Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Охрана материнства и детсва"

Оглавление

История развития охраны мат. и дет. в РФ
Первые законодат. акты, касающиеся прав несовершеннолетних.
Орган. охраны мат и дет в 18-19 в в России.
Организ. охр. мат и дет. в нач. 20 века и годы сов. власти
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в СССР.
Гос. система охр. здоровья матери и ребенка в России.
Мед. и соц. проблемы охраны метеринства и детства.
Здоровье детей в России, современные тенденции.
Показатели здоровья детей, их оценка.
Младенческая смертность в РФ, динамика.
Безопасное материнство и охр. здоровья детей.
Детская инвалидность, причины и структура.
Характеристика существующих систем реабилитации детей инвалидов.
ФЦП "планирование семьи", соц. последствия реализации программы.
Перечень соц. показателей для искусств. прерывания беременности на поздних сроках.
История сем. правоотношений до революции.
История сем. правоотношений в России после революции(Кодекс о браке и семье 1969г и 1996)
Брачный договор
Классификация семей, основные ф-ции.
Законодат. основы охр. прав женщин и детей.
Трудовое зак-во в обл. мат и дет.
Охрана здоровья женщин и детей (основы законод. об охране зд. граждан. )
Дети и их права, междунар. зак-во.
Российск. гос. законы по охране прав детей.
Защита прав детей в жилищной сфере.
Семьи соц. риска
Организация работы с семьями соц. риска.
Взаимодействие учрежд. здравоохр. и органов соц. защиты.
Проблемы безнадзорности и иправонарушений несоверш. на современном этапе.
Причины порождения безнадзорности и беспризорности.
Соц. последствия безнадзорности и беспризорности.
Положение детей сирот и детей, оставшихся без попечен. родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечен. родителей.
Деятельность органов опеки и попечит., закон об опеке 2008г.
Лишение родит. прав-основания
Последствия Лишения род. прав для детей и бывших родителей.
Ограничение в родит. правах, основания и последствия.
Банк данных о детях, оставш. без попечен. родителей.
Регион. банк данных о детях.
Федер. банк данных о детях.
Формы устройства детей, остав. без родителей.
Опека и попечит., правовая база.
Приемная семья и опека, основные отличия.
Патронаж, опред. ф-ции.
Установление отцовства и усыновление, основные отличиею
Требования, предъявляемые к усыновителю.
Усыновл. детей российск. и иностр. гражданами.
Права несоверш, конвенция о правах ребенка.
Правая защита интересов семьи, женщин и подростков в сфере труда.
Фед. программы по охране семьи, мат. и дет.
ФЗ "об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г.
ФЗ "о доп. гарантиях по соц. защите детей сирот и детей, оставш. бех попечен. родителей" 1996.
Указ президента РФ "о презид. поограмме Дети России" на 1996-2000 гг(11 подпрограмм)
Итоги реализ. программы Дети России.
Составляющие программы Дети России 2003-2006, итоги реализ.
Составл. программы 2007-2010 гг.
ФЗ "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" 1999.
Комиссия по делам несоверш. и ее ф-ции.
Система учреждений по соц. реабилитации несоверш.
Система учреждений по оказанию мед. -соц и псих-пед. помощи несовершен.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 197.30 Кб (Скачать)

   ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

   распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Характерными особенностями  таких семей являются:

   чрезвычайно эмоциональное, ранимое  и болезненно отношение подростков  к своим родителям и их проблемам  (имеются в виду острые, болезненные  реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует  холодная в общении, неэмоциональная,  строгая и несердечная мать, то  ситуация обретает наибольшую  остроту;

   нередко в семьях наркотизирующихся  подростков в  период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

   использование ребенка как  средства давления и  манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

   непоследовательность в отношениях  с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

   невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

   директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

   спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности  семейной ситуации приводят к повышению  риска наркотизации прежде всего  потому, что у подростка не формируется  чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21

"Трудовое законодательство  устанавливает целую систему  прав, гарантий и льгот для  беременных работниц. Только нормы,  в которых о них говорится,  разбросаны по разным законам.  Зачастую работодатели не знают  всех прав, которые есть у работницы  в случае беременности. А ведь  предоставлять их - обязанность организации.  
Приведем перечень основных трудовых прав, гарантий и льгот, на которые могут расчитывать работницы «в положении»:  
- перевод на более легкую работу (запрещается труд при неблагоприятных факторах: например с тяжестями или в условиях облучения);  
- снижение норм выработки и норм обслуживания;  
- установление неполного рабочего времени;  
- запрет на командировки, сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные дни, в ночное время, вахтовым методом;  
- предоставление оплачиваемого времени для диспансерных обследований;  
- предоставление отпуска по беременности и родам;  
- невозможность расторгать трудовой договор по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации работодателя);  
- ответственность работодателя за отказ в приеме на работу женщины по причине беременности.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.[32]

Основной ее тезис состоял в  том, что «человечество обязано  давать ребенку

лучшее, что оно имеет». В ней  были провозглашены 10 социальных и  правовых

принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и

международном уровнях. Декларация призывала  родителей, отдельных лиц,

неправительственные организации, местные  власти и правительства признать

изложенные в ней права и  свободы и достоинства. Она оказывала  значительное

влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что

дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал  в

Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в

частности, в статье 10), во всенародном  пакте о гражданских и экономических

правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и  соответствующих

документах специализированных учреждений и международных организаций,

занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея  ООН единогласно приняла Конвенцию

о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически  все

моменты, связанные с жизнью и  положением ребенка в обществе. Она  имеет равное

значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения

Декларации прав ребенка. Конвенция  идет дальше Декларации в том, что

государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую

ответственность за свои действия в  отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция  устанавливает общие нормы, в  ней учтены различные

культурные, социальные, экономические  и политические реалии отдельных

государств, что  позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству

выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это

дает основание утверждать, что  Конвенция имеет универсальный  характер.

[33]

Конвенция – документ особого социально-нравственного  значения, ибо она

утверждает признание ребенка  частью человечества, недопустимость его

дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития

личности. Конвенция провозглашает  приоритет интересов детей перед  потребностями

государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость

особой заботы государства и  общества о социально депривилегированных группах

детей:[34] сиротах, инвалидах, беженцах,

правонарушителях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило  неодинаково. В России до ХVII века не было гарантий защиты прав данной категории  лиц.

В уголовном праве Русского государства середины ХVII века определяется статус малолетнего (до 7 лет), но не определяются возрастные границы понятия «несовершеннолетний». Единственной гарантией защиты прав малолетних являлась ст.79 Сыскного приказа  1666 г.36 в которой запрещалось применение смертной казни к лицам, совершившим убийство в возрасте до 7 лет, что касается несовершеннолетних (старше 7 лет), то ни о каких гарантиях защиты прав в законодательстве Русского государства данного периода речи не ведется.

В начале ХVIII века одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч.10 гл.6 «Краткого изображения процессов  и судебных тяжеб» 1715 года37), но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе  малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится  в ст. ст. 143-150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.38 В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

В Уставе уголовного судопроизводства 1864 года39 в ст. 861 говорилось: «За несовершеннолетних апелляционные отзывы против неокончательного приговора по всем предметам дела, до него относящимся, и по поводу всякой неправильности в производстве дела или в постановлении приговора могут быть подаваемы их родителями, опекунами или теми, у кого они находятся на воспитании». Значительные особенности в производство дел о несовершеннолетних40 по исследованиям известного русского юриста конца XIX столетия профессора Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницкого ввел закон от 2 июня 1897 года. Согласно данного закона особенности в производстве дел о несовершеннолетних различались в зависимости от того, подлежало дело ведомству общих или местных судов.

По делам общих установлений о несовершеннолетних от 10 до 17 лет  различались производство о разумении  и производство собственно судебное о виновности.

Закончив следствие, следователь  передавал дело на дальнейшее распоряжение прокурора, который вносил его со своим заключением на рассмотрение окружного суда. Последний рассматривал его в распорядительном заседании, вызывая обвиняемого и извещая  его родителей или лиц, их заменяющих, о дне рассмотрения дела; по делам, по которым закон грозил наказанием не ниже тюремного заключения, суд  мог потребовать личную явку родителей  или лиц, их заменяющих, если признавал  это не-обходимым. Обвиняемый в зале суда не присутствовал, а вызывался  лишь для объяснений; родители или  лица, их заменяющие, явившись в заседание, допускались к представлению  суду объяснений. Вызов сведущих людей (для разрешения вопроса о разумении), в качестве каковых могли привлекаться врачи, воспитатели, учителя и другие лица, занимавшиеся воспитанием юношества, а также свидетелей осуществлялся  в случае признания судом необходимости  такого вызова. Рассмотрев дело, суд  выносил определение о прекращении  судебного преследования, если признавал  обвиняемого действовавшим без  разумения (или не учинившим преступления), или о возвращении его прокурору  для дальнейшего направления  в судебном порядке. Прекращая дело, суд мог применить к несовершеннолетнему  отдачу под ответственный надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо благонадежным людям, изъявившим на то согласие, или же поместить  его в исправительные приюты, а  при отсутствии таковых – в  особые помещения при тюрьмах  или арестных домах на определенный срок, но не более чем до достижения 18-летнего возраста.

Закон «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых» 1897 г. установил и предусмотрел в отношении малолетних и несовершеннолетних подсудимых значительные позитивные процессуальные изменения: - особое производство о разумении; -обязательная защита; -участие законных представителей; -ограничение применения принципа гласности;

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

Охрана материнства  и детства

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА  И ДЕТСТВА - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.  
 
Становление и развитие социалистической системы охраны материнства и детства тесно связаны с именем В. И. Ленина. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и молодое советское государство в тяжелый для страны период по инициативе и при непосредственном участии В. И. Ленина провели гигантскую работу по развитию сети учреждений, к-рые были призваны в первую очередь сохранить жизнь и здоровье детей, спасти их от голода и инф. болезней, а также оказать максимальную помощь женщине-матери. К этим учреждениям относились дома матери и ребенка, дома ребенка, детские дома, ясли, детские консультации, молочные кухни. В целях усиления внимания к нуждам детей и матерей в феврале 1919 г. был издан декрет "Об учреждении Совета защиты детей", подписанный В. И. Лениным, где, в частности, указывалось, что дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью следует считать одной из важнейших государственных задач. В 1920 г. дело охраны материнства и младенчества было передано из Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата здравоохранения.  
 
В дальнейшем на всех этапах развития социалистического государства забота об охране здоровья матери и ребенка являлась важнейшей социальной задачей общества. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции СССР и других законодательных актах нашего государства (см. Правовые основы охраны здоровья). Статья 35 Конституции СССР гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.  
 
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде,... созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".  
 
Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.  
 
Государство оплачивает пособия по беременности и родам, многодетным семьям и одиноким матерям, семьям, имеющим детей-инвалидов, пособия на детей из малообеспеченных семей, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Детям на первом и втором годах жизни из многодетных и малообеспеченных семей бесплатно отпускаются донорское молоко, молочные смеси и другие продукты детского питания. Для больных детей первых трех лет жизни, находящихся на амбулаторном лечении, бесплатно выдаются все медикаменты. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1987 г. листок нетрудоспособности по уходу за ребенком выдается на срок до 14 дней.  
 
В конце 70-х и в 80-х гг. в СССР введены 100% оплата отпуска по беременности и родам независимо от трудового стажа; ежемесячные пособия на детей в малообеспеченных семьях; увеличены размеры единовременных пособий при рождении детей, а также пособий на детей-инвалидов. Введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1 1/2 года. Снижена на 50% оплата за содержание ребенка в дошкольном учреждении для семей, имеющих 4 детей и более; освобождены от платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении семьи, в к-рых общий доход не превышает 60 руб. в месяц на человека, и др.  
 
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1987 г. "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены дальнейшее совершенствование леч. -проф. помощи воспитанникам детских домов, школ-интернатов и др. и оздоровительных мероприятий за счет полного укомплектования этих учреждений квалифицированными врачебными кадрами и средним медперсоналом, проведения диспансеризации, создания кабинетов восстановительного лечения, а также первоочередного выделения путевок в санатории. В соответствии с постановлением значительно увеличены нормы расходов на питание детей в указанных учреждениях.  
 
Большая планомерная работа проводится отраслевыми профсоюзными организациями и администрацией предприятий и медработниками по освобождению женщин от тяжелых и вредных условий труда. Разработаны рекомендации о трудоустройстве беременных женщин более чем по 60 отраслям народного хозяйства. По просьбе беременной, женщины, имеющей ребенка в возрасте до восьми лет или осуществляющей уход за больным членом семьи, и на основании мед. заключения администрация обязана установить ей неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.  
 
Дети и беременные женщины в СССР находятся под диспансерным наблюдением. Проводимые в установленные сроки осмотры врачами различных специальностей позволяют своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, предупредить развитие патологии и вовремя провести необходимые оздоровительные мероприятия (см. Диспансеризация).  
 
Решениями XXVII съезда КПСС определена широкомасштабная программа мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы охраны материнства и детства. В "Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства рассматривается как приоритетное направление советского здравоохранения. Предстоит коренным образом перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилактической деятельности, усилить пропаганду здорового образа жизни. Совершенствование системы медпомощи женщинам, детям и подросткам будет осуществляться на основе интеграции акушерской, терапевтической и педиатрической служб и разработки региональных межведомственных программ.  
 
Здоровье матери и ребенка охраняется широкой сетью различных мед. учреждений, к числу к-рых относятся женская консультация, родильный дом, поликлиника, детская больница и др. Медпомощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях, участковых, районных, центральных, областных, республиканских больницах.  
 
Средним медработникам принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья женщины-матери, подрастающего поколения. Они проводят активную патронажную работу в семьях (см. Патронаж), осуществляют на педиатрическом участке контроль за питанием, физическим воспитанием, развитием детей, следят за сан. -гиг. условиями их жизни; выявляют заболевших детей и оказывают им необходимую доврачебную помощь; проводят больным детям лечебные процедуры на дому по назначению врача; осуществляют широкую сан. -просвет. работу по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек (см. Санитарное просвещение). Большая роль принадлежит фельдшеру и акушерке в наблюдении за беременными женщинами, укреплении их здоровья, раннем выявлении патологических отклонений. 

Информация о работе Шпрагалка по "Охране материнства и детсва"