Роль религии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

В современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время по данным статистики их исповедуют около половины населения земного шара. Это — христианство, ислам, буддизм. Мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках.

Файлы: 1 файл

роль религии в современном мире- реферат.docx

— 33.20 Кб (Скачать)

             Судакский городской лицей 
         
         
         

    

Роль  религии в  современном мире 
 
 
 
 

Работа 

ученицы 11-А  класса

Ибрагимовой Мумине

Проверил 

Гришанин Ю.А. 
 
 

               Судак

               2010год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

           Введение

В современном  мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время по данным статистики их исповедуют около половины населения земного шара. Это — христианство, ислам, буддизм. Мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках. Развитие мировых религий и их развитие — результат закономерного развития процесса классового общества, развития государства и расширения экономических, политических, культурных контактов между странами. 
 

         Возникновение ислама

  Ислам возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Главными городами, где возник ислам были Мекка и Медина. У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”). Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. в Медине. Сначала он был пастухом, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 г. у него появились “видения” (он видел то, что не видели другие: ангела, таинственные, прекрасные деревья и др.) и “речения” (он слышал то, что не слышали другие: голос Аллаха, голос ангела и др.). Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность.

  Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно  быстро распространятся в Мекке  и за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним  сначала с насмешкой, а потом  и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей  ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 

          Направления ислама

  Ислам как и многие другие религии неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - "священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое "священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию погребены халиф Али и его сын – «великомученик» Хусейн.

  Что касается течений внутри главных направлений  ислама, то особенно многочисленны  они в шиизме. Из шиитских сект наиболее близки по своей догматике к суннизму зейдиты, течение которых возникло в VIII в. Зейдизм отрицает существование "скрытого имама", отвергает культ  святых и монашество. В вероучении зейдитов имеются некоторые рационалистические элементы. Они, например, отвергают  догмат о предопределении, не верят  в несотворен-ность Корана. Для  зейдитов характерна большая веротерпимость.

   В VIII в. образовалась и шиитская секта исмаилитов, получившая свое название по имени сына шестого шиитского имама - Исмаила. Это сравнительно немногочисленная, но очень активная секта На вероучение исмаи-лизма заметное влияние оказали неоплатонизм и буддизм. В частности, из буддизма было заимствовано представление о переселении душ. Коран толкуется исмаилитами иносказательно. Исмаилиты отвергают мусульманскую обрядность, не настаивают на соблюдении поста, не требуют обязательного совершения молитв и паломничества. Эта секта, в свою очередь, подразделяется на две основные группировки - протоисмаилиты (мусталиты) и неоисмаилиты (низа-риты). Большая часть неоисмаилигов возглавляется живущим в Индии исмаилитским имамом, которого они почитают в качестве «живого бога».

   От исмаилизма ответвилась секта друзов, весьма далеко отошедшая по своим догматам от ортодоксального ислама и вобравшая в себя многие зороастрийские и христианские положения. У друзов, как и у исмаилитов, распространена вера в переселение душ. Они также верят в возможность периодических воплощений бога в человека. Согласно их вероучению, последний раз бог воплотился в фати-мидского халифа Хакима. Этого халифа секта почитает как бога и ждет его второго пришествия.

  Еще дальше от ортодоксального ислама отошла другая шиитская секта - нусайриты, или алавиты. Вероучение этой близкой к исмаилизму секты под влиянием христианства и зороастризма приобрело синкретический характер. Если друзы считают воплощением  бога халифа Хакима, то нусайриты верят  в существование святой троицы - Али, Мухаммеда и Саль-мана, причем во главе троицы ставят Али. Ряд алавитских обрядов напоминает христианские.

  Обожествляется  имам Али и в шиитской секте  али-илахи, которая также сильно отдалилась по своей догматике от мусульманства и заимствовала многие положения зороастризма. Сторонники этой секты живут замкнутой жизнью и стараются не общаться с инакомыслящими.

  Своеобразное  положение в исламе занимает секта  бехаистов. Возникнув в середине XIX в. в качестве шиитской секты, бехаизм  полностью отказался от культовой  и обрядовой сторон мусульманской  религии. Бехаизм настолько далеко отошел от ортодоксального ислама, что многие религиоведы считают  его отдельной религией. Не считают  себя мусульманами и сами последователи  этой конфессии. Бехаисты выступили  с проповедью классового мира и космополитизма, чем завоевали симпатии не только среди буржуазных слоев населения  Ближнего Востока, но и среди некоторых  кругов в США и Западной Европе.

  Шиитской  в своей сущности является секта (вернее, дервишский орден) бекташи. Вероучение бекташи носит синкретический характер, наряду с исламскими (шиитскими) положениями  мы находим в нем и элементы христианства. Для последователей ордена характерно безбрачие.

  Суннизм, в отличие от шиизма, не дал большого числа сект. Правда, сунниты подразделяются на четыре богословско-юридических  толка — мазхаба, однако все они  считаются одинаково правоверными и каждый верующий мусульманин может  принадлежать к любому из них по своему усмотрению. Толки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу  и методу толкования Корана. Маликитский  толк отличается консерватизмом, ханифитский  более либерален, шафиитский допускает  сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания Малочисленный в настоящее время  ханбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть мусульманского духовенства  и верующих.

  В недрах ханбализма сложился ваххабизм — "протестантское" движение в суннизме, возникшее в  конце XVIII в. в тесной связи с борьбой  арабов против турецкого ига. Ваххабиты  считают, что между богом и  людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. Ваххабизм запретил своим адептам  курить табак, пить кофе, носить шелковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое  единобожие и резко выступая против почитания святых, секта отказалась от культа пророка Мухаммеда. Паломничество  к "священному" черному камню  в Каабе ваххабиты квалифицировали  как идолопоклонство (позже они  стали лояльнее относиться к этому  паломничеству).

  В суннитской среде сформировался и военно-религиозный  орден сенуситов, также выступивший  за очищение ислама от чужеродных наслоений. Однако руководители борьбы за восстановление чистоты ислама вскоре превратились в феодалов, эксплуатирующих труд рядовых членов ордена.

  Заканчивая  краткий обзор мусульманских  течений, отметим еще секту ахмадие, появившуюся в конце 80-х годов XIX в в Индии. Она названа по имени ее основателя Мирзы Гулама Ахмада, который объявил себя мессией. Секта носит синкретический характер: ее учение сочетает догматы мусульманской  религии с некоторыми элементами христианства и индуизма. Внешняя  политика секты всегда носила пробританский  характер. В частности, ее руководители отвергали борьбу с колониальным владычеством в Индии и даже говорили о "благожелательности британского  управления".  

            КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

При жизни пророка  его высказывания, воспринимались как  прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических  записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что  и составило текст священной  книги мусульман корана (с арабского - то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит  из 114 глав (сур) каждая из которых состоит  из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой  « Фатиха » (арабское - « открывающая  »), дальше суры следуют в убывающем  порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько  стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует  времени их произнесения: до сур, относящихся  к Мекканскому периоду (610 - 622гг.) как правило, более длинные, чем  Мединские (622 - 732гг.).

Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках  и высказываний Муххамеда) мусульманские  богословы разработали Шариат (с арабского - «правильный путь») - комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

Наиболее краткая  формула, содержащая основную мысль  учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его  посланник.

Вера в единого  бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также  обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая  пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение  месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные черты  мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский  период. В Медине возникло первое мусульманское  культовое здание - мечеть (первоначально  это был дом пророка).

Информация о работе Роль религии в современном мире