Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является определение и совершенствование социальной работы с малообеспеченным населением, а также анализ состояния социальной защиты малообеспеченных семей.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Определить основы, обеспечивающие выполнение государством принятых социальных гарантий, а также уточнить место и роль социальных стандартов в системе социальной защиты населения.
2. Рассмотреть малообеспеченные семьи как очаги социальной напряженности.
3. Проанализировать проблемы малообеспеченных семей и технологии социальной профилактики.

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические факты и настоящее в развитии социальной работы с малообеспеченным населением

1.1. Сущность социальной работы

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

1.3. Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Глава 2. Социальная поддержка малообеспеченного населения

2.1. Сущность социальной защиты

2.2. Государственная система социальной помощи

2.3. Адресное предоставление социальной помощи

Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности

3.1. Бедность в России

3.2. Борьба с бедностью

3.3. Роль социальных работников в преодолении бедности

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа с малоимущими.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

 

Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает типологию  стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства  в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием  негосударственных форм помощи и  поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием  в последней государственных  форм помощи и поддержки населения).

 

 

Глава 2. Социальная поддержка  малообеспеченного населения

 

2.1. Сущность социальной  защиты

 

 

 

Система социальной защиты населения  как особый социальный институт находится  в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные  значения. В новых экономических  условиях он заменил термин «социальное  обеспечение», использовавшийся в советской  экономике, где он характеризовал специфическую  организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно  государством.

 

В современных условиях потребовалось  развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно использовался  в мировой практике.

 

Социальная защита как  социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном  контексте обычно имеет дело с  установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

 

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические  особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения  безработных граждан.

 

Для осмысления состояния  развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его  дальнейшего развития в нашей  стране представляется необходимым, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно  важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени  осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

 

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование  системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

 

Отсутствие общего представления  о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия  смысла данного института.

 

В советский период, в связи  со слабой теоретической проработкой  социальной защиты как социального  института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений  в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял  весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

 

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное  обеспечение», отражающий специфику  организации социальной защиты в  централизованно планируемой системе  хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.

 

Поэтому термин «социальное  обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы  новым термином «социальная защита».

 

Термин «социальная защита»  в наибольшей степени соответствует  сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

 

Социальная защита также  предусматривается в отношении  семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно  необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств  на оплату жизненно значимых товаров  и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

 

Социальная защита может  осуществляться в денежной форме  в виде пенсий и пособий, в натуральной  форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может  иметь как компенсационный, так  и предупредительный профилактический характер.

 

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно  государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного  государственного обеспечения —  финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий  обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения  в соответствии с приоритетами, определяемыми  органами государственной власти.

 

Непосредственное государственное  обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

 

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования.

 

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В  финансировании систем социального  страхования иногда также участвует  государство.

 

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая  организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.

 

Она носит адресный характер и предоставляется лицам после  проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

 

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств  на случай возникновения некоторых  обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления  обязательных сбережений всеми работающими  гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность  каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой  учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

 

Характерной особенностью частных  форм социальной защиты является то, что  они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной  инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые  принимают на себя обязательства  по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные  формы могут применяться в  таких видах социальной защиты, как  обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

 

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это  комплексная система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно  необходимого уровня жизни семьи.

 

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно  реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального  недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты  и радикальные формы протеста.

 

2.2. Государственная система  социальной помощи

 

 

 

Государственная система  социальной помощи посвящена проблемам, имеющим основополагающее значение для формирования научного представления  о социальной помощи.

 

Российская модель социального  государства отличается от существующих в зарубежных странах по многим параметрам из-за огромной разницы в условиях формирования социальной государственности. В стране пока нет стабильной экономики, необходимой для успешного осуществления широкомасштабной социальной политики. Поэтому в современных условиях идею социального государства можно рассматривать лишь как программную установку для перспективного развития. Она служит ориентиром для практической деятельности правительства, которому в последние годы удалось приостановить негативные тенденции в экономике.

 

Возрождение России возможно только путем построения социального  государства, опирающегося на право, в  котором торжествуют идеи равенства  и справедливости. Оно должно синтезировать  в себе лучшие результаты международного опыта, но опираться на высшие достижения российской культуры и традиций.

 

Как подчеркивает М.В. Баглай, социальное государство «должно бороться не против богатства, а против нищеты».

 

В соответствии со ст.7 Конституции  РФ главной целью экономической  политики социального государства  является повышение благосостояния населения. Поэтому производство должно создавать источники для инвестиций в социальную сферу, которая, в свою очередь, будет стимулировать расширение хозяйственной деятельности. А показателем  баланса между экономической  и социальной деятельностью государства  станет повышение всех видов социальных выплат до уровня, обеспечивающего  всем членам общества достойную жизнь.

 

По мнению О.П. Беребиной, «институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры…права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться».

 

Достижение указанной  цели социально-экономической политики невозможно при отсутствии развитой системы социальной защиты населения, одним из важнейших элементов  которой является государственная  социальная помощь.

 

Чтобы определить место государственной  социальной помощи в системе социального  обеспечения, необходимо обратиться к  теории социального риска. Как известно, в реальной жизни социальный риск имеет многообразные видовые  проявления. Видовые социальные риски  служат базой для построения государственной  системы социального обеспечения, создания финансовых механизмов и организационных  структур для реализации каждым права  на социальное обеспечение на условиях, установленных законом.

 

В ст.3 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного  социального страхования» содержится первое легитимное определение «социального страхового риска», а в ст.7 указаны  его виды. Но если законодатель закрепляет понятие «социальный страховой  риск», то можно сделать предположение  о существовании «нестрахового» социального риска. Очевидно, что перечисленные в ст.7 Федерального Закона от 16.07.1999 г. риски угрожают не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, т.е. работающим по трудовому договору или самостоятельно обеспечивающим себя работой.

 

Им подвержены также военнослужащие, служащие органов внутренних дел, органов  службы безопасности, налоговой полиции  и другие категории служащих. Они  получают пенсии, пособия и медицинские  услуги за счет средств федерального бюджета, а не из внебюджетных фондов социального страхования. Исходя из этого, автор присоединяется к мнению Е.Е. Мачульской о том, что при определении названных рисков в качестве «страховых» акцент сделан на финансовом механизме защиты от них, который не является единственно возможным. Во всех экономически развитых странах мира источниками финансирования выплат и услуг при наступлении социальных рисков служат не только страховые взносы, но и государственная казна. Поэтому представляется сомнительной целесообразность разделения социальных рисков на страховые и нестраховые.

 

Единственным видом «нестрахового» социального риска, мероприятия по защите от которого всегда покрываются за счет бюджетных средств, является социальный риск бедности. Именно он выступает объектом защиты для государственной системы социальной помощи. В настоящее время она складывается в законодательно оформленное и внутренне организованное системное образование в рамках более сложной многоуровневой системы социального обеспечения.

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом