Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние социальной рекламы на людей, выявить факторы, формирующие общественное мнение и предложить меры разрешения данной проблемы.
Введение 3
1. Социальная реклама как инструмент социальной политики 8
1.1 Возникновение понятия «социальная реклама» 8
1.2 Технология конструирования социальных проблем СМИ 13
1.3 Тенденции развития социальной рекламы как инструмента социальной политики в Российском обществе 16
1.4 Влияние социальной рекламы на общество. 23
1.5 Социальная реклама в СМИ и интернете……………………………...26
2. Анализ результатов социологических исследований ....28
2.1 Анализ результатов контент-анализа печатных и электронных изданий 28
2.2 Анализ результатов интервьюирования студентов УрФУ, 5 курса,специальности «социальная работа» 35
2.3 Разработка рекомендаций по развитию социальной рекламы…………………………………………………………………..………43
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1 Программа контент-анализа ………..…… …………………….52
Приложение 2 "Таблица контент-анализа"……………………………….54
Приложение 3 "Бланк интервью"………………………………………….56
Приложение 4 "Сводные таблицы с результатами ответов"……….……58
Приложение 5 Программа полуформализованного интервью………….61
Все рассмотренные статьи были написаны, в основном журналистами по заказу государственных структур (рис.1,2). Создание рекламы, даже социальной подразумевает собой определенные затраты и привлечение конкретных специалистов, людей с креативной мыслью, которые могут уловить настроение современной молодежи. Но не привлекаются рекламные компании.
Рис. 1 Автор
Рис. 2 Организации, институты, размещающие социальную рекламу
Рис. 3 Показатели конкуренции социальных проблем
Благодаря диаграмме (рис. 3), видно, какие социальные проблемы конкурентоспособны на страницах изданий, интернета и видеороликов, а какие находятся вне сферы общественного внимания. Общественное внимание, которым пользуются социальные проблемы, распределено крайне неравномерно:
Самыми актуальными проблемами стали: Употребление алкоголя, наркотических средств, случаи ДТП, политические реформы – они становится доминирующими информационными темами;
Проблемы, связанные с положением в российской армии, преступностью, терроризмом, природным состоянием достигают умеренного успеха, и пользуются некоторым вниманием журналистов, политиков и общественности;
Огромное
большинство потенциальных
Следует рассмотреть стадии социальных проблем (табл.2).
Таблица 2
Стадии, описываемых социальных проблем
Подкатегории |
Единицы счёта | |
Частота упоминания | ||
Абс. частоты |
Отн Частоты% | |
Предпроблемная стадия |
5 |
12,5 |
Стадия «открытия» проблемы |
9 |
22,5 |
Стадия понимания, что решение проблемы будет нелегким |
15 |
37,5 |
Спад общественного интереса к проблеме |
4 |
10 |
Итого |
40 |
100 |
Большинство социальных проблем в статьях находятся в стадии понимания, что решения проблемы будет нелегким. Это пограничная стадия, после которой проблема переходит в другую - стадию спада общественного интереса.
Очевидно, что существенную роль в переходе к этой стадии играют средства массовой коммуникации, благодаря производимым непреднамеренным эффектам. Освещение одних и тех же социальных проблем приводит к эмоциональному выгоранию, проблема воспринимается, как нечто обыденное, в результате чего происходит спад общественного интереса к этой проблеме. Это может привести к тому, что аудитория перестанет интересоваться данной социальной проблемой.
Интересно рассмотреть качество освещения социальных проблем на страницах, исследуемых нами изданий. Проблем, которые освещены в неполном объеме несколько больше, чем тех, которые осветили в полном объеме (рис.4)
Рис. 4 Качество освещения социальных проблем
Для того чтобы определить, какому принципу должна соответствовать социальная проблема, чтобы с успехом выигрывать конкуренцию с другими проблемами, рассмотрим следующую категорию – критерии отбора (табл.3)
Таблица 3
Критерии отбора социальных проблем
Подкатегории |
Единицы счёта | |
Частота упоминания | ||
Абс. частоты |
Отн Частоты% | |
Драматичность |
7 |
17,5 |
Новизна |
18 |
45 |
Культурные предпочтения |
6 |
15 |
Политический интерес |
9 |
22,5 |
Итого |
40 |
100 |
Отдаётся предпочтение социальным проблемам, которые отвечают новизне, чуть меньше драматичным ситуациям и политическим интересам. Таким образом, социальные проблемы, соответствующие критериям драматичности, новизны и политическим интересам имеют более высокие шансы успешно выдержать конкуренцию с другими проблемами. Таким критериям отвечают проблемы терроризма, стихийных бедствий, преступности, детские трагедии.
Выводы по данной главе:
1. На основании проведенного контент-анализа можно сказать, что на страницах сайта «www.1soc.ru» чаще других, встречаются статьи, посвященные социальным темам. Это первый сайт в России, посвященный социальной рекламе. Сеть интернета развивается с каждым днем всё больше, следовательно, и большее количество людей обращаются к интернету, чем к печатным изданиям.
2. Все рассмотренные статьи были написаны, в основном журналистами по заказу государственных структур. Создание рекламы, даже социальной подразумевает собой определенные затраты и привлечение конкретных специалистов, людей с креативной мыслью, которые могут уловить настроение современной молодежи. Но не привлекаются рекламные компании.
3. Самыми актуальными проблемами стали: Употребление алкоголя, наркотических средств, случаи ДТП, политические реформы – они становятся доминирующими информационными темами;
4. Проблемы, связанные с положением в российской армии, преступностью, терроризмом, природным состоянием достигают умеренного успеха, и пользуются некоторым вниманием журналистов, политиков и общественности;
5. Огромное большинство потенциальных социальных проблем остается вне сферы общественного внимания. Это социальные проблемы инвалидов, пенсионеров, детей, защиты животных, насилия в семье и т.д. 6. Стоит обратить внимание на заголовки газет. Проблемы, которые значительно поднимают рейтинг издания, напечатаны под крупным шрифтом, привлекающим внимание читателей, а не мене важным социальным темам посвящены всего лишь незначительные статьи.
7. Большинство социальных проблем в статьях находятся в стадии понимания, что решения проблемы будет нелегким. Это пограничная стадия, после которой проблема переходит в другую - стадию спада общественного интереса.
Очевидно, что существенную роль в переходе к этой стадии играют средства массовой коммуникации, благодаря производимым непреднамеренным эффектам. Освещение одних и тех же социальных проблем приводит к эмоциональному выгоранию, проблема воспринимается, как нечто обыденное, в результате чего происходит спад общественного интереса к этой проблеме. Это может привести к тому, что аудитория перестанет интересоваться данной социальной проблемой.
Проблем, которые освещены в неполном объеме несколько больше, чем тех, которые осветили в полном объеме.
8. Отдаётся предпочтение социальным проблемам, которые отвечают новизне, чуть меньше драматичным ситуациям и политическим интересам. Таким образом, социальные проблемы, соответствующие критериям драматичности, новизны и политическим интересам имеют более высокие шансы успешно выдержать конкуренцию с другими проблемами. Таким критериям отвечают проблемы терроризма, стихийных бедствий, преступности, детские трагедии.
9. Социальным проблемам приходится конкурировать за место в информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации, в результате чего происходит неравномерное освещение социальных проблем в обществе.
Интервью проводилось в Уральском Федеральном Университете (быв. УГТУ- УПИ). Для исследования был использован сплошной тип выборки, в опросе принимали участие студенты 5 курса специальности «социальная работа» УрФУ, впоследстивие именуемые респонденты, как часть населения, подвергающиеся воздействию социальной рекламе.
Итак, проанализируем их ответы:
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением о том, что СМИ неравномерно освещают социальные проблемы?»
Молодые люди |
Девушки |
Всего | ||||
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) | |
да |
2 |
64,7 |
4 |
92,3 |
6 |
76,6 |
нет |
6 |
35,2 |
8 |
7,6 |
14 |
23,3 |
По-мнению респондентов, в большей степени СМИ неравномерно освещают социальные проблемы в социальной рекламе. Некоторые темы затронуты, но другие не менее важные не освещаются.
Молодые люди заметили, что с помощью социальной рекламы, больше пытаются обратить внимание на следующие проблемы: детей, ВИЧ, преступности и ДТП. Девушки же больше обращают внимание на социальную рекламу, где освещены проблемы ДТП, наркотиков, алкоголя и преступности. (рис. 1) Сравнивая эти данные с результатами контент-анализа, очевидно, что социальные проблемы, тематика, которых связана с политическими реформами, преступностью, терроризмом достигают чрезвычайного успеха, и становится доминирующими информационными темами, а большинство потенциальных социальных проблем остается вне сферы общественного внимания.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Про какие социальные проблемы чаще всего делают социальную рекламу?»
Молодые люди |
Девушки |
Всего | ||||
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) |
Кол-во |
Абсол. (%) | |
Употребление алкоголя, наркотических средств |
2 |
9 |
4 |
13 |
6 |
10 |
ДТП |
3 |
13 |
5 |
16 |
8 |
14 |
Реформы |
1 |
4 |
2 |
6 |
3 |
5 |
Положение в российской армии |
2 |
9 |
3 |
10 |
5 |
8 |
Преступность |
3 |
13 |
3 |
10 |
6 |
10 |
Терроризм |
2 |
9 |
2 |
6 |
4 |
7 |
Природные состояния |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
Инвалиды |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
ВИЧ/СПИД |
3 |
13 |
2 |
6 |
5 |
8 |
Положение детей |
4 |
18 |
2 |
6 |
6 |
10 |
Защита животных |
1 |
4 |
2 |
6 |
3 |
5 |
Насилие в семье |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Положение пенсионеров |
0 |
0 |
2 |
6 |
2 |
3 |
итого |
22 |
100 |
30 |
100 |
57 |
100 |
Рис. 1 Распределение ответов на вопрос: «Про какие социальные проблемы чаще всего делают социальную рекламу?»
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Вызывает ли у Вас эмоциональную усталость освещение одних и тех же социальных проблем?»
Всего | ||
Кол-во |
Абсол. (%) | |
да |
14 |
65 |
нет |
6 |
35 |
итого |
20 |
100 |
Из таблицы видно, что эмоциональное воздействие СМИ на аудиторию достаточно велико. Респонденты отметили, что повторяющиеся сообщения о социальных проблемах могут иметь не только эффект мобилизации общественности и политиков с целью изменения той или иной ситуации, но и, напротив, способствовать возникновению «усталости сострадать» жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, людям с ВИЧ/ СПИДом, беспризорным детям, людям с ограниченными физическими возможностями, потере чувствительности к сообщениям о них (своего рода анестезии), появлению попыток избежать информации о тех или иных социальных проблемах. Это позволяет сделать вывод о том, что усталость аудитории сострадать, ведет к тому, что социальные проблемы, которые могут привести к тотальным изменениям в обществе, воспринимаются как нечто обыденное как нечто само собой разумеющееся.
Рис. 2 Факторы, способствующие эффективному применению социальной рекламы
Социальная реклама может помочь в привлечении внимания к проблеме, её решению, профилактике – так посчитали больше половины респондентов, и лишь четвертая часть опрошенных дали отрицательный ответ.
Проанализировав ответы респондентов, определим факторы, влияющие на эффективность применения социальной рекламы: большинство считают, что в этом поможет государство, чуть меньше - привлечение частных фирм, компаний. Законодательная база не достаточно разработана, помощь государства в этой сфере не велика, и следует обратить внимание на частные фирмы, компании, действующие в рамках социально-ответственного бизнеса
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Где Вы чаще всего встречаете социальную рекламу»
Всего | ||
Кол-во |
Абсол. (%) | |
на телевиденье |
6 |
30 |
на радио |
2 |
10 |
рекламные щиты |
5 |
25 |
интернет |
6 |
30 |
периодические издания |
1 |
5 |
итого |
20 |
100 |
Информация о работе Социальная реклама как фактор формирования общественного мнения