Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:08, практическая работа
Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.
Задачи социологического исследования
1) определить уровень религиозности респондентов
2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов
3) определить значение религии для респондентов
4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.
I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3
1.2 Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3 Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4 Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.5 Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6 Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.7 Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Методический раздел программы социологического исследования . 6
2.1 Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2 Обоснование метода сбора социологической информации. 7
2.3 Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.4 Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9
2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20
3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы
анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Ж) Не соблюдаю
Рис. 1.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные каноны? »
Как видим из рисунка, здесь нет особо лидирующих позиций. Треть ответила (33,8%)– «соблюдаю мало», а 2-я треть ответила (28,6)– «соблюдаю только те, которые знаю». Остальная часть распределилась по другим вариантам.
Вывод по задаче I.1.: по результатам ответов на вопросы данной задачи имеем, что большинство людей среднего поколения подтверждают религиозность – верой в Бога и исполнение Его предписаний, раз в полгода ходят в религиозные храмы и изредка, иногда читают молитвы. Большая часть респондентов читает религиозную литературу. Каноны соблюдают мало, а также те которые знают и наиболее значимые.
Задача II. Выявить факторы, влияющие на степень религиозности респондентов:
Для раскрытия данной задачи в анкету был введен вопрос № 9,13
Для начала вопрос №8. Большинство ответов попало на первые 5 вариантов – т.е. родители, близкие родственники, друзья и дедушка с бабушкой. Их окружение - религиозные люди
9. Как Вы считаете, кто больше повлиял на ваше религиозное мировоззрение?
А) Родные (родители, родственники, взрослые дети и др.)
Г) Друзья
Д) Коллеги по работе
З) Соседи
И) СМИ
К) Мода («это сейчас модно….»)
Л) Свой вариант ______________________________
Рис. 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Кто повлиял на Ваше религиозное мировоззрение?»
Как видим из полученной диаграммы, что подавляющее большинство ответило родители(60% -в общем). Но также были менее популярными друзья, а в своём варианте – 2 человека – сам, 1-никто,а 1- представители религии.
В 10-ом вопросе 60% говорят – имеется в семье религиозные традиции, а 40 –нет. Здесь примерно наполовину.
А в 13-ом :
13. Отметьте те суждения, с которыми Вы согласны:
А) Религиозным человек становится после «глубокого душевного кризиса»
Б) Религиозным человек становится после того, что «что-то натворил»
В) Религиозность формируется в семье
Г) Религиозность формируется после понимания своего предназначения
Д) Своё мнение ______________________________
Рис. 2.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Отметьте суждения с которыми Вы согласны»
По итогам было выведено, что ответы сконцентрировались на 2-х вариантах: В, Г. Т. е Религиозность формируется в семье (40%), или после понятия своего предназначения (52%).
Выводы по задаче II:
По мнению респондентов - родители - главный фактор в принятии религии, Что подтверждает и 13-ый вопрос. Также, если человек сам понял свое предназначение. Немаловажную роль играет и религиозные традиции в семье.
Задача III. Определить значение религии для респондентов:
Для раскрытия данной задачи в анкету был введен вопрос № 12,18,19
12. Чем для Вас является религия?
А) Нравственные устои, удерживающие от совершения грехов
Б) Это мировоззрение и образ жизни
В) Смысл жизни
Г) Свой вариант ______________________________
Рис. 3.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считается, что введение БРС повысит успеваемость студентов. Согласны ли Вы с этим?»
Как видно из рис.3.1, (48%), опрошенных респондентов считают, что религия – это мировоззрение и образ жизни, а чуть меньше (44%) –что это нравственные устои. 20% - считают это смыслом жизни. Очень малое кол-во на свой вариант.
18. Какие Вы видите важнейшие функции религии? (выберите все возможные)
А) Объединяет людей, создает духовную солидарность в данном обществе
Б) Даёт смысл в жизни
В) Она удерживает от грехов (в. т. ч. преступлений)
Г) Религия упорядочивает жизнь
Д) Это залог совершенства человека
Е) Свой вариант_______________________
Здесь тоже ответы равномерно разделены. Нет особо лидирующих позиций.
52% - что оно объединяет людей, создаёт духовную солидарность в данном обществе. 50% - то, что оно удерживает от грехов, чуть меньше 46% - даёт смысл жизни, а 40% - что она упорядочивает жизнь.
19. Какие Вы видите минусы?
А) Скучная жизнь
Б) Сложности в соблюдении канонов, которые зачастую не совпадают с собственными предпочтениями
В) Это идеализированное, непостижимое для реальности
Г) Свой вариант_______________________
Рис. 3.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие Вы видите минусы?»
По диаграмме можно проследить, что популярным среди респондентов ответ Б – «Сложности в соблюдении канонов, которые зачастую не совпадают с собственными предпочтениями» - 52%. В своём варианте (20%) указано почти у всех, что нет минусов, а 1 – что это опиум для народа. Последние 16% распределены поровну на А и В.
Вывод III. По ответам респондентов мы можем сделать вывод, что они видят религию как нравственные устои и мировоззрение. Далее то, что плюсов у религии много – она объединяет людей, удерживает от грехов, даёт смыл жизни и упорядочивает жизнь. По их мнению, главный её минус – сложности в соблюдении канонов.
Задача IV. Оценить отношение респондентов к:
а) к введению предмета «религиоведение»
б) к представителям другой религии
в) информации получаемой о межрелигиозных конфликтах
а также выявить мероприятия по повышению веротерпимости.
Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы от № 14 до 24 все.
а) отношение к введению предмета.
14. Необходимо ли ввести предмет «религиоведение» для повышения терпимости (толерантности) к представителям разных религий и уважения к ним?
А) Да, безусловно
Б) Скорее да, чем нет
В) Скорее нет, чем да
Г) Нет
Д) Затрудняюсь ответить
Рис. 4.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Необходимо ли ввести предмет религиоведение?»
По итогам этого вопроса 68% считают что необходимо ввести этот предмет, 32% против.
По 15-му вопросу 82,5% за факультативное занятие, а 17,5% -за обязательную форму обучения.
А в 16 – ом вопросе респонденты считают, что основа религиоведения должна быть из мировых религий (50%) и понемногу (41,2%). Остальные варианты не были столь значительно выбраны.
б) отношение к представителям другой религии.
Вопрос №20. Большинство людей считают экстремизм и религию разными понятиями, а также распространённым является ответ – недостаточное знание основ религии приводит к преступлениям. Они оба по 42%.
Есть и варианты где люди ни с каким утверждением не согласны, а также имеется 3 человека (12%), считающие, что теракт относится к экстремистам-мусульманам.
21. Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?
А) Скорее да
Б) Скорее нет
В) Свой вариант_______________________
Рис. 3.5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?»
На этот вопрос подавляющее большинство (84%) ответило «да». 16% - нет
В 22 – ом вопросе среди респондентов были популярны 4 ответа:
Принятие друзей другой религии (71,3%)
Уважение чувств верующих (59,8%)
Нейтральность по отношению к атрибутам другой религии (52,9%)
Не конфликтование (52,9%)
в) отношение к информации, получаемой о межрелигиозных конфликтах.
Вопрос №23:
Что (кто), по Вашему мнению, больше влияет на представления о межрелигиозных конфликтах, оценку их причин и участников? (один)
А) Информация родителей, родных и близких
Б) Информация от соседей, друзей и знакомых
В) Информация от авторитетов (известные политики, деятели культуры и т. д.)
Г) СМИ
Д) Свой вариант_______________________
Рис. 3.6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что (кто), по Вашему мнению, больше влияет на представления о межрелигиозных конфликтах, оценку их причин и участников ?»
По диаграмме можно увидеть, что большинство ответов приходится на вариант Г(54%). Менее популярные (по 20%), но также распространённые варианты А и В. Остальные по 8%. Т.е респонденты считают главным фактором подачи информации СМИ. А затем уже авторитеты и родные, близкие люди.
Меры по повышению терпимости: по результатам 24-го вопроса респонденты предпочли бы разъяснять различия между религией и экстремизмом (40%), а также тщательно проверять на достоверность всю получаемую информацию от СМИ(42%). А также ужесточение наказания за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни (34%). Менее популярным был ответ с уменьшением количества дебатов на ТВ (28%).
Вывод IV
а) большинство опрошенных респондентов за введение предмета «религиоведение» в форме факультатива, где будут преподаваться основы всех мировых религий и понемногу каждая.
б) экстремизм и религия разные понятия. Большинство из респондентов толерантны и видят это в принятии друзей другой религии, уважении чувств верующих, нейтральности по отношению к атрибутам другой веры и в мирном сосуществовании.
в) главным «податчиком» информации о межрелигиозных конфликтах являются – СМИ. И надо в первую очередь, по их мнению, проверять СМИ на достоверность. И необходимо людям разъяснять различия между религией и экстремизмом.
СМИ является основным фактором, влияющим на отношение респондентов к религии и экстремизму.
Результаты опроса показали, что гипотеза частично подтвердилась. Мнения респондентов, выявленные с помощью анкетирования показали следующее: 54% из них указали главным источником информации о межрелигиозных конфликтах СМИ, 20% - от родных, близких, столько же от авторитетных людей.
Опрошенные предпочли бы разъяснять различия между религией и экстремизмом (40%), а также тщательно проверять на достоверность всю получаемую информацию от СМИ(42%). А также ужесточение наказания за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни (34%) и уменьшение количества дебатов на ТВ (28%).
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что респонденты видят в СМИ недостаточную достоверность о событиях такого рода, хотя и считают его самым распространённым способом получения информации.
4.Методические рекомендации.
В процессе социологического исследования мной были выявлены определенные недоработки, которые в той или мере повлияли на эффективность проведения социологического исследования (процесс сбора информации, обработку полученных результатов и, возможно, на окончательный итог исследования).
После анализа допущенных ошибок рекомендуется внести некоторые изменения в анкету, а именно:
Рекомендация 1
1. Вы религиозный человек? (если нет, то к 8-му, далее к 10-му и к 12-му)
А) Да
Б) Нет
При составлении вопроса №1 анкеты я не учёл, что это вопрос тонкий, тактично бы было представить 5-ти мерку и вопрос следует задать следующим образом:
1. Вы религиозный человек? (если нет, то к 8-му, далее к 10-му и к 12-му)
А) Да
Б) Скорее да, чем нет
В) Скорее нет, чем да
Б) Нет
Д) Затрудняюсь ответить
Рекомендация 2
3. К какой религии Вы себя относите?
А) Ислам
Б) Христианство
В) Буддизм
Г) Свой вариант ______________________________
Здесь следовало бы учесть следующее – человек мог бы выбрать и не выбрать конкретный из вариантов. Можно предложить следующий вариант:
3. К какой религии Вы себя относите?
А) Ислам
Б) Христианство
В) Буддизм
Г) Свой вариант ______________________________
Д) Верю в Бога, но не отношу себя к какой-то религии
Рекомендация 3
Вопрос №12 следовало бы перефразировать:
12. Что для Вас является религия? на
12. Чем для Вас является религия?
Рекомендация 4
И в 21-ом вопросе необходима была 5-ти мерка:
21. Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?
А) Скорее да
Б) Скорее нет
В) Свой вариант_______________________
21. Вы считаете себя религиозно толерантным (веротерпимым) человеком?
А) Да