Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние социальной рекламы на людей, выявить факторы, формирующие общественное мнение и предложить меры разрешения данной проблемы.
Введение 3
1. Социальная реклама как инструмент социальной политики 8
1.1 Возникновение понятия «социальная реклама» 8
1.2 Технология конструирования социальных проблем СМИ 13
1.3 Тенденции развития социальной рекламы как инструмента социальной политики в Российском обществе 16
1.4 Влияние социальной рекламы на общество. 23
1.5 Социальная реклама в СМИ и интернете……………………………...26
2. Анализ результатов социологических исследований ....28
2.1 Анализ результатов контент-анализа печатных и электронных изданий 28
2.2 Анализ результатов интервьюирования студентов УрФУ, 5 курса,специальности «социальная работа» 35
2.3 Разработка рекомендаций по развитию социальной рекламы…………………………………………………………………..………43
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1 Программа контент-анализа ………..…… …………………….52
Приложение 2 "Таблица контент-анализа"……………………………….54
Приложение 3 "Бланк интервью"………………………………………….56
Приложение 4 "Сводные таблицы с результатами ответов"……….……58
Приложение 5 Программа полуформализованного интервью………….61
Поэтому должны быть «ровные» эфиры, которые время от времени разбавляются скандалами. Чтобы завлечь телезрителя, показывая однотипную тему, журналист должен сам меняться, к примеру, менять имидж.
Средства массовой информации должны пытаться освещать весь спектр социальных проблем, анализировать причины их возникновения, а не гнаться за сенсацией. От правильно сформированного у аудитории взгляда на проблему, зависит то, насколько эффективны будут предпринимаемые действия по решению данной проблемы. Социальная реклама должна помочь в привлечении внимания к проблеме, её профилактике.
Нетрудно спрогнозировать, что в результате эксплуатации такими журналистами «детской» темы аудитория через некоторое время перестанет сострадать и детям, ставшим жертвами несчастных случаев, насилия, заболеваний, беспризорным детям и т.д.
Фактор, который может способствовать изменению ситуации с освещением данной социальной проблемы, - это, как и в случае с ВИЧ/СПИДом, жестоким обращением с детьми и женщинами в семье, дорожно-транспортными происшествиями и другими проблемами, - применение социальной рекламы, которая могла бы запустить механизм повышения внимания к этим явлениям со стороны политиков, государственных служащих, журналистов и, в конечном счете, общественности.
Между тем, на сегодняшний день потенциал социальной рекламы слабо реализуется на практике, такое неэффективное применение, обусловлено не только несовершенным законодательством в данной области, но и тем, что накануне выборов в Госдуму, выборов Президента РФ некоторые заинтересованные лица не хотят обострять социальные «язвы» общества, чтобы не портить «картину достижения» в обеспечении жизнедеятельности граждан и профилактике социальных рисков.
Программа контент-анализа изданий на тему: «Влияние социальной рекламы на общество»
Источник информации для контент-анализа:
Проблемная ситуация: Социальная реклама на сегодняшний день – это не только огромные возможности, но и большая проблема. Такая ситуация возникла из-за того, что данный вид рекламы призван не только корректировать и пропагандировать общественные ценности, но и может быть идеальным инструментом в руках коммерческих специалистов. Поэтому и мнение о социальной рекламе складывается достаточно двоякое. Одни считают, что такая реклама необходима для решения общественных проблем, пропаганды здоровья, добра, семейных ценностей и общественного благополучия, другие считают, что всё это очередные уловки каких-нибудь организации для создания себе положительного имиджа, а значит, нацелена на получение выгоды и никаких социальных побуждений не имеет. Многие организации в нашей стране прячутся под статус некоммерческих предприятий, тем самым уменьшая свою ответственность перед налоговой структурой и не выполняя своих обязательств в сфере социальной рекламы.
Проблема: Поведение СМИ в области социальной рекламы, как основной инструмент социальной политики дает возможность информировать население не о всех социальных проблемах и формировать соответствующее отношение к ним в обществе.
Цель: проанализировать меру освещения социальных проблем на страницах газет в социальной рекламе.
Объект: «Аргументы и Факты» за 4 квартал 2009 года.
Предмет: динамика социальной рекламы.
Задачи исследования:
Основные гипотезы исследования:
Приложение 2
Таблица контент – анализа на тему: «Влияние социальной рекламы на общество»
4 квартал 2012г.
Рахимов А.В.
Категории |
Подкатегории |
Единицы счёта | |||
Частота упоминания |
Объём внимания | ||||
Абс. частоты |
Отн Частоты% |
Абзацы |
Отн. Объём% | ||
Блок А 1.Статьи о социальной рекламе в СМИ |
01 «Аргументы и Факты» |
6 |
15 |
483 |
12% |
02 «Комсомольская правда» |
4 |
10 |
502 |
12,65% | |
03 «Русский репортер» |
5 |
12,5 |
785 |
19,78% | |
04 «Известия» |
5 |
12,5 |
654 |
16,5% | |
05 www.1soc.ru |
20 |
50 |
1543 |
38,89% | |
Итого: |
40 |
100 |
3967 |
100% | |
Блок Б 2.Автор |
06 Журналист |
24 |
60 |
||
07 Политик |
2 |
2,5 |
|||
08 Чиновник |
4 |
10 |
|||
09 Исследователь, ученый |
6 |
2,5 |
|||
10 Рядовой читатель |
1 |
17,5 |
|||
11 Автор не указан |
3 |
7,5 |
|||
Итого |
40 |
100 |
|||
Блок В 3.Тематика социальной проблемы |
12 Патриотизм |
2 |
5 |
||
13 ДТП |
5 |
12,5 |
|||
14 Употребление алкоголя, наркотических средств |
6 |
15 |
|||
15 Реформы (их проведение, последствия) |
5 |
12,5 |
|||
16 Насилие в семье |
1 |
2,5 |
|||
17 ВИЧ/СПИД |
1 |
7,5 |
|||
18 Положение в российской армии |
3 |
7,5 |
|||
19 Преступность |
3 |
7,5 |
|||
20 Терроризм |
3 |
7,5 |
|||
21 Природные состояния ( |
2 |
5 |
|||
22 Положение людей с |
2 |
5 |
|||
23 Положение детей (сироты, трагические случаи с детьми и др.) |
3 |
2,5 |
|||
24 Положение пенсионеров |
1 |
2,5 |
|||
25 Защита животных |
2 |
5 |
|||
26 Здоровый образ жизни |
2 |
2,5 |
|||
Итого |
40 |
100 |
|||
4. Стадии, описываемых социальных проблем |
27 Предпроблемная стадия |
5 |
12,5 |
||
28 Стадия «открытия» проблемы |
9 |
22,5 |
|||
29 Стадия понимания, что решение проблемы будет нелегким |
15 |
37,5 |
|||
30 Спад общественного интереса к проблеме |
4 |
10 |
|||
31 Постпроблемная стадия, аудитория не интересуется этой проблемой |
7 |
17,5 |
|||
Итого |
40 |
100 |
|||
Блок Г 5. Качество освещения социальных проблем |
35 Проблема освещена в полном объеме |
18 |
45 |
||
36 Проблема освещена недостаточно |
22 |
55 |
|||
Итого |
40 |
100 |
|||
6. Критерии отбора социальных проблем |
37 Драматичность |
7 |
17,5 |
||
38 Новизна |
9 |
22,5 |
|||
39 Культурные предпочтения |
6 |
15 |
|||
40 Политический интерес |
18 |
45 |
|||
Итого |
40 |
100 |
|||
Блок Д 7. Организации, институты, размещающие социальную рекламу |
41 НКО |
11 |
27,5 |
||
42 Ассоциации |
17 |
42,5 |
|||
43 Гос. структуры |
22 |
55 |
|||
Итого |
40 |
100 |
Бланк интервью
Здравствуйте. Я представляю Кафедру Социальной безопасности УрФУ (быв.УГТУ-УПИ).
Опрос, в котором Вы участвуете, проходит с целью разобраться в проблеме влияния социальной рекламы на людей.
Мы просим Вас помочь в исследовании этой проблемы и ответить на ряд вопросов.
ЗАРАНИЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ!
Q1. Согласны ли Вы с мнением о том, что СМИ неравномерно освещают социальные проблемы?
Да |
01 |
Нет |
02 |
Q2. Про какие социальные проблемы чаще
всего СМИ делают социальную рекламу?
(возможно несколько вариантов ответа)
Патриотизм |
01 |
ДТП |
02 |
Употребление алкоголя, наркотических средств |
03 |
Реформы (их проведение, последствия) |
04 |
Насилие в семье |
05 |
ВИЧ/СПИД |
06 |
Положение в российской армии |
07 |
Преступность |
08 |
Терроризм |
09 |
Природные состояния (стихийные бедствия, катастрофы и др.) |
10 |
Положение людей с ограниченными физическими возможностями |
11 |
Положение детей (сироты, трагические случаи с детьми и др.) |
12 |
Положение пенсионеров |
13 |
Защита животных |
14 |
Здоровый образ жизни |
15 |
Q3. Вызывает ли у Вас эмоциональную усталость освещение одних и тех же социальных проблем?
Да |
01 |
Нет |
02 |
Q4. Помогает ли социальная реклама в решении социальных проблем?
Да |
01 |
Нет |
02 |
Q5. Какие факторы, способствуют эффективному применению социальной рекламы?
помощь государства |
01 |
законодательная база |
02 |
помощь частных компаний, фирм |
03 |
Q6. Где вы чаще всего встречаете социальную рекламу?
на телевиденье |
01 |
на радио |
02 |
рекламные щиты |
03 |
в журналах, газетах |
04 |
Интернет |
05 |
Q7. Когда вы видите или слышите социальную рекламу, какие чувства у Вас возникают чаще всего?
любовь, радость, счастье |
01 |
удивление, печаль, страдание |
02 |
страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина |
03 |
Никаких |
04 |
Q8. Как вы считаете, лично Вам помогла социальная реклама?
Да |
01 |
не совсем |
02 |
я задумался (задумалась) над проблемой |
03 |
Нет |
04 |
Q9. Ваш пол:
Мужской |
01 |
Женский |
02 |
Q10. Ваш возраст:
17-19 лет |
01 |
20-22 года |
02 |
23-25 лет |
03 |
Приложение 4
Сводные таблицы
с результатами ответов
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением о том, что СМИ неравномерно освещают социальные проблемы?»
Молодые люди |
Девушки |
Всего | ||||
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) | |
Да |
2 |
25 |
4 |
35 |
6 |
35 |
Нет |
6 |
75 |
8 |
65 |
14 |
65 |
итого |
8 |
100 |
12 |
100 |
20 |
100 |
Таблица 2
Молодые люди |
Девушки |
Всего | ||||
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) | |
Употребление алкоголя, наркотических средств |
2 |
9 |
4 |
13 |
6 |
10 |
ДТП |
3 |
13 |
5 |
16 |
8 |
14 |
Реформы |
1 |
4 |
2 |
6 |
3 |
5 |
Положение в российской армии |
2 |
9 |
3 |
10 |
5 |
8 |
Преступность |
3 |
13 |
3 |
10 |
6 |
10 |
Терроризм |
2 |
9 |
2 |
6 |
4 |
7 |
Природные состояния |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
Инвалиды |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
ВИЧ/СПИД |
3 |
13 |
2 |
6 |
5 |
8 |
Положение детей |
4 |
18 |
2 |
6 |
6 |
10 |
Защита животных |
1 |
4 |
2 |
6 |
3 |
5 |
Насилие в семье |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Положение пенсионеров |
0 |
0 |
2 |
6 |
2 |
3 |
Итого |
22 |
100 |
30 |
100 |
57 |
100 |
Информация о работе Социальная реклама как фактор формирования общественного мнения