст:

 

17-19 лет

01

20-22 года

02

23-25 лет

03


 

Приложение 4

 

Сводные таблицы  с результатами ответов 

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением о том, что СМИ неравномерно освещают социальные проблемы?»

 

Молодые люди

Девушки

Всего

Кол-во

Абсол. (%)

Кол-во

Абсол. (%)

Кол-во

Абсол. (%)

Да

2

25

4

35

6

35

Нет

6

75

8

65

14

65

итого

8

100

12

100

20

100


 

Таблица 2

 

Молодые люди

Девушки

Всего

Кол-во

Абсол. (%)

Кол-во

Абсол. (%)

Кол-во

Абсол. (%)

Употребление алкоголя, наркотических  средств

2

9

4

13

6

10

ДТП

3

13

5

16

8

14

Реформы

1

4

2

6

3

5

Положение в российской армии

2

9

3

10

5

8

Преступность

3

13

3

10

6

10

Терроризм

2

9

2

6

4

7

Природные состояния

1

4

1

3

2

3

Инвалиды

0

0

1

3

1

1

ВИЧ/СПИД

3

13

2

6

5

8

Положение детей 

4

18

2

6

6

10

Защита животных

1

4

2

6

3

5

Насилие в семье

0

0

1

3

1

1

Положение пенсионеров

0

0

2

6

2

3

Итого

22

100

30

100

57

100

Информация о работе Социальная реклама как фактор формирования общественного мнения