Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"
История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.
лава 3. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Статья 13. Заключение брака
Брак заключается в государственных органах
записи актов гражданского состояния.
Регистрация брака устанавливается как
в интересах государственных и общественных,
так и с целью охраны личных и имущественных
прав и интересов супругов и детей.
Статья 14. Порядок заключения брака
Заключение брака происходит по истечении
месячного срока после подачи желающими
вступить в брак заявления в государственный
орган записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин месячный
срок может быть сокращен или увеличен,
но не более чем до трех месяцев, заведующим
отделом (бюро) записи актов гражданского
состояния исполнительного комитета районного
(городского) Совета депутатов трудящихся,
а в сельской местности и поселках - председателем
исполнительного комитета сельского (поселкового)
Совета депутатов трудящихся.
Заключение брака производится торжественно.
Органы записи актов гражданского состояния
обеспечивают торжественную обстановку
регистрации брака при согласии на это
лиц, вступающих в брак.
Статья 15. Условия заключения брака
Для заключения брака необходимо взаимное
согласие лиц, вступающих в брак, и достижение
ими брачного возраста.
Брачный возраст устанавливается в восемнадцать
лет.
Исполнительные комитеты районных (городских)
Советов депутатов трудящихся в отдельных
исключительных случаях могут снижать
брачный возраст, но не более чем на два
года.
Кодекс о браке 1996
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных
отношений осуществляется в
4. Запрещаются любые формы
ограничения прав граждан при
вступлении в брак и в
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством
Семейное законодательство
устанавливает условия и
татья 10. Заключение брака
1. Брак заключается в
органах записи актов
2. Права и обязанности
супругов возникают со дня
государственной регистрации
Статья 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится
в личном присутствии лиц,
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация
заключения брака производится
в порядке, установленном для
государственной регистрации
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
------------------------------
19
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);
с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Семьи группы риска
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.
Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:
деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);
Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"