Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"

Оглавление

История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 197.30 Кб (Скачать)

- запрет на командировки, сверхурочные работы, работы в  выходные и праздничные дни,  в ночное время, вахтовым методом; 

- предоставление оплачиваемого  времени для диспансерных обследований;

- предоставление отпуска  по беременности и родам; 

- невозможность расторгать  трудовой договор по инициативе  работодателя (за исключением случаев  ликвидации работодателя);

- ответственность работодателя  за отказ в приеме на работу  женщины по причине беременности.

22

В настоящей главе проанализированы нормативные акты о правах детей  на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья в младенческом и  подростковом возрасте, диспансерное наблюдение и лечение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, связанных с пребыванием в  них детей.

Эти акты регламентируют льготы в области здравоохранения для  семей, имеющих детей, в особенности  детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом и умственном развитии, о некоторых льготах детям  из многодетных и неполных семей, льготах детям и семьям с детьми, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, а также детям, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

Перечислены также законодательные  акты об охране материнства и детства  и извлечения из Кодекса о труде  Российской Федерации о льготах  по трудовому законодательству, предоставляемых  работающим женщинам в связи с  беременностью и материнством: об отпусках по беременности и родам; по уходу за ребенком, о запрете привлекать беременных женщин и женщин, имеющих  детей, к ночным и сверхурочным работам; об ограничениях для них командировок; о гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и  женщин, имеющих детей, и т.п.

Основным российским законодательством  по вопросу охраны прав детей на здоровье, естественно, является Конституция  Российской Федерации, в статьях 7, 20, 39, 41 и 42, которой закреплено право  на охрану здоровья граждан, и прежде всего детей. Следует особо отметить ст. 41, где сказано:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию».

Следует также отметить ряд  федеральных законов, указов Президента и постановлений правительства, в которых прописано, как должно выполняться конституционное право  граждан России (в том числе  и детей) на здоровье. Прежде всего  это:

- «Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 г.»;

- постановление Совета  Министров - Правительства Российской  Федерации от 03.03.1993 г. № 189 «О  неотложных мерах по организации  летнего отдыха детей и подростков  в 1993 году»;

- постановление Совета  Министров РСФСР от 18 февраля  1988 г. № 55 «О дополнительных  мерах по обеспечению потребности  в специальных продуктах питания  для детей раннего возраста  в РСФСР»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации»;

- Закон Российской Федерации  от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О внесении  изменений и дополнений в Закон  РСФСР о социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении  распространения в Российской  Федерации заболевания, вызываемого  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 11.12.1992 г.  № 970 «О порядке формирования  цен на лекарственные средства  и изделия медицинского назначения  и обеспечении мер по социальной  защите населения»;

- Типовое положение об  оздоровительном, образовательном  учреждении санаторного типа  для детей, нуждающихся в длительном  лечении, утвержденное постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 августа 1997 г. № 1117;

- Федеральный закон «Об  иммунопрофилактике инфекционных  болезней» от 17 сентября 1998 г. №  157-ФЗ;

- Постановление Правительства  Российской Федерации «О федеральной  целевой программе "Социальная  поддержка инвалидов на 2000 -- 2005 годы"»  от 14.01.2000 г. № 36;

- Постановление Правительства  Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Типовое  положение о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с  отклонением в развитии» от 10.03.2000 г. № 212;

- Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О  внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"»;

- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой  кодекс Российской Федерации»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 19.03.2001 г.  № 201 «Об утверждении перечней  медицинских услуг и дорогостоящих  видов лечения в медицинских  учреждениях Российской Федерации,  лекарственных средств, суммы  оплаты которых за счет собственных  средств налогоплательщика учитываются  при определении суммы социального  налогового вычета»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 09.11.2001 г.  № 782 «О государственном регулировании  цен на лекарственные средства»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 13.11.2001 г.  № 790 «О федеральной целевой  программе "Предупреждение и  борьба с заболеваниями социального  характера (2002 -- 2006 годы)"»;

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных  гарантиях гражданам, подвергшимся  радиационному воздействию вследствие  ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 03.10.2002 г.  № 732 «О федеральной целевой  программе "Дети России" на 2003 --2006гг.»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 20.05.2002 г.  № 323 «Об утверждении Правил  предоставления бесплатного питания  с молочной кухни (выплаты ежемесячной  денежной компенсации при отсутствии  молочной кухни) для детей до 3 лет, постоянно проживающих на  территории зон радиоактивного  загрязнения, произошедшего вследствие  аварии на Чернобыльской АЭС»;

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 29.05.2002 г.  № 363 «О подпрограмме "Физическое  воспитание и оздоровление детей,  подростков и молодежи в Российской  Федерации (2002 -- 2005 годы)" федеральной  целевой программы "Молодежь  России (2001 -- 2005 годы)"».

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487 предусматриваются  права детей на различного рода медицинскую  помощь, охрану здоровья в младенческом и подростковом возрасте, на диспансерное наблюдение и лечение в общеобразовательных  учреждениях, связанных с пребыванием  в нем детей.

Оговариваются права детей  на обучение и труд в условиях, отвечающих их физическим особенностям и состоянию  здоровья и исключающих воздействие  на них неблагоприятных факторов. В этих целях в соответствии с  Законом «Об образовании» учебная  нагрузка, режим обучающихся должны определяться Уставом образовательного учреждения по согласованию с органами здравоохранения.

Предусматривается возможность  содержания детей с недостатками в физическом или психическом  развитии в учреждениях социальной защиты за счет государственных средств (бюджетов всех уровней).

В интересах ребенка установлено  право одного из родителей (или иного  члена семьи) находиться вместе с  ребенком в больничном учреждении в  течение всего времени пребывания в нем с оплатой родителям  листка нетрудоспособности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами: Конституция  Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон  об образовании; Закон об основных гарантиях  прав ребенка в РФ; Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные  целевые программы (ФЦП), цель которых - создание благоприятных условий  для развития детей, обеспечение  защиты их прав. Примером такой программы  может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она  включила в себя ФЦП "Одаренные  дети", "Организация летнего  отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а  также "Безопасное материнство". С 1997 в состав вошли: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 - "Комплексные  меры противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту".

В условиях социально-экономической  ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход  к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо  пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что  дети, так же, как и пожилые  люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей  лишены родительского тепла и  ухода, зачастую подвергаясь жестокому  обращению. Значительная часть из них  стала воспитанниками государственных  учреждений (детские дома и интернаты).

Одной из серьезнейших проблем  в России является социальное сиротство (фактически, сирот при живых родителях). Среди детей, которые воспитываются  в детских домах и интернатах, количество социальных сирот составляет, по различным оценкам, от 85 до 95%. Качественно  новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально  живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе. Из этого  следует, что проблема защиты прав детей  и обеспечения практического  механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет  для нашей страны огромное значение. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

Создание на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.

Привлечение гражданского общества к решению проблем детства  и защите прав детей, а также преодоление  ведомственного разделения ответственности  за ребенка.

Развитие семейных форм жизнеустройства  детей, альтернативных помещению детей  в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска".

Принятие законов о  специализированной юстиции для  несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка  и его семейной среды.

Анализ действующего сегодня  семейного законодательства России позволяет заключить, что оно  было приведено в максимально  возможное соответствие международным  обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов  российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ отводит  правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы  о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять  вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать  пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство  обращение с детьми, их оскорбление  или эксплуатацию.

В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом  интересов. Защита прав и интересов  ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки  и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем  в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности  родителей закреплены в главе 12 Семейного  кодекса, ст. ст.32, 48 ГПК РФ.

Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права  и интересы детей, а не свои права  и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается  на органы опеки и попечительства (ст.121 СК РФ).

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право  самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При нарушении прав и  интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в  органы опеки и попечительства, а  по достижении 14 лет - в суд. Право  ребенка на самозащиту означает существование  обязанности органов, у правомочных  на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"