Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:04, реферат
В современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время по данным статистики их исповедуют около половины населения земного шара. Это — христианство, ислам, буддизм. Мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках.
Судакский
городской лицей
Роль религии в
современном мире
Работа
ученицы 11-А класса
Ибрагимовой Мумине
Проверил
Гришанин Ю.А.
Судак
2010год
Введение
В современном
мире широкое распространение
Возникновение ислама
Ислам возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Главными городами, где возник ислам были Мекка и Медина. У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”). Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. в Медине. Сначала он был пастухом, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 г. у него появились “видения” (он видел то, что не видели другие: ангела, таинственные, прекрасные деревья и др.) и “речения” (он слышал то, что не слышали другие: голос Аллаха, голос ангела и др.). Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность.
Слухи
о новом пророке и содержании
его проповеди стали, чрезвычайно
быстро распространятся в Мекке
и за ее пределами. Однако большинство
мекканцев отнеслись к ним
сначала с насмешкой, а потом
и с прямой враждебностью. На протяжении
почти сорока двух лет община первопоследователей
ислама (с арабского - предание себя
Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане
(арабский «мусулм» - предание себя Аллаху)
испытывала унижения и преследования.
Направления ислама
Ислам как и многие другие религии неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - "священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое "священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию погребены халиф Али и его сын – «великомученик» Хусейн.
Что касается
течений внутри главных направлений
ислама, то особенно многочисленны
они в шиизме. Из шиитских сект наиболее
близки по своей догматике к суннизму
зейдиты, течение которых возникло
в VIII в. Зейдизм отрицает существование
"скрытого имама", отвергает культ
святых и монашество. В вероучении
зейдитов имеются некоторые
В VIII в. образовалась и шиитская секта исмаилитов, получившая свое название по имени сына шестого шиитского имама - Исмаила. Это сравнительно немногочисленная, но очень активная секта На вероучение исмаи-лизма заметное влияние оказали неоплатонизм и буддизм. В частности, из буддизма было заимствовано представление о переселении душ. Коран толкуется исмаилитами иносказательно. Исмаилиты отвергают мусульманскую обрядность, не настаивают на соблюдении поста, не требуют обязательного совершения молитв и паломничества. Эта секта, в свою очередь, подразделяется на две основные группировки - протоисмаилиты (мусталиты) и неоисмаилиты (низа-риты). Большая часть неоисмаилигов возглавляется живущим в Индии исмаилитским имамом, которого они почитают в качестве «живого бога».
От исмаилизма ответвилась секта друзов, весьма далеко отошедшая по своим догматам от ортодоксального ислама и вобравшая в себя многие зороастрийские и христианские положения. У друзов, как и у исмаилитов, распространена вера в переселение душ. Они также верят в возможность периодических воплощений бога в человека. Согласно их вероучению, последний раз бог воплотился в фати-мидского халифа Хакима. Этого халифа секта почитает как бога и ждет его второго пришествия.
Еще дальше от ортодоксального ислама отошла другая шиитская секта - нусайриты, или алавиты. Вероучение этой близкой к исмаилизму секты под влиянием христианства и зороастризма приобрело синкретический характер. Если друзы считают воплощением бога халифа Хакима, то нусайриты верят в существование святой троицы - Али, Мухаммеда и Саль-мана, причем во главе троицы ставят Али. Ряд алавитских обрядов напоминает христианские.
Обожествляется имам Али и в шиитской секте али-илахи, которая также сильно отдалилась по своей догматике от мусульманства и заимствовала многие положения зороастризма. Сторонники этой секты живут замкнутой жизнью и стараются не общаться с инакомыслящими.
Своеобразное положение в исламе занимает секта бехаистов. Возникнув в середине XIX в. в качестве шиитской секты, бехаизм полностью отказался от культовой и обрядовой сторон мусульманской религии. Бехаизм настолько далеко отошел от ортодоксального ислама, что многие религиоведы считают его отдельной религией. Не считают себя мусульманами и сами последователи этой конфессии. Бехаисты выступили с проповедью классового мира и космополитизма, чем завоевали симпатии не только среди буржуазных слоев населения Ближнего Востока, но и среди некоторых кругов в США и Западной Европе.
Шиитской в своей сущности является секта (вернее, дервишский орден) бекташи. Вероучение бекташи носит синкретический характер, наряду с исламскими (шиитскими) положениями мы находим в нем и элементы христианства. Для последователей ордена характерно безбрачие.
Суннизм,
в отличие от шиизма, не дал большого
числа сект. Правда, сунниты подразделяются
на четыре богословско-юридических
толка — мазхаба, однако все они
считаются одинаково
В недрах
ханбализма сложился ваххабизм — "протестантское"
движение в суннизме, возникшее в
конце XVIII в. в тесной связи с борьбой
арабов против турецкого ига. Ваххабиты
считают, что между богом и
людьми не должно быть никаких посредников,
и поэтому отвергают
В суннитской
среде сформировался и военно-
Заканчивая
краткий обзор мусульманских
течений, отметим еще секту ахмадие,
появившуюся в конце 80-х годов
XIX в в Индии. Она названа по
имени ее основателя Мирзы Гулама
Ахмада, который объявил себя мессией.
Секта носит синкретический характер:
ее учение сочетает догматы мусульманской
религии с некоторыми элементами
христианства и индуизма. Внешняя
политика секты всегда носила пробританский
характер. В частности, ее руководители
отвергали борьбу с колониальным
владычеством в Индии и даже говорили
о "благожелательности британского
управления".
КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН
При жизни пророка
его высказывания, воспринимались как
прямая речь Аллаха, они передавались
преимущественно устно и
Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского - «правильный путь») - комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.
Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его посланник.
Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.
Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание - мечеть (первоначально это был дом пророка).