Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"
История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.
------------------------------
6
Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка
Первоосновой системы
защиты материнства и детства
выступает правовая база. Она включает
международное
В качестве государственной
правовой базы социальной защиты детства
выступают Конституция
В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе Российской Федерации:
- запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;
- установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей;
- ограничение труда женщин в ночное время;
- установление облегченных
условий труда беременных
На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:
- запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
- подобного рода работы
ограничиваются в отношении
- по желанию женщины
(равно как и любого другого
родственника), находящейся в отпуске
по уходу за ребенком, она может
работать на условиях
- перерывы для кормления
ребенка, предоставляемые
- по просьбе женщин, имеющих
детей в возрасте до 14 лет, администрация
обязана устанавливать им
- женщинам, имеющим детей
в возрасте до 3 лет, а одинокой
матери ребенка в возрасте
до 14 лет, предоставляются особые
гарантии при приеме на работу
и увольнении: запрещается отказывать
им в приеме на работу и
снижать заработную плату по
мотивам, связанным с наличием
детей; их увольнение по
Закон Российской Федерации
«О занятости населения в
Женщины в нашей стране имеют право на льготы:
- в связи с беременностью,
родами, кормлением ребенка и
это не только «декретный
- обусловленные необходимостью
ухода за детьми и их
Женщины имеют право на
искусственное оплодотворение, искусственное
прерывание нежелательной беременности
и даже на медицинскую стерилизацию,
что урегулировано в Основах
законодательства РФ об охране здоровья
граждан. Искусственное оплодотворение
замужней женщины и имплантация
ей эмбриона возможна при наличии
письменного согласия обоих супругов,
т.е. рожденный ребенок будет
Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.
Государственная политика в интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка
семьи в целях обеспечения
полноценного воспитания детей,
- установление и соблюдение
государственных минимальных
- ответственность должностных
лиц, граждан за нарушение
- государственная поддержка
органов местного
Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимают необходимые меры для:
- снижения уровня смертности
младенцев и детской
- обеспечения предоставления
необходимой медицинской
- борьбы с болезнями
и недоеданием, в том числе
в рамках первичной медико-
- предоставления матерям
надлежащих услуг по охране
здоровья в дородовой и
- обеспечения осведомленности
всех слоев общества, в частности
родителей и детей, о здоровье
и питании детей,
Однако следует заметить,
что механизм реализации как в
целом указанного Закона, так и
государственной политики в интересах
детей до сих пор не разработан
- есть провозглашение, декларация, но
практически отсутствует
Однако предпринятых шагов сегодня, в переходный период экономики России, недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию занятости женщин:
- определение их приоритетов
в экономической политике (преимущество
в инвестициях, налоговые,
- увеличение женской занятости в малом бизнесе;
- повышение
- переход к новым формам
занятости в связи с развитием
в России малого
- развитие женского
- введение специального
раздела федеральных программ
поддержки малого
- организация обучения
женщин основам
- финансовая поддержка,
дешевые кредиты, низкие
- активизация отечественного капитала в малое предприятие;
- открытие бесплатных счетов и обслуживание фирм с малыми оборотами и большими перерывами в поступлениях.
С целью социальной поддержки
женщины создаются специальные
кризисные центры для оказание психологической,
юридической, педагогической, социальной
и другой помощи женщинам, находящимся
в кризисном и опасном для
физического и душевного
Формы насилия над личностью: физическое, сексуальное, экономическое, морально-психологическое, принуждение к потреблению алкоголя, наркотиков, угрозы, шантаж.
Категории женщин, которым должны оказываться социальные услуги в кризисном центре:
- подвергшиеся психофизическому насилию;
- потерявшие родных и близких;
- вдовы;
- женщины, имеющие детей-
- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
- беременные, в том числе несовершеннолетние;
- одинокие женщины из неполных семей;
- женщины, находящиеся в предразводной и послеразводной ситуации;
- женщины, находящиеся в конфликте с семьей;
- женщины, находящиеся
в отпуске по уходу за
- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и интернатов;
- девочки-подростки,
Центрами оказываются социальные услуги трех уровней.
Первый уровень - непосредственный контакт с пациентом на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое напряжение женщины, которое было поводом для обращения в центр. При этом задача социального работника выслушать пациентку, понять ее проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, направить на консультацию.
Основные причины, по которым женщина обращается в центр: отчаяние при сложной ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или смерть близких; чувство одиночества; желание получить совет в связи с возникшей жизненной проблемой; ситуация насилия или угроза насилием.
Второй уровень - организация консультаций.
- психотерапевтическая (немедикаментозная
форма помощи в случае
- юридическая -- консультация по текущему законодательству в области прав и гарантий женщинам и детям, в том числе по вопросам брака, развода, получения алиментов, пособий, льгот, защита пенсионеров;
- экономическая -- связана
с трудоустройством, переквалификацией,
изменением вида деятельности
с целью организации бизнеса,
семейного предприятия,
- жилищная -- аспекты, проблемы
жилищной обеспеченности, обостряющиеся
при разводе, приватизации
- медицинская -- чаще всего
связана с гинекологической
- социально-психологическая
-- прояснение возникшей
Третий уровень - это различного
рода реабилитационные центры; кабинет
психотерапевтической помощи; краткосрочные
курсы для изменения
------------------------------
8
Здоровье детей и подростков - один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь государства определяет будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан - тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Свести до минимума, а в целом предотвратить подобные тенденции вообще - ключевая задача государственной политики.
Если обратиться к статистике заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации, то цифры - весьма тревожны. Очень пугает тот факт, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда.
Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"