Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"

Оглавление

История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 197.30 Кб (Скачать)

Такая работа проводится путем  индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой  терапии.

К сожалению, далеко не все  виды семейных дисфункций поддаются  коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей  вероятности предсказать неблагоприятный  прогноз будущего семейного союза  еще до его заключения. Некоторые  варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения  между членами семьи, однако следует  помнить, что разрешение семейных проблем  — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения  самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая  эффективная Социальная технология не принесет успеха.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

29

Системный общегосударственный  подход в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Острота социальных проблем  детей и молодежи в России требует  разработки эффективных социально-педагогических комплексных технологий их разрешения. Поэтому в российском социальном законодательстве отражен системный  общегосударственный подход в организации  работы с несовершеннолетними группы риска, определены субъекты социальной и профилактической работы. В Федеральном  законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [ФЗ № 120] определены группы детей –  объектов профилактической работы, а  именно:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его  родителей, законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный – не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и  здоровья, либо не отвечающий требованиям  к его воспитанию или содержанию, либо совершает анти общественные действия.

Семья, находящаяся в социально  опасном положении – семья, имеющая  детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо жестоко обращаются с ними.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально  опасном положении. Признаки социально  опасного положения и трудной  жизненной ситуации в текстах  основных российских законов совпадают:

Трудной жизненной ситуацией  считается такая ситуация, которая  объективно нарушает жизнедеятельность  гражданина (инвалидность; неспособность  к самообслуживанию в связи с  болезнью; сиротство, безнадзорность; малообеспеченность; безработица, отсутствие определенного места работы, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

При этом несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной  ситуации считаются дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние, имеющие  недостатки в психическом и (или) физическом развитии, жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов.

На формирование девиантного поведения влияют следующие факторы риска:

- Криминальный – преступление  против нравственности; принуждение  детей со стороны родителей  к попрошайничеству, эксплуатация  и вовлечение детей в незаконный  бизнес, проституцию, сутенерство  и другие правонарушения. Продажа  алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической  продукции. 

- Семейный фактор –  нарушение функционирования семьи,  когда родители, опекуны, близкие  родственники не обеспечивают  надлежащего воспитания и содержания  и содержания ребенка, необходимого  психологического комфорта в  семье. 

- Объективная ситуация, вызывающая  трудности в воспитании, содержание  и осуществление контроля в  семье со стороны родителей. 

-Детский фактор – патологические  девиации характера некоторых  детей, склонность к потреблению  психоактивных веществ, самовольным уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.

- Молодежный фактор –  развитие асоциальных подростковых "субкультур"

- Организационный фактор  – недостатки в работе системы  образования, служба занятости  несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других  государственных структур. Новый  этап в профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних и молодежи  начался с изменением и принятием  нового закона в этом направлении  [Федеральный закон РФ "Об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999г. № 120]. Целью профилактики  является поиск и установление  гуманного подхода к решению  вопросов предупреждения и пресечения  преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по  выявлению и устранению причин  возникновения криминального поведения  подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.

Основополагающим в решении  проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой  находится личность ребенка, его  будущее. В плане организации  профилактики правонарушений среди  несовершеннолетних и молодежи следует  учитывать время суток, время  года и непосредственно места  совершения правонарушений, совершенных  несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, обусловленные расширением  возможности для неконтролируемых контактов (удлиняется день, открываются  парки, скверы, пляжи, загородные места  отдыха). Правонарушения совершаются  несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

Прошли годы. Сегодня мир  вступил в XXI век. Однако проблема детей-сирот  приобретает еще большую остроту  и актуальность, так как число  их не уменьшается, а непрерывно растет. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма,

психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Тяжелое социально-экономическое  положение, в котором оказалась  Россия

в результате проводимых в  последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет  колоссальный рост числа беспризорных детей. По  данным Генеральной прокуратуры  РФ сейчас в России насчитывается 2 мил. беспризорников, 530 тыс. детей-сирот, 1мил. детей-инвалидов, 300 детей ежегодно рождаются вне брака, 650 тыс. остаются без одного из родителей.

В чем же причина столь  страшного социального явления?

Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий  жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного  потенциала семей.

На самом деле, 90% беспризорных детей – это социальные сироты, имеющие родителей, к которым  они могли бы вернуться. Но эти  дети бежали из дома именно потому, что  их к этому вынудила сложная ситуация в семье. У кого-то из них нет  родителей. У других  родители потеряли жилье и сами являются  бездомными.

Сотрудниками правоохранительных органов столицы в городе было выявлено около 9 тысяч беспризорников, однако лишь 2% из них - москвичи. В Москве около 50 тысяч бездомных детей. Большая  часть из них приехала из провинции, чтобы пожить в столице. Этих детей  можно увидеть на скамейках в  метро: грязных бездомных маленьких  россиян, уставших от холода, недосыпания, токсикомании. В ряде случаев бегство  детей из дома  -  следствие  педагогической беспомощности родителей, их искаженного   представления  о границах самостоятельности подростков, отсутствия  контроля  за  их времяпрепровождением. Озабоченность взрослых проблемой   удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания  и доверия между  детьми и родителями – одна из причин детской безнадзорности. 

Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько  рабочих мест, чтобы обеспечить существование  членам семьи также ведет к  увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

Причины детской безнадзорности могут быть разными, но результат  общий - отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркоманизация, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур. Подростковая  преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. 

Самые важные причины беспризорности социальные: ухудшение условий жизни, кризис семьи, уменьшение числа детских  досуговых организаций, разрушение нравственных ценностей вот лишь немногие из них. 90% беспризорников - социальные сироты - в отличие от 20-х, 30-х и 40-х годов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

Увеличение числа семей  и детей, находящихся в социально  опасном положении.

Рост алкоголизации, наркомании, токсикомании несовершеннолетних.

Возрастание детской и  подростковой преступности.

Снижение трудового потенциала региона.

Рост социального напряжения в регионе Нежелание в перспективе  создать собственную семью.

Возможное снижение рождаемости.

Риск рождаемости детей  с отклонениями в умственном и  физическом развитии.

Потенциальный риск бесплодия

Медицинский

аспект

Нарушение психического и  физического здоровья подрастающего  поколения.

Рост венерических заболеваний, инфекций, передающихся половым путем, (ИППП) в 

детско-подростковой среде

Нравственный

аспект

Рост числа абортов  среди девушек несовершеннолетнего  возраста и снижение возрас-

та рожениц.

Потери образовательного потенциала.

Потери культурного потенциала.

Неразвитость у детей  и подростков трудовых навыков в  семье и школе.

Отсутствие семейных ценностей, норм и традиций

Экономический

аспект

Ухудшение в будущем трудовой структуры населения.

Увеличение расходов областного бюджета на социальное обслуживание семей и детей,

находящихся в социально  опасном положении.

Затраты на лечение несовершеннолетних от наркомании, токсикомании и алкоголизма.

Затраты на проведение лечебных, лечебно-профилактических, оздоровительных  и реа-

билитационных мероприятий с целью улучшения физического и психического здоровья

несовершеннолетних.

Затраты на содержание несовершеннолетних, совершивших правонарушения и престу-

пления.

Затраты на судебные издержки (рассмотрение уголовных дел в  суде, лишение роди-

тельских прав и др.).

Затраты на содержание детей  и подростков, совершивших правонарушения и преступ-

ления (оплата труда, материально-техническое обеспечение и т.д.).

Потери валового регионального  продукта (ВРП) в результате смертности несовершен-

нолетних от внешних воздействий

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32 
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков2. 
Сейчас в России около 600 000детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот. 
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности. 
Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям3. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%4. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет5. 
Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет6. 
Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав. 
В 2001 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2000г. и на 21,1% больше, чем в 1999г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2001г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 1999г7. 
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2001г., были преданы под опеку или усыновление. Их численность в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения. 
28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г. 
1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение. 
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа8. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитаци

Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"