Роль религии в современном российском обществе в представлениях среднего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:08, практическая работа

Краткое описание

Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.

Задачи социологического исследования
1) определить уровень религиозности респондентов
2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов
3) определить значение религии для респондентов
4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.

Оглавление

I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3
1.2 Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3 Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4 Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.5 Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6 Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.7 Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Методический раздел программы социологического исследования . 6
2.1 Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2 Обоснование метода сбора социологической информации. 7
2.3 Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.4 Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . 8

II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9
2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20
3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы
анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

пример курсача по социологии.doc

— 332.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу «Прикладная социология»

на тему: «Роль религии в современном российском обществе

в представлениях среднего поколения»

 

 

             

                                                                   Выполнил студент группы 18-21

                                                                          Терентьев Р. П.

                                                                 Научный руководитель:

                                                                 к. с. н., доцент Иванова. Э.А

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

1.       Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.1  Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3

1.2   Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.3   Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.4  Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.5  Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.6  Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.7  Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

 

2.       Методический раздел программы социологического исследования . 6

2.1  Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6

2.2  Обоснование метода сбора социологической информации.   7

2.3  Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . .  8

2.4  Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . .  8

 

II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9

 

1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9

2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20

3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21

5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22

 

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  23

Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы

анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .24

Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25


I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.                 Методологический раздел программы

 

Обоснование проблемы социологического исследования

 

СМИ – в наше время один из важнейших источников информации. Он стал этим источником совсем недавно в 20 веке. Люди всё чаще стали прибегать к такому виду подачи информации, так как во многом СМИ опережает остальных – по времени, доступности, дешевизны и т. д.

Сейчас мы уже полностью во власти СМИ. Даже малейшую новость мы берем с интернета, ТВ, радио. Не зря говорят, что СМИ – это 4-я власть. Кто владеет информацией – тот на вес золота. А это опять-таки обычные люди со своими интересами, принципами и предпочтениями. Самое страшное то, что мы не знаем кто у руля этой «невидимой» власти и что он преследует.

В настоящее время всё чаще и чаще показывают в средствах массовой информации  ситуации, происходящие в Ближнем Востоке, Кавказе. Мы не можем удостовериться наверняка, что это так. Поэтому проблема религиозных междоусобиц – она серьезная и может привести к войнам и ужасным последствиям. Если СМИ контролирует информационный сектор, в его власти имеется возможность разжечь неприязнь между представителями разных верований, подавая ложные вести.

Поэтому, хоть люди и понимают что верующий человек – вряд ли пойдёт на жестокие преступления, но необходимо проверять информации такого рода. Так как это век высоких технологий и низких нравственных качеств.

        Есть такое высказывание: «Прежде чем осуждать того, кто выбил один глаз надо сходить и узнать – может у него два глаза выбито».

       Только такой принцип, по моему мнению, может предотвратить всякие недопонимания.

 

 

      Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.

 

Задачи социологического исследования

1) определить уровень религиозности респондентов

2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов           

3) определить значение религии для респондентов

4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.

 

Объект социологического исследования

Объект социологического исследования: жители Альметьевска в возрасте 18-60 лет (АГНИ)

 

1.5 Предмет социологического исследования

Предмет социологического исследования: религиозное сознание и религиозное поведение.

 

1.6              Гипотеза социологического исследования: СМИ – основной фактор, влияющий на отношение респондентов к религии, к экстремизму.


1.7              Интерпретация основных понятий

Теоретическая интерпретация

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашённых ею целей, преимущественно через систематическое исполнения насилия

Религиозность –  это характеристики сознания и поведения людей и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющиеся Ему.

Уровень религиозности – степень приобщённости к религиозным ценностям.

 

Эмпирическая интерпретация

Уровень религиозности определяется следующими параметрами:

 

      Степень систематичности посещения религиозных храмов

      Степень регулярности чтения молитв

      Частота соблюдения религиозных праздников

      Частота соблюдения религиозных постов

      Степень систематичности чтения религиозной литературы

      Соблюдение религиозных канонов


2. Методический раздел программы социологического

исследования

 

2.1.       Календарный план действий

 

Проводимое мероприятие

Дата проведения

Выбор темы социологического исследования

10 – 13 февраля

Постановка цели, задач, обоснование проблемы, выбор объекта и предмета социологического исследования

14 февраля – 7 марта

Разработка инструментария (составление анкеты, обращения к респонденту, согласование анкеты с преподавателем, тиражирование анкет)

10 марта – 15 апреля

Сбор информации

2 – 8 мая

Обработка результатов

12 – 18 мая

Анализ и обобщение полученной информации (составления отчета)

25 – 28 мая


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.     Обоснование выбора методов сбора социологической информации

 

В качестве основного метода сбора социологической информации я выбрал метод анкетного опроса. Анкетный опрос был выбран, так как он обладает следующими преимуществами:

      Метод позволяет улавливать мнение респондента, тонкости этого мнения.

      Позволяет сделать более глубокий замер сознания (ценностные ориентации, стереотипы, убеждения).

      Относительная простота, дешевизна, оперативность сбора информации.

      Кроме того, дополнительными методами являются: анкетирование с открытыми вопросами, анализ документов традиционным методом и наблюдение – не контролируемое, невключенное.

Преимущества анализа документов традиционным методом:

1)     «Бесконтактность» (т.е. отсутствуют проблемы поиска респондентов, необходимость учитывать искажение информации исходящей от респондента).

2)     Относительная доступность информации.

     3) Возможность исследования проблем прошлых лет.


2.3.     Обоснование выборочной совокупности

 

Для данного социологического исследования я использовал стратифицированную гнездовую выборку, так как выбранную таким образом совокупность можно расслоить по одному критерию - возрасту, важному с точки зрения данного исследования (количество критериев не больше четырех):

- принадлежность респондента к возрастной группе (1-я, 2-я);

 

Выборку стратифицировали на следующие однородные пласты:

Среди студентов

1.            люди в возрасте от 30 до 60 лет (преподаватели) – 25 человек (50%);

2.            люди в возрасте от 18 до 29 лет (студенты АГНИ и лаборанты) – 25 человек (50%);

2.4. Методы обработки полученных данных

 

В качестве метода обработки полученных данных нами  были использованы возможности редактора электронных таблиц MS Excel (выполнение таблиц и построение диаграмм).


II. ОТЧЕТ ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ

ИССЛЕДОВАНИЮ

 

1. Результаты социологического исследования

 

Результаты социологического исследования представлены в сводных таблицах, которые составлялись в зависимости от: возраста респондента. Основные таблицы представлены в приложениях №1(результаты анкетного опроса) и №2(результаты ответов респондентов на задания анкетирования с открытыми вопросами экзаменационного типа).

 


2.Выводы по задачам СИ

Задача I. выяснить уровень религиозности респондентов:

 

Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы № 4,5 и 7.

Ответ на вопрос «Вы религиозный человек » ответило 76% «да», «нет» -24%. Соответственно большинство из них себя считают религиозным. Проверим степень их религиозности.

Для этого я использовал вопросы 2,4,5,6 и 7.

По вопросу №2 - самый распространённый ответ – вера в Бога и исполнение Его предписаний, но среди молодёжи в своём варианте часто указывалось только вера в Бога.

По вопросу №3 – Ислам более распространён среди молодёжи (70,6%), а среди взрослых – Христианство (47,6%). Хотя по общим подсчётам 55,3% в Исламе, а 39,5% - в Христианстве.

   Вопрос №4. Часто ли Вы посещаете религиозные храмы?

А)  Стараюсь раз в неделю

Б)   Стараюсь раз в 2 недели

В)   Раз в полгода

Г)   Во время похорон, свадеб или  важных жизненных событий

Д)   Свой вариант ______________________________________________

Е)  Не хожу

 

Рис. 1.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Слышали Часто ли Вы посещаете религиозные храмы?».

 

              Как видно из рисунка ответы распределились равномерно и нет точного вывода на данный вопрос. Но среди респондентов более популярен ответ «раз в полгода»(41,6%).

 

Вопрос №5. Как часто Вы читаете молитвы?

А)  Читаю всё как положено

Б)   Стараюсь всё, но иногда не успеваю

В)  Читаю при наличии свободного времени

Г)  Читаю изредка, иногда

Д)  Свой вариант_______________________________________________

Е)   Не читаю

 

Рис. 1.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы читаете молитвы?».

В ответах респондентов на данный вопрос чаще всего встречается вариант г) (41,6%) - читаю изредка, иногда. С большим отставанием (18,4%)- вариант б). А остальная доля равномерно распределилась  по другим вариантам. Свой вариант ответило всего 1 человек.

На 6-ой вопрос почти половина (49,5%) респондентов ответила «стараюсь читать основы для укрепления вероубеждений», также большая часть (36,5%) ответила не читаю, но на первый 14%- «читаю всё что связано с религией». В итоге большинство (63,5%) ответило читаю.

 

 

 

 

Вопрос №7. Соблюдаете ли Вы религиозные каноны?

А)    Стараюсь соблюдать всё

Б)    Стараюсь соблюдать лишь наиболее значимые

В)    Соблюдаю те, которые знаю

Д)    Соблюдаю мало

Е)     Свой вариант____________________________________________

Информация о работе Роль религии в современном российском обществе в представлениях среднего поколения