Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является определение и совершенствование социальной работы с малообеспеченным населением, а также анализ состояния социальной защиты малообеспеченных семей.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Определить основы, обеспечивающие выполнение государством принятых социальных гарантий, а также уточнить место и роль социальных стандартов в системе социальной защиты населения.
2. Рассмотреть малообеспеченные семьи как очаги социальной напряженности.
3. Проанализировать проблемы малообеспеченных семей и технологии социальной профилактики.

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические факты и настоящее в развитии социальной работы с малообеспеченным населением

1.1. Сущность социальной работы

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

1.3. Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Глава 2. Социальная поддержка малообеспеченного населения

2.1. Сущность социальной защиты

2.2. Государственная система социальной помощи

2.3. Адресное предоставление социальной помощи

Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности

3.1. Бедность в России

3.2. Борьба с бедностью

3.3. Роль социальных работников в преодолении бедности

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа с малоимущими.docx

— 76.35 Кб (Скачать)

 

Второй этап: середина XVIII–середина XIX вв. – функционирование государственно-общественного  призрения. Особое значение в этом направлении  занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной  базы призрения (открытие приказов общественного  призрения); развитие системы закрытого  призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного  призрения (создание общественных благотворительных  обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

 

Третий этап: реформы 1861 г.–1917 г. – период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность  претерпели серьезные изменения: появились  качественно новые принципы организации  и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами  благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость” и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление  и распространение оригинальных форм и методов работы с широким  контингентом населения, а также  рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это  рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время  стало периодом расцвета в истории  отечественной социальной помощи.

 

Послереволюционный и  советский период характеризуется  развитием, в основном, системы социального  обеспечения, которая сложилась  в целом к концу 20-х гг. В  современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов  современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения  и социального обеспечения.

 

1.3. Социальная работа с  малообеспеченными слоями населения  в России и за рубежом

 

 

 

Сегодня в России активно  развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно  нуждающимся лицам или группам  населения для преодоления или  смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса  и полноценной жизнедеятельности. Конечно, можно говорить о ее недостаточности, о том, что она не позволяет  людям перешагнуть черты бедности, но она, в отличие от периода 1990-2000 годов действительно предоставляется (нет задержек и т.п.), хотя во многом и обусловлена низким социально-экономическим  положением в стране и угрозами безопасности граждан.

 

Основные виды и формы  адресной социальной помощи устанавливаются  на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и  фактора нуждаемости граждан. Они  включают:

 

- денежную помощь: единовременные  пособия; пособия для оплаты  транспортных услуг; оказание  помощи при экстремальных ситуациях,  повлекших крупные единовременные  расходы (пожар, наводнение, покупка  жилья и др.); помощь в оплате  жилья и коммунальных услуг;

 

- дотация на оплату  питания и лечения; льготные  ссуды и кредиты;

 

- натуральное обеспечение:  предоставление предметов первой  необходимости (продуктов питания,  обуви, одежды и пр.); осуществление  ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания;  предоставление топлива;

 

- гуманитарную помощь;

 

- услуги и льготы: направление  в реабилитационные центры, центры  социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в  пансионаты для престарелых; организация  надомного социально-бытового обслуживания  на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по  продаже продуктов питания и  предметов первой необходимости  по социально низким ценам;  предоставление льгот по оплате  коммунально-бытовых услуг; организация  бесплатного ночного проживания  бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с «лежачими» больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

 

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

 

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

 

Названная форма социальной работы несомненно является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако, адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы. Поэтому сегодня в стране принимается значительное число законодательных актов, направленных на развитие этой работы. Рассмотрим наиболее значительные из них.

 

11 августа 1995 года утвержден  Федеральный закон «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях». Это нормативный  акт, устанавливающий основы правового  регулирования благотворительной  деятельности, определяющий формы  ее поддержки органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

 

Благотворительная деятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан и юридических  лиц по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче гражданам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказание иной поддержки.

 

Цели благотворительной  деятельности в России по сравнению  с законодательствами ведущих стран  мира трактуются значительно шире. Например, среди направлений благотворительной  деятельности в России определены такие, как: содействие укреплению престижа и  роли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий  стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к  предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам  репрессий, беженцам и вынужденным  переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.

 

Однако по сравнению с  ведущими странами мира в российском Законе отсутствуют такие направления  благотворительной деятельности, как  защита общечеловеческих и гражданских  прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных  религиозных течений и конфессий и др.

 

На сегодняшний день профессия  социального работника стала  неотъемлемой частью общественной жизни  в странах, которые мы называем «цивилизованными». Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение  социальной политики государства.

 

Специалисты в области  социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений  органами местного самоуправления и  обоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численность представителей этой профессии достаточно велика.

 

К примеру, в Великобритании на сегодняшний день насчитывается  около 50 тыс. социальных работников при  общей численности населения  немногим более 50 млн. чел. Для большинства  современных исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении, близком тому, которое  дает Национальная ассоциация социальных работников США: “Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам  или общинам, усиление или возрождение  их способности к социальному  функционированию и создание благоприятных  общественных условии для достижения этих целей”.

 

Важнейшей структурой европейского социального взаимодействия является Совет Европы — консультативная  межпарламентская организация, созданная  в 1949 г. в целях содействия интеграционным процессам. В рамках Совета заключено  около ста различных конвенций  и соглашений, которые, хотя и носят  рекомендательный характер, учитываются  европейскими государствами при  формировании социальной политики. (Этим, в частности, обусловлено принятие Указа Президента Российской Федерации  “О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” от 16 мая 1996 г. № 724, в котором также содержится требование приведения в соответствие российских норм с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми Организацией Объединенных Наций.) Решения Совета наряду со специализированными  органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для всего общеевропейского социального пространства. К важнейшим для нас относятся Европейская хартия о местном самоуправлении (15 мая 1985 г.) и Европейская социальная хартия (18 октября 1961 г.), в которой закреплен ряд обязательств: право на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального обеспечения; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право матерей и детей на социальную и экономическую защиту; право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение к общественной жизни; среди прочих прав — право рабочих-иммигрантов и их семей на защиту и помощь.

 

В соответствии с Единым европейским  актом, вступившим в силу 1 июля 1987 г., 12 государств — участников Европейского Сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Германия, Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды до 31 декабря 1992 г. создали территорию без внутренних границ, на которой обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Для 340 млн. граждан стран ЕС это значит, что диплом о высшем образовании признается во всех странах, любой человек соответствующей квалификации может работать по специальности в любой из 12 стран наряду с ее коренными жителями, пользоваться услугами социального обеспечения и социальной защиты, хотя именно интеграция в социальной сфере — по сравнению с финансовой и экономической — связана с наибольшими трудностями. Разный уровень оплаты труда, бюджетных отчислений на социальную сферу, существенные различия в системе социального и медицинского страхования и другие создают реальные проблемы в построении единого социального пространства.

 

Социальное устройство в  развитых странах с рыночной экономикой призвано гарантировать минимальный  набор услуг в соответствии с  прожиточным минимумом, создать  равенство “стартовых” возможностей со стороны бюджетных средств, большинство  же граждан через систему социального  и медицинского страхования сами создают необходимый фонд для  социального обеспечения. Через  прогрессивное налогообложение  реализуется принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые — пожилых и  происходит частичное перераспределение  доходов в пользу безработных  и других категорий малоимущих.

 

Наиболее острой социальной проблемой является безработица  — в странах Западной Европы она  составляет 10,5% активной рабочей силы. От безработицы особенно страдает молодежь. Отсутствие перспектив порождает у  молодых людей массовые акции  насилия и проявления вандализма, дальнейшее распространение получают подростковая преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Социальным бедствием становится СПИД. В этих условиях основное внимание в социальной политике и социальной работе уделяется  созданию новых рабочих мест, организации  разумного проведения свободного времени  юношей и девушек. Появляются и новые  методы социальной работы — мобильная  социальная работа и стритверк (социальная работа на улице). Данные методы возникли в США, а затем распространились в Австрии, Германии, Франции и других странах Европы.

 

В США государственная  поддержка осуществляется только на уровне программ для самых беднейших  слоев населения, поэтому здесь  в большей степени развиты  благотворительные начала на уровне неправительственных структур. Налоговые  льготы способствуют активному привлечению  бизнеса для реализации социальных программ и проведения социальной работы.

 

В ФРГ практически вся  социальная сфера регламентируется законом. Здесь действует свод социального  законодательства — Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов — от социальной защиты молодежи до социальной помощи пожилым  людям и нетрудоспособным. Федеральное  законодательство определяет своеобразную “рамочную” конструкцию, в то время  как конкретное наполнение осуществляется на уровне земель.

 

Разработчики федеральных  законов о социальной помощи исходили из того, что в своей жизни человек  должен полагаться, прежде всего, на собственные  силы. Если это по какой-либо причине  не представляется возможным, то граждане ФРГ, а также иммигранты, переселенцы  и лица, не имеющие гражданства, могут  воспользоваться правом на получение  социальной помощи. При этом в основе оказания социальной помощи лежит принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие аспекты: — получатель социальной помощи в процессе его реинтеграции в общество обязан сам проявлять активность; — рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере законодательной, договорной или нравственной.

 

Государственное управление во Франции гораздо более децентрализовано, чем во многих странах Европы, и  местные власти пользуются большей  самостоятельностью. Законы о децентрализации  от 2 марта 1982 г., 7 января 1983 г. и, в особенности, закон от 22 июля 1983 г. предусматривают  разделение ответственности между  центральной властью, регионами, департаментами и муниципалитетами (коммунами). Муниципалитет  обладает значительными политическими, экономическими, социальными и культурными  полномочиями, контролируя создание новых фирм, социальных, учебных  и культурных учреждений. Он также  ведает сбором местных налогов. Государство  осуществляет только остаточные функции  в социальной помощи: берет под  свою опеку лиц, ставших инвалидами, размещает лиц, требующих ухода, в специальные центры и приюты, занимается их социальной адаптацией и оказывает помощь людям, лишенным жилища, путем выплаты пособий.

 

Швеция примечательна  тем, что эта страна достигла одного из самых высоких уровней жизни  в мире. Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках, активную борьбу с безработицей с  помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и специальные  программы создания рабочих мест, переквалификация, усиление мобильности  рабочей силы. Неотъемлемой частью “шведской модели” является мощная система социального обеспечения  населения; бесплатное образование, высокий  уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам  и существенные материальные пособия  семьям, имеющим детей. Значительна  роль профсоюзов, которые объединяют до 80% трудящихся, а в отдельных  отраслях — до 95% (6, стр. 149-162).

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом