Конфликт поколений в российском современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В последнее время все чаще между людьми возникают конфликтные ситуации. Причем их причины объяснить порой бывает очень проблематично. Понятие «конфликт» уходит своими корнями в историю. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Цель работы: анализ взаимодействия различных поколений и их содержательной динамики в контексте преобразования современного российского общества.
При написании работы использованы учебники и монографии по данной теме.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
Типы конфликтов _______________________________________________4
Конфликт поколений ____________________________________________6
Заключение ______________________________________________________10
Библиографический список_________________________________________12

Файлы: 1 файл

конфликт поколений в современном российском обществе2.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ, МЕНЕДЖМЕНТА  И

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Социология России»

на тему: «Конфликт поколений в российском современном обществе»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения

специальность ФМ

шифр 28-346

Челышева  Елена Николаевна

 

 

Проверил: _________________

___________________________

 

 

 

 

 

Родники 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _________________________________________________________3

  1. Типы конфликтов _______________________________________________4
  2. Конфликт поколений ____________________________________________6

Заключение ______________________________________________________10

Библиографический список_________________________________________12

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. В последнее время все чаще между людьми возникают конфликтные ситуации. Причем их причины объяснить порой бывает очень проблематично. Понятие «конфликт» уходит своими корнями в историю. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Л. Козер в своей классической работе «Функции социального конфликта» считал, что «частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры»1. Таким образом, конфликты неизбежны.

Проблема преемственности  и конфликтов в отношениях «отцов»  и «детей» может рассматриваться  как взаимодействие встречных потоков  информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

В современном российском обществе имеет место трансформация отношения  младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к осуждающему, не характерному для российского менталитета. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между ними.

Цель работы: анализ  взаимодействия различных поколений и их содержательной динамики в контексте преобразования современного российского общества.

При написании  работы использованы учебники и монографии по данной теме.

 

1. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

Современная Россия находится  в состоянии формирования новой  социальной системы. Социальные нормы  современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной  нормы развития для подрастающего  поколения ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения, как образование, здравоохранение, средства связи, транспорт, вследствие множественных длительных и кровопролитных межэтнических конфликтов, затянувшегося политического кризиса, падения духовности, нравственности, изменения ценностных ориентаций, разрыва между гражданами и официальной властью, роста различных форм общественных девиаций.

Можно выделить следующие  типы конфликтов: Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

Межгрупповые молодежные конфликты – конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

Межличностные молодежные конфликты – конфликты между индивидами, в основе его опять лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ничем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте).

Сравнивать разные поколения  трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме  того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность.

 Преемственность поколений вообще не обязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника.

Нечто подобное произошло  и в нашей стране. Сталинский террор 1930-40-е гг. посеяло в душах неискоренимый  страх, а последовавшая затем  бюрократизация общественной жизни - социальную апатию, равнодушие, лицемерие. Перестраховка и ложь стали привычными в обществе.

Сегодня, в эпоху перемен, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, и  носителем новых устремлений, выражающим новые потребности, чаще всего становится молодое поколение.

 

 

2. КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Между поколениями могут  возникать: как взаимопонимание  и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты.

Спектр этих отношений можно  проследить по следующим аспектам:

Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

Социально психологический  аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они  имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения2.

В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе его лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности.

Старшее же поколение  – наоборот по-прежнему консервативно.

Важно, для решения конфликта, в  современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании  с «разумным» консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Духовная жизнь детей, подростков, молодых людей в силу недостаточной сформированности и  выраженной лабильности таких социально  значимых параметров, как направленность, интересы, моральная и нравственная система ценностей, а также мировоззрение в целом, подвергается насильственному воздействию со стороны таких факторов, как асоциальные условия проживания, маргинализация и криминализация, кризис образования, дегуманизация, деинтеллектуализация3.

В условиях массового  обнищания народа, межнациональных  конфликтов, коррупции, правового беспредела, беспросветности настоящего и отсутствия надежд на будущее произошла ломка  ценностных ориентаций.

“Погоня за рублем” стала  центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность человеческой жизни, упала значимость культуры, профессионализма, семьи. Общей выраженной чертой российского общества, к сожалению, стала агрессивность.

Дети и подростки  в силу своей неопытности, незрелости, суггестивности не защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья, хамства, невежества.

Большой “вклад” в популяризацию  и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят средства массовой информации, зачастую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, государственным, культурным и человеческим ценностям.

Расшатыванию подвергаются универсальные для большинства мировых культур ценности, такие как ценность человеческой жизни, уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к старшим, забота о детях, женщинах, нетрудоспособных, патриотизм, соблюдение общепринятых норм социального поведения, отрицательное отношение к пьянству и наркомании.

Физическое и психическое  состояние подрастающего поколения  также оставляет желать лучшего. По оценкам специалистов, здоровыми  можно признать лишь 15—20% детей и  подростков и менее 50% призывников4. Репродуктивный потенциал молодежи вызывает обоснованное беспокойство и давно вышел за рамки интересов только медиков.

К сожалению, состояние  здоровья (и прежде всего подростков) не входит в число общепризнанных показателей степени цивилизованности и благополучия общества. Вместе с тем именно здоровье населения служит основой для формирования трудового, социального и культурного потенциала государства и определяет темпы его развития.

Провалы в образовательной  политике отбросили Россию с третьего места по коэффициенту интеллектуализации молодежи в классификации ЮНЕСКО на 42-е место, а по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанного ООН, Россия находится лишь на 57-м. Рушится материальная база школ, ПТУ, техникумов, вузов, теряются квалифицированные кадры.

Существующая же элитарность  в общем и высшем образовании  чревата различного рода перекосами. Отсечение талантливой, но малоимущей молодежи от вузовского образования, безработица  в среде молодых специалистов толкают молодых людей на изощренные формы получения средств к существованию, зачастую выходящие за рамки законных5.

Негативные тенденции  общественного развития охватывают все большие слои подростков, молодежи, снижая возрастную границу, выражаясь  в различных формах деструктивного поведения и обусловливая “кризис социализации”6.

Возрастание озлобленности  на фоне социальной невостребованности и бесперспективности в сознании подавляющего большинства молодых  людей при культивировании элитарности  и вседозволенности в сознании незначительного, но обозреваемого меньшинства, при “маркетологизации” морали усугубляет и без того достаточно острый социальный конфликт, затягивая и углубляя его.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое общество, эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и механизмы передачи культуры во времени.

 В традиционных  обществах место каждого человека  было определено с момента  рождения, проблема личности там не стоит. Способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего.

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы социального наследования, и способы самоутверждения новых поколений.

Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается механизм социального наследования, а новый, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в стране задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

В настоящее время  идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, запас дружественных форм общения. Наибольшие социальные, культурные, эмоциональные ограничения испытывают на себе старшее поколение.

Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях  молодых и пожилых, которые проявляются  в предпочтениях частной и  государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение спустилось по статусной лестнице вниз.

Информация о работе Конфликт поколений в российском современном обществе