Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:08, практическая работа
Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.
Задачи социологического исследования
1) определить уровень религиозности респондентов
2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов
3) определить значение религии для респондентов
4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.
I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3
1.2 Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3 Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4 Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.5 Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6 Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.7 Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Методический раздел программы социологического исследования . 6
2.1 Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2 Обоснование метода сбора социологической информации. 7
2.3 Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.4 Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9
2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20
3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы
анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
Курсовая работа
по курсу «Прикладная социология»
на тему: «Роль религии в современном российском обществе
в представлениях среднего поколения»
Научный руководитель:
Альметьевск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Методологический раздел программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Обоснование проблемы социологического исследования. . . 3
1.2 Цель социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3 Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4 Объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.5 Предмет социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6 Гипотезы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.7 Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Методический раздел программы социологического исследования . 6
2.1 Календарный план действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2 Обоснование метода сбора социологической информации. 7
2.3 Обоснование выборочной совокупности . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.4 Методы обработки полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. Отчет по социологическому исследованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. Результаты социологического исследования. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .9
2. Выводы по задачам СИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-20
3. Выводы по гипотезам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
5. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 1. Таблица распределения ответов студентов на вопросы
анкетного опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение 2. Образец анкеты (анкетный опрос). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Методологический раздел программы
Обоснование проблемы социологического исследования
СМИ – в наше время один из важнейших источников информации. Он стал этим источником совсем недавно в 20 веке. Люди всё чаще стали прибегать к такому виду подачи информации, так как во многом СМИ опережает остальных – по времени, доступности, дешевизны и т. д.
Сейчас мы уже полностью во власти СМИ. Даже малейшую новость мы берем с интернета, ТВ, радио. Не зря говорят, что СМИ – это 4-я власть. Кто владеет информацией – тот на вес золота. А это опять-таки обычные люди со своими интересами, принципами и предпочтениями. Самое страшное то, что мы не знаем кто у руля этой «невидимой» власти и что он преследует.
В настоящее время всё чаще и чаще показывают в средствах массовой информации ситуации, происходящие в Ближнем Востоке, Кавказе. Мы не можем удостовериться наверняка, что это так. Поэтому проблема религиозных междоусобиц – она серьезная и может привести к войнам и ужасным последствиям. Если СМИ контролирует информационный сектор, в его власти имеется возможность разжечь неприязнь между представителями разных верований, подавая ложные вести.
Поэтому, хоть люди и понимают что верующий человек – вряд ли пойдёт на жестокие преступления, но необходимо проверять информации такого рода. Так как это век высоких технологий и низких нравственных качеств.
Есть такое высказывание: «Прежде чем осуждать того, кто выбил один глаз надо сходить и узнать – может у него два глаза выбито».
Только такой принцип, по моему мнению, может предотвратить всякие недопонимания.
Цель социологического исследования – выявить факторы, влияющие на представления людей об экстремизме и о религии.
Задачи социологического исследования
1) определить уровень религиозности респондентов
2) выявить факторы, определяющие уровень религиозности респондентов
3) определить значение религии для респондентов
4) выявить отношение респондентов к религии, а также к экстремизму, а также сформулировать меры по уменьшению межконфессиональной розни на основе мнений респондентов.
Объект социологического исследования
Объект социологического исследования: жители Альметьевска в возрасте 18-60 лет (АГНИ)
1.5 Предмет социологического исследования
Предмет социологического исследования: религиозное сознание и религиозное поведение.
1.6 Гипотеза социологического исследования: СМИ – основной фактор, влияющий на отношение респондентов к религии, к экстремизму.
1.7 Интерпретация основных понятий
Теоретическая интерпретация
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам
Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашённых ею целей, преимущественно через систематическое исполнения насилия
Религиозность – это характеристики сознания и поведения людей и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющиеся Ему.
Уровень религиозности – степень приобщённости к религиозным ценностям.
Эмпирическая интерпретация
Уровень религиозности определяется следующими параметрами:
Степень систематичности посещения религиозных храмов
Степень регулярности чтения молитв
Частота соблюдения религиозных праздников
Частота соблюдения религиозных постов
Степень систематичности чтения религиозной литературы
Соблюдение религиозных канонов
2. Методический раздел программы социологического
исследования
2.1. Календарный план действий
Проводимое мероприятие | Дата проведения |
Выбор темы социологического исследования | 10 – 13 февраля |
Постановка цели, задач, обоснование проблемы, выбор объекта и предмета социологического исследования | 14 февраля – 7 марта |
Разработка инструментария (составление анкеты, обращения к респонденту, согласование анкеты с преподавателем, тиражирование анкет) | 10 марта – 15 апреля |
Сбор информации | 2 – 8 мая |
Обработка результатов | 12 – 18 мая |
Анализ и обобщение полученной информации (составления отчета) | 25 – 28 мая |
2.2. Обоснование выбора методов сбора социологической информации
В качестве основного метода сбора социологической информации я выбрал метод анкетного опроса. Анкетный опрос был выбран, так как он обладает следующими преимуществами:
Метод позволяет улавливать мнение респондента, тонкости этого мнения.
Позволяет сделать более глубокий замер сознания (ценностные ориентации, стереотипы, убеждения).
Относительная простота, дешевизна, оперативность сбора информации.
Кроме того, дополнительными методами являются: анкетирование с открытыми вопросами, анализ документов традиционным методом и наблюдение – не контролируемое, невключенное.
Преимущества анализа документов традиционным методом:
1) «Бесконтактность» (т.е. отсутствуют проблемы поиска респондентов, необходимость учитывать искажение информации исходящей от респондента).
2) Относительная доступность информации.
3) Возможность исследования проблем прошлых лет.
2.3. Обоснование выборочной совокупности
- принадлежность респондента к возрастной группе (1-я, 2-я);
Выборку стратифицировали на следующие однородные пласты:
Среди студентов
1. люди в возрасте от 30 до 60 лет (преподаватели) – 25 человек (50%);
2. люди в возрасте от 18 до 29 лет (студенты АГНИ и лаборанты) – 25 человек (50%);
2.4. Методы обработки полученных данных
В качестве метода обработки полученных данных нами были использованы возможности редактора электронных таблиц MS Excel (выполнение таблиц и построение диаграмм).
II. ОТЧЕТ ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ
ИССЛЕДОВАНИЮ
1. Результаты социологического исследования
Результаты социологического исследования представлены в сводных таблицах, которые составлялись в зависимости от: возраста респондента. Основные таблицы представлены в приложениях №1(результаты анкетного опроса) и №2(результаты ответов респондентов на задания анкетирования с открытыми вопросами экзаменационного типа).
2.Выводы по задачам СИ
Задача I. выяснить уровень религиозности респондентов:
Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы № 4,5 и 7.
Ответ на вопрос «Вы религиозный человек » ответило 76% «да», «нет» -24%. Соответственно большинство из них себя считают религиозным. Проверим степень их религиозности.
Для этого я использовал вопросы 2,4,5,6 и 7.
По вопросу №2 - самый распространённый ответ – вера в Бога и исполнение Его предписаний, но среди молодёжи в своём варианте часто указывалось только вера в Бога.
По вопросу №3 – Ислам более распространён среди молодёжи (70,6%), а среди взрослых – Христианство (47,6%). Хотя по общим подсчётам 55,3% в Исламе, а 39,5% - в Христианстве.
Вопрос №4. Часто ли Вы посещаете религиозные храмы?
А) Стараюсь раз в неделю
Б) Стараюсь раз в 2 недели
В) Раз в полгода
Г) Во время похорон, свадеб или важных жизненных событий
Д) Свой вариант ______________________________
Е) Не хожу
Рис. 1.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Слышали Часто ли Вы посещаете религиозные храмы?».
Как видно из рисунка ответы распределились равномерно и нет точного вывода на данный вопрос. Но среди респондентов более популярен ответ «раз в полгода»(41,6%).
Вопрос №5. Как часто Вы читаете молитвы?
А) Читаю всё как положено
Б) Стараюсь всё, но иногда не успеваю
В) Читаю при наличии свободного времени
Г) Читаю изредка, иногда
Д) Свой вариант_______________________
Е) Не читаю
Рис. 1.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы читаете молитвы?».
В ответах респондентов на данный вопрос чаще всего встречается вариант г) (41,6%) - читаю изредка, иногда. С большим отставанием (18,4%)- вариант б). А остальная доля равномерно распределилась по другим вариантам. Свой вариант ответило всего 1 человек.
На 6-ой вопрос почти половина (49,5%) респондентов ответила «стараюсь читать основы для укрепления вероубеждений», также большая часть (36,5%) ответила не читаю, но на первый 14%- «читаю всё что связано с религией». В итоге большинство (63,5%) ответило читаю.
Вопрос №7. Соблюдаете ли Вы религиозные каноны?
А) Стараюсь соблюдать всё
Б) Стараюсь соблюдать лишь наиболее значимые
В) Соблюдаю те, которые знаю
Д) Соблюдаю мало
Е) Свой вариант_______________________