Роль религии в современном российском обществе в представлениях среднего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:08, практическая работа

Краткое описание

Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.

Задачи социологического исследования
1) определить уровень религиозности респондентов
2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов
3) определить значение религии для респондентов
4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.

Оглавление

I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3
1.2 Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3 Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4 Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.5 Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6 Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.7 Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Методический раздел программы социологического исследования . 6
2.1 Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2 Обоснование метода сбора социологической информации. 7
2.3 Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.4 Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . 8

II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9
2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20
3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы
анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

пример курсача по социологии.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Ж)    Не соблюдаю

             

Рис. 1.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные каноны? »

 

       Как видим из рисунка, здесь нет особо лидирующих позиций. Треть ответила (33,8%)– «соблюдаю мало», а 2-я треть ответила (28,6)– «соблюдаю только те, которые знаю». Остальная часть распределилась по другим вариантам.

 

Вывод по задаче I.1.: по результатам ответов на вопросы данной задачи имеем, что большинство людей среднего поколения подтверждают религиозность – верой в Бога и исполнение Его предписаний, раз в полгода ходят в религиозные храмы и изредка, иногда читают молитвы. Большая часть респондентов читает религиозную литературу. Каноны соблюдают мало, а также те которые знают и наиболее значимые.

 

 

 

Задача II. Выявить факторы, влияющие на степень религиозности респондентов:

Для раскрытия данной задачи в анкету был введен вопрос № 9,13

Для начала вопрос №8. Большинство ответов попало на первые 5 вариантов – т.е. родители, близкие родственники, друзья и дедушка с бабушкой. Их окружение - религиозные люди

     9. Как  Вы считаете, кто больше повлиял на ваше религиозное  мировоззрение?

А)  Родные (родители, родственники, взрослые дети и др.)

Г)   Друзья

Д)   Коллеги по работе

З)    Соседи

И)   СМИ

К)   Мода («это сейчас модно….»)

Л)   Свой вариант _____________________________________________

 

 

Рис. 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Кто повлиял на Ваше религиозное мировоззрение?»

Как видим из полученной диаграммы, что подавляющее большинство ответило родители(60% -в общем). Но также были менее популярными друзья, а в своём варианте – 2 человека – сам, 1-никто,а 1- представители религии.

В 10-ом вопросе 60% говорят – имеется в семье религиозные традиции, а 40 –нет. Здесь примерно наполовину.

А в 13-ом :

13.     Отметьте те суждения, с которыми Вы согласны:

     А) Религиозным человек становится после «глубокого душевного кризиса»

     Б) Религиозным человек становится после того, что «что-то натворил»

     В)  Религиозность формируется в семье

     Г) Религиозность формируется после понимания своего предназначения

     Д)   Своё мнение ___________________________________________________

 

Рис. 2.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Отметьте суждения с которыми Вы согласны»

 

По итогам было выведено, что ответы сконцентрировались на 2-х вариантах: В, Г. Т. е Религиозность формируется в семье (40%), или после понятия своего предназначения (52%).

     Выводы по задаче II:

По мнению респондентов - родители - главный фактор в принятии религии, Что подтверждает и 13-ый вопрос. Также, если человек сам понял свое предназначение. Немаловажную роль играет и религиозные традиции в семье.

 

Задача III.  Определить значение религии для респондентов:

 

Для раскрытия данной задачи в анкету был введен вопрос № 12,18,19

12. Чем для Вас является религия?

           А)   Нравственные устои, удерживающие от совершения грехов

            Б)   Это мировоззрение и образ жизни

            В)   Смысл жизни

            Г)    Свой вариант __________________________________

 

 

Рис. 3.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считается, что введение БРС повысит успеваемость студентов. Согласны ли Вы с этим?»

 

Как видно из рис.3.1, (48%), опрошенных респондентов считают, что религия – это мировоззрение и образ жизни, а чуть меньше (44%) –что это нравственные устои. 20% - считают это смыслом жизни. Очень малое кол-во на свой вариант.

     18. Какие Вы видите важнейшие функции  религии? (выберите все возможные)

         А)   Объединяет людей, создает духовную солидарность в данном обществе

         Б)    Даёт смысл в жизни

         В)   Она удерживает от грехов (в. т. ч. преступлений)

         Г)    Религия упорядочивает жизнь

         Д)    Это залог совершенства человека

         Е)    Свой вариант________________________________________________

 

Здесь тоже ответы равномерно разделены. Нет особо лидирующих позиций.

52% - что оно объединяет людей, создаёт духовную солидарность в данном обществе. 50% - то, что оно удерживает от грехов, чуть меньше 46% - даёт смысл жизни, а 40% - что она упорядочивает жизнь.

 

19. Какие Вы видите минусы?

А)   Скучная жизнь

Б)    Сложности в соблюдении канонов, которые зачастую не совпадают с собственными предпочтениями

В)    Это идеализированное,  непостижимое для  реальности

Г)    Свой вариант_____________________________________________

 

 

Рис. 3.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие Вы видите минусы?»

 

       По диаграмме можно проследить, что популярным среди респондентов ответ Б – «Сложности в соблюдении канонов, которые зачастую не совпадают с собственными предпочтениями» - 52%. В своём варианте (20%) указано почти у всех, что нет минусов, а 1 – что это опиум для народа. Последние 16% распределены поровну на А и В.

 

Вывод III.  По ответам респондентов мы можем сделать вывод, что они видят религию как нравственные устои и мировоззрение. Далее то, что плюсов у религии много – она объединяет людей, удерживает от грехов, даёт смыл жизни и упорядочивает жизнь. По их мнению, главный её минус – сложности в соблюдении канонов.

Задача IV. Оценить отношение респондентов к:

 

   а) к введению предмета «религиоведение»

   б) к представителям другой религии

   в) информации получаемой о межрелигиозных конфликтах

         а также выявить мероприятия  по повышению веротерпимости.

 

Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы от № 14 до 24 все.

а) отношение к введению предмета.

     14. Необходимо  ли  ввести предмет «религиоведение» для повышения терпимости (толерантности) к представителям разных религий и уважения к ним?

А)   Да, безусловно

Б)   Скорее да, чем нет

В)   Скорее нет, чем да

Г)    Нет

Д)   Затрудняюсь ответить

 

  

 

Рис. 4.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Необходимо ли ввести предмет религиоведение?»

 

По итогам этого вопроса 68% считают что необходимо ввести этот предмет, 32% против.

      По 15-му вопросу  82,5% за факультативное занятие, а 17,5% -за обязательную форму обучения.

      А в 16 – ом вопросе  респонденты считают, что основа религиоведения должна быть из мировых религий (50%) и понемногу (41,2%). Остальные варианты не были столь значительно выбраны.

б) отношение к представителям другой религии.

 

    Вопрос №20. Большинство людей считают экстремизм и религию разными понятиями, а также распространённым является ответ – недостаточное знание основ религии приводит к преступлениям. Они оба по 42%.

Есть и варианты где люди ни с каким утверждением не согласны, а также имеется 3 человека (12%), считающие, что теракт относится к экстремистам-мусульманам.

 

21. Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?

               А)   Скорее да

Б)   Скорее нет

В)   Свой вариант________________________________________

 

 

Рис. 3.5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?»

 

На этот вопрос подавляющее большинство (84%) ответило «да». 16% - нет

  В 22 – ом вопросе среди респондентов были популярны 4 ответа:

      Принятие друзей другой религии (71,3%)

      Уважение чувств верующих (59,8%)

      Нейтральность по отношению к атрибутам другой религии (52,9%)

      Не конфликтование (52,9%)

 

 

 

в) отношение к информации, получаемой о межрелигиозных конфликтах.

Вопрос №23:

  Что (кто), по Вашему мнению, больше влияет на представления о межрелигиозных конфликтах, оценку их причин и участников? (один)

    А)  Информация родителей, родных и близких

    Б)   Информация от соседей, друзей и знакомых

     В)  Информация от авторитетов (известные политики, деятели культуры и т. д.)

    Г)    СМИ

    Д)    Свой вариант___________________________________

 

 

Рис. 3.6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что (кто), по Вашему мнению, больше влияет на представления о межрелигиозных конфликтах, оценку их причин и участников ?»

 

    По диаграмме можно увидеть, что большинство ответов приходится на вариант Г(54%). Менее популярные (по 20%), но также распространённые варианты А и В. Остальные по 8%. Т.е респонденты считают главным фактором подачи информации СМИ. А затем уже авторитеты и родные, близкие люди.

    Меры по повышению терпимости: по результатам 24-го вопроса респонденты предпочли бы разъяснять различия между религией и экстремизмом (40%), а также тщательно проверять на достоверность всю получаемую информацию от СМИ(42%). А также ужесточение наказания за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни (34%). Менее популярным был ответ с уменьшением количества дебатов на ТВ (28%).

Вывод IV

     а) большинство опрошенных респондентов за введение предмета «религиоведение» в форме факультатива, где будут преподаваться основы всех мировых религий и понемногу каждая.

    б) экстремизм и религия разные понятия. Большинство из респондентов толерантны и видят это в принятии друзей другой религии, уважении чувств верующих, нейтральности по отношению к атрибутам другой веры и в мирном сосуществовании.

    в) главным «податчиком» информации о межрелигиозных конфликтах являются – СМИ. И надо в первую очередь, по их мнению, проверять СМИ на достоверность. И необходимо людям разъяснять различия между религией и экстремизмом.

                                     3.Выводы по гипотезам.

          СМИ является основным фактором, влияющим на отношение респондентов к религии и экстремизму.

Результаты опроса показали, что гипотеза  частично подтвердилась. Мнения респондентов, выявленные с помощью анкетирования показали следующее: 54% из них указали главным источником  информации о межрелигиозных конфликтах СМИ, 20% - от родных, близких, столько же от авторитетных людей.

           Опрошенные предпочли бы разъяснять различия между религией и экстремизмом (40%), а также тщательно проверять на достоверность всю получаемую информацию от СМИ(42%). А также ужесточение наказания за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни (34%) и уменьшение количества дебатов на ТВ (28%).

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что респонденты видят в СМИ недостаточную достоверность о событиях такого рода, хотя и считают его самым распространённым способом получения информации.

4.Методические рекомендации.

В процессе социологического исследования мной были выявлены определенные недоработки, которые в той или мере повлияли на эффективность проведения социологического исследования (процесс сбора информации, обработку полученных результатов и, возможно, на окончательный итог исследования).

  После анализа допущенных ошибок  рекомендуется внести некоторые изменения в анкету, а именно:

Рекомендация 1

 

1. Вы религиозный человек? (если нет, то к 8-му, далее к 10-му  и  к 12-му)

А)   Да

Б)   Нет

 

При составлении вопроса №1 анкеты я не учёл, что это вопрос тонкий, тактично бы было представить 5-ти мерку и вопрос следует задать следующим образом:

           1. Вы религиозный человек? (если нет, то к 8-му, далее к 10-му  и  к 12-му)

А)   Да

Б)   Скорее да, чем нет

В)   Скорее нет, чем да

Б)   Нет

Д)  Затрудняюсь ответить

 

  Рекомендация 2

 

3.      К какой религии Вы себя относите?

А)   Ислам

Б)   Христианство

В)   Буддизм

Г)   Свой вариант _____________________________________

 

      Здесь следовало бы учесть следующее – человек мог бы выбрать и не выбрать конкретный из вариантов. Можно предложить следующий вариант:

 

            3.   К какой религии Вы себя относите?

А)   Ислам

Б)   Христианство

В)   Буддизм

       Г)   Свой вариант _____________________________________

       Д)   Верю в Бога, но не отношу себя к какой-то религии

 

  Рекомендация 3

 

Вопрос №12 следовало бы перефразировать:

    12. Что для Вас является религия? на

    12. Чем для Вас является религия?

     Рекомендация 4

 

И в 21-ом вопросе необходима была 5-ти мерка:

21.     Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?

                А)   Скорее да

Б)   Скорее нет

В)   Свой вариант__________________________________________

 

21.    Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?

                А)   Да

Информация о работе Роль религии в современном российском обществе в представлениях среднего поколения