Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является определение и совершенствование социальной работы с малообеспеченным населением, а также анализ состояния социальной защиты малообеспеченных семей.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Определить основы, обеспечивающие выполнение государством принятых социальных гарантий, а также уточнить место и роль социальных стандартов в системе социальной защиты населения.
2. Рассмотреть малообеспеченные семьи как очаги социальной напряженности.
3. Проанализировать проблемы малообеспеченных семей и технологии социальной профилактики.

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические факты и настоящее в развитии социальной работы с малообеспеченным населением

1.1. Сущность социальной работы

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

1.3. Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Глава 2. Социальная поддержка малообеспеченного населения

2.1. Сущность социальной защиты

2.2. Государственная система социальной помощи

2.3. Адресное предоставление социальной помощи

Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности

3.1. Бедность в России

3.2. Борьба с бедностью

3.3. Роль социальных работников в преодолении бедности

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа с малоимущими.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

 

Хотя порядок предоставления местных льгот зачастую повторяет  федеральное законодательство, т.е. льготы носят категориальный характер и начисляются без оценки нуждаемости, большая часть денежной и натуральной  помощи на местном уровне предоставляется  с учетом дохода семьи. Как и в  случае с федеральными льготами, издержки на категориальные льготы выше, чем  расходы на адресную помощь.

 

Органы местного самоуправления обладают более значительным опытом в предоставлении адресной помощи, чем это можно предположить, исходя из анализа системы социальной защиты на общенациональном уровне. Администрации  обследованных территорий продемонстрировали гораздо большую заинтересованность в повышении адресной помощи, чем органы государственной власти на федеральном уровне. Еще до перевода детских пособий в адресную форму все они использовали оценку нуждаемости для предоставления денежной помощи. Отмечается интерес к совершенствованию методики оценки нуждаемости, в том числе к использованию оценки имущества, процедурам проверки доходов. С другой стороны, многие работники органов социальной защиты были склонны определять право на участие в программе помощи на основе принадлежности клиента к традиционной социально уязвимой категории.

 

 

Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности

 

3.1. Бедность в России

 

 

 

Экономические и политические реформы 1990-х гг. затронули все  слои общества и привнесли кардинальные изменения в систему формирования доходов и потребления российских семей. Начало экономических реформ было связано с масштабным ростом цен, обесценением и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах. Широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий. Огромная потенциальная безработица, которая могла бы охватить треть населения в трудоспособном возрасте, была замещена сравнительно умеренной официальной безработицей в сочетании с падением реального уровня заработной платы. Поэтому падение реальных доходов населения и рост их дифференциации - две основные тенденции в изменении уровня жизни в России. Эти тенденции развиваются на фоне сокращения благ и услуг, в прошлом предоставлявшихся бесплатно или почти бесплатно. Это относится к здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.

 

Несмотря на экономические  успехи и стабильное повышение реальных денежных доходов населения, масштабы бедности остаются высокими, что негативно  отражается как на развитии конкретного  человека, конкретной семьи, так и  общества в целом. Бедность ведет  к ухудшению качественных характеристик  населения, росту социально-экономического неравенства, является тормозом успешного  общественного развития и экономического развития, может быть причиной социальных катаклизмов.

 

Несмотря на то, что бедность является общемировым явлением и  свойственна любой экономической  системе, уровень бедности в России значительно превосходит уровень  бедности промышленных развитых стран. Это не может не вызывать серьезной  обеспокоенности российских государственных  и общественных институтов по поводу “социального самочувствия” и уровня материального благополучия своих  сограждан. Бедность является одной  из основных проблем российского  государства, от преодоления которой  будет зависеть снижение социальной напряженности в России. Президент  Российской Федерации В.В. Путин  в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. определил задачу преодоления бедности как стратегическую на ближайшее десятилетие наряду с удвоением производства валового внутреннего продукта в стране.

 

Количественные оценки различных  страт населения сильно различаются  у чиновников и социологов. Так, согласно последним данным Росстата, в России за чертой бедности живет 14% населения. Однако эксперты скептически оценивают эту цифру и отмечают, что в действительности эта цифра составляет не менее 30%. Согласно последним данным Росстата, соотношение валовых доходов 10% самых бедных к 10% сверхбогатых достиг в 2007 году показателя 16,8%. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и в ближайшие годы этот тренд вряд ли изменится.

 

В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности вне совершенствования  политики оплаты труда. Признавая безусловную  необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, следует сказать, что они в современных условиях в значительной мере являются борьбой не с причиной, а со следствием – высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения. Это обуславливает необходимость:

 

- детального исследования  тех механизмов оплаты труда,  которые «способствуют» возникновению  бедности и риска для трудоспособного  населения попасть в категорию  бедных;

 

- создания условий для  экономически активной части  населения достаточно зарабатывать  и тем самым содержать себя  и свою семью.

 

Официальный показатель уровня бедности в России - это доля населения  с доходами ниже прожиточного минимума. Данные Госкомстата России по бедности представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Численность населения  РФ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 1992 1995 1997 1998 2000 2001 2002 2005 2007

В млн. человек 49,7 36,3 30,3 34,0 41,9 39,4 34,6 29,6 25,5

В % от общей численности населения 33,5 24,7 20,7 23,3 28,9 27,3 24,2 20,6 17,8

 

 

Исследование социально-демографических  особенностей опровергает расхожие суждения о том, кто является бедным в России. Несмотря на распространенное мнение о повышенном риске бедности для пенсионеров, по данным бюджетной статистики, наблюдается обратная связь между степенью распространения бедности и возрастом. Самый высокий уровень бедности наблюдается у младших трудоспособных возрастов, он практически в два раза выше, чем у лиц пенсионного возраста. В наибольшей степени подвержены бедности полные семьи с 3 и более детьми и неполные семьи. Очевиден также факт наличия тесной связи между бедностью и числом иждивенцев.

 

Несмотря на то, что в  целом для пенсионеров риск бедности не является критическим, для одиноко  проживающих пенсионеров в возрасте старше 65 лет существует повышенная вероятность попадания в число  бедных. Особенно ярко это проявляется  в крупных городах, где межсемейная солидарность несколько ослаблена. Однако в условиях переходного периода сформировался значительный слой "новых бедных" - домохозяйств с низким уровнем дохода, которые не принадлежат ни к какой традиционной социально уязвимой категории, в частности, работающие бедные с низким уровнем заработной платы.

 

Различия в масштабах  распространения бедности в городе и на селе очень значительны. В  целом жители городов в меньшей  степени подвержены бедности. Несмотря на то, что переход от доходного  измерителя материальных возможностей домохозяйств к располагаемым ресурсам несколько сглаживает имеющиеся  различия, более высокая степень  концентрации бедных продолжает сохраняться  в сельской местности. При этом в  городе выше вероятность мобильности, т.е. перехода из состояния бедности в состояние небедности, и ниже вероятность длительной, застойной бедности.

 

Уровень дифференциации в  городе выше, чем на селе. В то же время уровень жизни дифференцирован  и внутри городских поселений, в  зависимости от типа городов. Лучше  всего обстоят дела в крупнейших городах (с населением более 1 млн. человек). В малых городах уровень дифференциации ниже, однако, бедность имеет не только значительные масштабы распространения, но и характеризуется самыми низкими  параметрами текущего потребления  наиболее насущных материальных благ, прежде всего, продуктов питания. В  отличие от крупных региональных центров жители малых городов  имеют крайне ограниченные возможности  найти не только приработок, но и  основное рабочее место, обеспеченное реальной, выплачиваемой зарплатой. В то же время они не имеют достаточно больших приусадебных хозяйств, которые  могли бы обеспечивать их семьи продуктами питания, а многие живут достаточно далеко от своих земельных участков.

 

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность является одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средства­ми) числа лиц, живущих  за чертой бедности. В противном  случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью  в жизни общества. Сокращение численности  бедняков – одна из основных задач  социальной политики государства в  странах рыночной экономики.

 

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных  пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия  ее развития.

 

3.2. Борьба с бедностью

 

 

 

Как известно, Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году выдвинул в числе  важнейших задач преодоление  бедности, которая является уже хронической  для многих миллионов людей во всей России.

 

Бедность - многоаспектное социальное явление. Действительно, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Поэтому меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.

 

Безусловно, стратегия снижения бедности включает в себя экономический  рост. А, кроме того - формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.

 

Приоритетной целью государственной  политики должно стать улучшение  состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной  смертности населения. Увеличение государственных  расходов на здравоохранение до 5-6 процентов  национального ВВП будет соответствовать  уровню развитых стран.

 

Обеспечение доступа населения  к качественному образованию  всех уровней и степеней может  стать основой выравнивания экономических  возможностей людей. Гарантом достижения этой задачи является расширение охвата детей постоянными дошкольными  организациями, снижение доли детей  в возрасте от 15 до 17 лет, которые  не имеют среднего общего образования  и нигде не учатся. Важно развивать  сеть школ и пришкольных интернатов для детей, особенно в сельской местности. Известно, что не все нынче могут  получить образование, поэтому необходимо облегчить получение бюджетного финансирования для выходцев из бедных семей, детей-сирот и детей с  ослабленным здоровьем. Кроме того, надо развивать систему образовательных  субсидий и кредитов - новое дело для нашей страны.

 

Государство будет создавать  условия для эффективной занятости  населения. Потому что невозможность  найти работу, на которую рассчитывают люди, невозможность трудоустроиться  по месту жительства, случайные заработки  у заметной части населения и  являются основными причинами бедности. Одно из направлений решения этой проблемы - на основе среднесрочного и  долгосрочного прогнозов развития экономики готовить кадры квалифицированных  работников в сети профессиональных школ и лицеев. Следует повышать также мотивацию работодателей  в расширении обучения работников непосредственно на рабочих местах, в финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования.

 

Сейчас существует диспропорция в структуре высшего и среднего профессионального образования: специалистов с высшим образованием порой в  избытке, а кадров среднего звена, рабочих - дефицит. Необходимо устранить такую  диспропорцию.

 

Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском и лесном хозяйстве, в  секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре.

 

Преодоление более высокой  бедности в селах и малых городах  связывается с восстановлением  здесь утраченных социальных и экономических  позиций, с улучшением условий жизни  сельского населения. Государственная  поддержка развития сельской местности  должна быть направлена на повышение  финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более активной должна быть государственная политика в увеличении занятости в малом  и среднем бизнесе на селе и  в малых городах. Здесь необходимо использовать кредитование населения. Актуальной является разработка целевых  программ развития семейной экономики  на селе. В перспективе это приведет к изменению образа жизни на селе. Повысятся доходы, занятость людей.

 

Необходима выработка  государственной семейной политики, которая бы способствовала более  полной реализации экономического потенциала семьи и развитию, говоря научным  языком, репродуктивных функций, что  в равной мере зависит от здоровья, экономических возможностей и желания  супругов.

 

В этой связи немаловажным явится укрепление и развитие системы  учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров  планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для  молодежи, расширение рынка и повышение  качества предоставляемых социальных услуг.

 

Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая  предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных  ситуаций. Это позволит сократить  численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии  обеспечить себя сам.

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом