Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"

Оглавление

История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 197.30 Кб (Скачать)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6

Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка

Первоосновой системы  защиты материнства и детства  выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные  положения, инструкции, методики.

В качестве государственной  правовой базы социальной защиты детства  выступают Конституция Российской Федерации, Закон о семье, Закон  об образовании, В России действует  президентская программа «Дети  России» (Указ Президента Российской Федерации  от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров». В 1994 г. издан ряд законов  и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в  Трудовом Кодексе Российской Федерации:

- запрещение труда женщин  на тяжелых работах и на  работах с вредными условиями  труда;

- установление предельных  норм переноса и передвижения  тяжестей;

- ограничение труда женщин  в ночное время;

- установление облегченных  условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных  работ, командировок, перевод на  более легкую работу).

На создание женщинам-матерям  условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием  детей, направлены следующие нормы:

- запрещение ночных, сверхурочных  работ, работ в выходные дни  и направление в командировки  женщин, имеющих детей в возрасте  до 3 лет;

- подобного рода работы  ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только  с согласия самих женщин;

- по желанию женщины  (равно как и любого другого  родственника), находящейся в отпуске  по уходу за ребенком, она может  работать на условиях неполного  рабочего времени или на дому  с сохранением права на получение  пособия в период частично  оплачиваемого отпуска по уходу  за ребенком;

- перерывы для кормления  ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до  полутора лет, включаются в  рабочее время и оплачиваются  по среднему заработку;

- по просьбе женщин, имеющих  детей в возрасте до 14 лет, администрация  обязана устанавливать им неполный  рабочий день или неполную  рабочую неделю; оплата труда  в этих случаях производится  пропорционально отработанному  времени или в зависимости  от выработки. Подобный режим  труда не влечет каких-либо  ограничений в отношении стажа  работы и продолжительности отпуска;

- женщинам, имеющим детей  в возрасте до 3 лет, а одинокой  матери ребенка в возрасте  до 14 лет, предоставляются особые  гарантии при приеме на работу  и увольнении: запрещается отказывать  им в приеме на работу и  снижать заработную плату по  мотивам, связанным с наличием  детей; их увольнение по инициативе  администрации не допускается,  кроме случаев полной ликвидации  предприятия, когда допускается  увольнение с обязательным трудоустройством.

Закон Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным  родителям с несовершеннолетними  детьми, женщинам, воспитывающим детей  дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным  программам и т.д.).

Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

- в связи с беременностью,  родами, кормлением ребенка и  это не только «декретный отпуск»,  но и права женщины в вопросах  планирования семьи;

- обусловленные необходимостью  ухода за детьми и их воспитания.

Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное  прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах  законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация  ей эмбриона возможна при наличии  письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться  их общим. Каждая женщина имеет право  самостоятельно решать вопрос о материнстве.

Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу  до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован  частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими  родственниками, что включается в  общий и непрерывный стаж.

Государственная политика в  интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов  государственной власти Российской Федерации и основана на следующих  принципах:

- законодательное обеспечение  прав ребенка;

- государственная поддержка  семьи в целях обеспечения  полноценного воспитания детей,  защиты их прав, подготовки их  к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение  государственных минимальных социальных  стандартов основных показателей  качества жизни матери и ребенка  с учетом региональных различий  данных показателей;

- ответственность должностных  лиц, граждан за нарушение прав  и законных интересов ребенка,  причинение ему вреда;

- государственная поддержка  органов местного самоуправления, общественных объединений и иных  организаций, осуществляющих деятельность  по защите прав и законных  интересов матери и ребенка.

Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был  лишен своего права на доступ к  средствам лечения болезней и  восстановления здоровья, в частности, принимают необходимые меры для:

- снижения уровня смертности  младенцев и детской смертности;

- обеспечения предоставления  необходимой медицинской помощи  и охраны здоровья всех детей  с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

- борьбы с болезнями  и недоеданием, в том числе  в рамках первичной медико-санитарной  помощи, путем, среди прочего,  применения легкодоступных технологий  и доставления достаточно питательного  продовольствия и чистой питьевой  воды, принимая во внимание опасность  и риск загрязнения окружающей  среды;

- предоставления матерям  надлежащих услуг по охране  здоровья в дородовой и послеродовой  периоды;

- обеспечения осведомленности  всех слоев общества, в частности  родителей и детей, о здоровье  и питании детей, преимуществах  грудного кормления, гигиене,  санитарии, среды обитания ребенка  и предупреждения несчастных  случаев, а также их доступа  к образованию и их поддержки  в использовании таких знаний».

Однако следует заметить, что механизм реализации как в  целом указанного Закона, так и  государственной политики в интересах  детей до сих пор не разработан - есть провозглашение, декларация, но практически отсутствует полномасштабная  реализация, что существенно отражается на истинном положении детей.

Однако предпринятых шагов  сегодня, в переходный период экономики  России, недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию  занятости женщин:

- определение их приоритетов  в экономической политике (преимущество  в инвестициях, налоговые, кредитные  льготы и т.д.);

- увеличение женской занятости  в малом бизнесе;

- повышение конкурентоспособности  женской рабочей силы в результате  широко развитого обучения, переподготовки, экономической поддержки различных  форм занятости с неполным  рабочим временем;

- переход к новым формам  занятости в связи с развитием  в России малого предпринимательства  и самозанятости, включая семейные предприятия;

- развитие женского предпринимательства,  необходимость государственной  политики по поддержке малого  бизнеса (и женского тоже);

- введение специального  раздела федеральных программ  поддержки малого предпринимательства,  занятости с участием в них  женщин;

- организация обучения  женщин основам предпринимательства;

- финансовая поддержка,  дешевые кредиты, низкие налоги, доступные помещения, земля;

- активизация отечественного  капитала в малое предприятие;

- открытие бесплатных  счетов и обслуживание фирм  с малыми оборотами и большими  перерывами в поступлениях.

С целью социальной поддержки  женщины создаются специальные  кризисные центры для оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся  в кризисном и опасном для  физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

Формы насилия над личностью: физическое, сексуальное, экономическое, морально-психологическое, принуждение  к потреблению алкоголя, наркотиков, угрозы, шантаж.

Категории женщин, которым  должны оказываться социальные услуги в кризисном центре:

- подвергшиеся психофизическому  насилию;

- потерявшие родных и  близких;

- вдовы;

- женщины, имеющие детей-инвалидов;

- одинокие матери с  несовершеннолетними детьми;

- беременные, в том числе  несовершеннолетние;

- одинокие женщины из  неполных семей;

- женщины, находящиеся  в предразводной и послеразводной ситуации;

- женщины, находящиеся  в конфликте с семьей;

- женщины, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно проживающие  выпускницы детских домов и  интернатов;

- девочки-подростки, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации.

Центрами оказываются  социальные услуги трех уровней.

Первый уровень - непосредственный контакт с пациентом на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое  напряжение женщины, которое было поводом  для обращения в центр. При  этом задача социального работника  выслушать пациентку, понять ее проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, направить на консультацию.

Основные причины, по которым  женщина обращается в центр: отчаяние при сложной ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или смерть близких; чувство  одиночества; желание получить совет  в связи с возникшей жизненной  проблемой; ситуация насилия или  угроза насилием.

Второй уровень - организация  консультаций.

- психотерапевтическая (немедикаментозная  форма помощи в случае депрессии,  страхов, возбуждения);

- юридическая -- консультация  по текущему законодательству  в области прав и гарантий  женщинам и детям, в том числе  по вопросам брака, развода,  получения алиментов, пособий,  льгот, защита пенсионеров;

- экономическая -- связана  с трудоустройством, переквалификацией,  изменением вида деятельности  с целью организации бизнеса,  семейного предприятия, надомного  труда;

- жилищная -- аспекты, проблемы  жилищной обеспеченности, обостряющиеся  при разводе, приватизации жилья,  отделении детей;

- медицинская -- чаще всего  связана с гинекологической помощью,  по планированию семьи или  в случае бесплодия;

- социально-психологическая  -- прояснение возникшей жизненной  ситуации, прежде всего для самой  женщины.

Третий уровень - это различного рода реабилитационные центры; кабинет  психотерапевтической помощи; краткосрочные  курсы для изменения профессиональной подготовки или вида деятельности; создание убежища для женщин, которые  не могут решить свою проблему, оставаясь  в семье.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8

Здоровье детей  и подростков - один из важнейших  факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное включение  в жизнь государства определяет будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан - тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Свести до минимума, а в целом предотвратить подобные тенденции вообще - ключевая задача государственной политики.

 

Если обратиться к статистике заболеваемости детей  и подростков в Российской Федерации, то цифры - весьма тревожны. Очень пугает тот факт, что среди выпускников  школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! Научные исследования, проводимые НИИ  гигиены и охраны здоровья детей  подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение  состояния здоровья учащихся младших  классов. От начальных классов к  старшим продолжает расти доля хронических  заболеваний у детей. Эти заболевания  переходят потом в хроническую  патологию. Ученые отмечают, что в  структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали  занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических  болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда.

Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"