Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"

Оглавление

История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 197.30 Кб (Скачать)

Ст.156 Уголовного Кодекса  РФ предусматривает уголовную ответственность  за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке  осуществляется правоохранительными  органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

Прокурор, защищая права  детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении  родительских прав (ст.70 СК), ограничении  в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

предъявление в суд, орган  опеки и попечительства заявления  с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре  РФ");

непосредственно участвуя в  рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре  РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения  о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления  об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");

опротестование актов  других административных органов, имеющих  прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных  законом (ст.23 Закона "О прокуратуре  РФ").

Органы внутренних дел  участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске  лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с  воспитанием детей. Также ОВД  проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в  семье входит также в компетенцию  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности  этих комиссий входит:

предъявление в суд  иска о лишении и ограничении  родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и  устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с  защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения  родителей, ведут учет таких детей  и исходя из конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями  их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении  родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика  по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным  с установлением усыновления, отменой  усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка  в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений  суда по делам, связанным с воспитанием  детей.

Приведенный перечень государственных  органов, защищающих права детей  вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в  защите прав детей могут принимать  и другие органы, число которых  постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения  родителей).

Помимо защиты прав ребенка  на национальном уровне возможна его  защита с помощью международных  механизмов защиты, основанных на международных  нормативных актах, являющихся, в  соответствии с ч.4 ст.15 Конституции  РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка  является его обращение в Европейский  Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения  права заявителя ему может  быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными  для исполнения государством-ответчиком.

Подводя итог, отметим, что  к началу 21 века в мире сложилась  система защиты прав детей на международном  уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами, Конвенция  о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

25

Отсутствие единства правового  регулирования жилищных отношений  значительно усложняет осуществление  государством последовательной жилищной политики, дает неопределенность в  осуществлении гражданами с учетом интересов несовершеннолетних детей  своих жилищных прав и обязанностей. Кроме того, такое положение дает почву для многочисленных злоупотреблений, что как правило затрагивает  интересы несовершеннолетних детей, влечет обращение в суд за защитой  нарушенных прав. Недостаточность теоретической  разработки механизма защиты прав несовершеннолетних в жилищной сфере, разрозненность нормативных  актов, отсутствие устоявшихся подходов в судебной практике к вопросу  защиты жилищных прав несовершеннолетних порождает большие трудности  в правоприменительной практике судебных органов при рассмотрении дел данной категории.

Совершенствование правоприменения и повышение его эффективности требует глубокого анализа практики рассмотрения судами дел в жилищной сфере, затрагивающих интересы несовершеннолетних детей, условий их законности, способов и средств обеспечения законного правоприменения, выработки рекомендаций по их совершенствованию, с очки зрения правового государства и современных реалий.

Дела, затрагивающие интересы несовершеннолетних в жилищной сфере, как правило, отличаются повышенной сложностью. Они вызывают наибольший интерес у общественности.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[1], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный  кодекс Российской Федерации (1996)[2], Уголовно-исполнительный кодекс (1997)[3].

таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права  детей на жизнь, защиту чести и  достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую  помощь, доступ к культурным ценностям  и другие.

 

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной  политики в отношении детей после  принятия упомянутых выше Конвенции  и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению  выживания, защиты и развития детей  в 90-е годы»[8]. Благодаря Указу  обеспечение прав детей стало  основой формирования новой социальной и семейной политики.

 

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется  новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой  основе – посредством разработки федеральной программы «Дети  России» и соответствующих региональных программ.

Лишь в немногих регионах созданы специальные программы  по обеспечению сирот жильем. Министерство образования внесли изменения и  дополнения в целевую программу  «Дети-сироты», входящую в президентскую  программу «Дети России» - из федерального бюджета выделить средства в объеме 40 процентов, необходимых для погашения задолженности в жилье для таких детей, а 60 процентов на себя должны взять региональные и муниципальные бюджеты. Но в процессе обсуждения таких необходимых поправок возникли серьезные проблемы в согласовании с Министерством экономического развития и Министерством финансов. До настоящего времени этот вопрос решен не был и в федеральную программу «Дети России» на 2007-2010 годы не включен.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

СЕМЬЯ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА - разновидность семьи как социального  института и малой первичной  социальной группы, которая в силу своих особенно-стей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных фак-торов и представляет опасность для нормального функционирования общества. Тесно коррелирует с группами социального риска, образуя с ними пересекающиеся множества или подмножества.   

Фактором риска, обусловливающим  характеристики такого рода семей, явля-ется особенность ее структуры (неполные малообеспеченные семьи, наличие в се-мье инвалидов или хронически больных лиц, нуждающихся в постоянном уходе, наличие лиц, отбывающих уголовное наказание или недавно освободившихся и на-ходящихся в процессе социальной адаптации, а также лиц, входящих в ту или иную группу социального риска). Другим таким фактором является искаженный характер социального взаимодействия между членами семьи (отсутствие общих интересов и целей в общественной жизни и быту, равнодушие и эмоциональное безразличие к другим членам семьи, моральная безответственность, взаимная ненадежность и не-доверие, разобщенность и отсутствие взаимопонимания и поддержки, грубость и жестокость по отношению к близким).  

 Образ жизни такой  семьи характеризуется бедностью  духовных запросов, низким культурным  уровнем, ярко выраженным эгоизмом  и потребительской ори-ентацией.   

Постоянная нестабильность и большой разрушительный потенциал, накапливающийся в такой семье, делает судьбу ее представителей драматичной  и непредсказуемой и одновременно угрожает стабильности, социальному  и нравственному здоровью общества. Это делает необходимой постоянную социальную политику, направленную на укрепление устоев семьи, заботу о совершенствовании  брачно-семейных отношений в обществе, подготовку молодежи к будущей семейной жизни.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

27

Направления деятельности социального  работника с семьями социального  риска

Применительно к семьям различных  категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. —  используются различные технологии социальной работы. Виды и формы  социальной помощи, цель которых —  сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на: экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, Находящихся в опасности  или оставленных без попечения  родителей), направленные на поддержание  стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Существуют социально-экономические  технологии. Подробно Вы их изучали  на других дисциплинах специализации, поэтому остановимся на видах  экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости.

Такого рода отношения  обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют  о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей). В нашей стране научный  интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые  убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников  правоохранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения  не сводятся к физическому насилию  — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право  распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье  — одна из важнейших задач социального  работника.

Совокупность различных  признаков свидетельствующих о  насилии над членами семьи, должна стать причиной для серьезного исследования ситуации . Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную  картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с  ребенком. Как правило, есть необходимость  его немедленного удаления из такой  семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации — это находится  в компетенции местных органов  опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, не корригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для  возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования  виновного в жестоком обращении.

Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после  реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или  невольно способствует возобновлению  у него прежней привычки. Если человек  не обладает сильной волей, то его  личностных ресурсов недостаточно, чтобы  препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой  семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи  к безалкогольному образу жизни  и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц — приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, — движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.

Работа с конфликтной  семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных  причин. Следует отметить, что внешние  затруднения — материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., — как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничности компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться, невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменту развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно проводится семейная терапия.

Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"