Проблема исследования усвоения телеинформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- выявление телевидения в системе средств массовой коммуникации;
-определение положения телевидения в современном обществе;
- определение влияния телевидения на общество;
- рассмотрение проблем усвоения телеинформации детьми и школьниками;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Телевидение как разновидность СМИ
1.1. Телевидение, как разновидность СМИ
1.2.Роль телевидения в системе массовой коммуникации
1.3. Функции телевидения
1.4. Анализ аудитории телевидения
Глава 2. Социокультурные проблемы развития телевизионных коммуникаций на примере Российского телевидения.
2.1 Эра коммерческого телевидения .
2.2 Формула трех «С».
Глава 3. Исследование воздействия телеинформации
3.1. Специфика воздействия телевидения
3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения
3.3. исследования воздействия телеинформации на детей Университета Сан-Джустина и университет Мичигана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

проблема исследования воздействия телеинформации.docx

— 78.10 Кб (Скачать)

     Интегративная функция.

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих  для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и  противодействие деструктивным  в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и  любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции  ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов  различных социальных и возрастных групп.  

     Социально-педагогическая или управленческая функция.

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность  в ту или иную систему воздействия  на население, на пропаганду определенного  образа жизни с соответствующим  набором политических, моральных  и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия  ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное  СМИ. Если под системой подразумевается  государство, то от характера данного  государства, степени его демократичности  и т.д. Впрочем, даже в самых демократических  государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником  государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в  факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально  это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии - аудитории за системой). Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории.

Дальнейшее зависит  уже не от СМИ, выпадающего из цепочки, где остаются лишь власть и народ. Так что, идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом. Кто платит – тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

     Организаторская функция.

Ее следует  отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят  от правительства и иных административных структур. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. 

     Образовательная функция.

Предполагает  регулярные циклы дидактического материала  в помощь лицам, получающим образование. Учебные программы транслируются, как правило, по специально отведенному  для этой цели каналу. 

     Рекреативная  функция.

Рекреация (от лат. _ecreation – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевидение транслирует разнообразные развлекательные программы, шоу и т. д., помогая человеку «убежать» от повседневных забот, расслабиться, отдохнуть.

Для того чтобы  выявить специфику телевидения, следует сравнить его с другими  видами СМИ и художественными  средствами выражения, например кино и  театром.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в  личное пространство». Отличие телевидения  от радиовещания – в средствах  выражения. Единственное средство радио  – звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

Подобно кино телевидение  воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение  подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

Отличие телевидения  от кино – в условиях просмотра  и характере аудитории. Особенность  эта важнее всех остальных. Специфические  условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого  рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

Подобно театру телевидение использует слово и  игру актеров; в силу своей природы  телевидение обладает качеством  подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория  и условия просмотра. Зритель  в театре «может играть роль», его  можно в определенном смысле назвать  участником спектакля. Известно, что  от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика  заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать  спектакль. В телевидении же сценическое  действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти – это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, - способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие – то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.

Таким образом, можно сказать, что телевидение  – это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение  играет заметную роль в обществе и  выполняет множество социальных функций.

 

     

1.3. Анализ аудитории  телевидения 

Телевидение является самым прогрессивным носителем  информации.

Понятие аудитории, при всей его обыденной простоте и ясности, может быть наполнено  различным содержанием в зависимости  от теоретической концепции. В разные периоды изучения массовой коммуникации и аудитории исследователи вкладывали различный смысл в это понятие.

Если аудитория  как совокупность людей, воспринимающих совместно некоторое сообщение  или зрелище, существует давно, то массовая аудитория - явление сравнительно недавнее. Массовую аудиторию характеризует  гетерогенность, рассредоточенность и значительный размер, а также опосредованный и более индивидуализированный характер восприятия сообщений. Аудитория стала массовой в полном смысле слова в конце 19-начале 20 века, когда научный и технический прогресс принес принципиально новые возможности тиражирования печатной продукции и передачи информации на расстояние большим группам людей. В середине 20 века на передний план выдвинулось телевидение, собирающее и сейчас самую большую аудиторию. Вместе с тем, в конце 20 века наметились тенденции, приводящие к постепенной утрате аудиториями качества массовости.

Объем телеаудитории - это измеряемая величина, которая  получается в результате специальных  исследований, в ходе которых используются различные технологии сбора информации, различные социологические методики и статистические процедуры. Изменения  общего объема аудитории, но менее существенные, могут быть вызваны также отдельными изменениями внутри существующей системы  измерений (например, расширение изучаемой  совокупности, изменения условий  ротации респондентов в панель, измеряемого  интервала и пр.).

Коммерциализация  телевидения, появление большого количества каналов, распространение новых  технологий доставки телевизионного сигнала  (кабель, спутник) и новых технологий организации телепросмотра (видеомагнитофоны, пульты дистанционного управления) - вот процессы, которые внесли основной вклад в изменение телевидения и аудиторного опыта.

Ответом на меняющуюся телевизионную реальность стали  новые подходы в изучении аудитории, общей характеристикой которых является представление об активности аудитории. Активность аудитории включает множество подчиненных смыслов: активное конструирование смыслов, активное использование технологий, поиск, выбор, адаптация практик телесмотрения к изменяющимся условиям и т.д.

В среднем в  течение всего дня телевизор  смотрит 17% населения России - это  усредненный показатель аудитории  минуты эфира. Но эта аудитория неравномерно распределяется по дню. В прайм-тайм этот показатель в среднем составляет 34%, днем он значительно ниже среднего.

Телесмотрение также неравномерно распределено в течение года и имеет сезонный пик, приходящийся на декабрь-январь, и закономерный спад в летние месяцы. В среднем аудитория телевидения в течение сезона (с сентября по июнь) несколько выше.

Показатель величины общей аудитории телевидения (Total TVR) очень важный коммерческого рынка, так как это и есть тот конечный объем аудитории, который делят между собой телеканалы и рекламодатели. Чем выше показатель Total TVR , тем больше рекламных рейтингов (GRP) может выставить на продажу телевидение.

Мировой опыт показывает, что объемы телесмотрения существенно различаются в разных странах. Так, скажем, в Японии, США, Венгрии среднее время индивидуального телесмотрения составляет около четырех с половиной часов в сутки, а в Норвегии, Швеции, Австрии, Малайзии, Индии, Парагвае и др. - менее двух часов в сутки. Но внутри страны это достаточно стабильная величина, которая не меняется год от года, поскольку объемы и характер телесмотрения определяют в первую очередь устойчивые социокультурные факторы, связанные с особенностями образа жизни, традициями и пр.

Рассмотрим четыре типовые модели поведения зрителей перед экраном и установим  зависимость типа практики от пола и возраста зрителя.

     1. К «традиционному» типу относятся  зрители, предпочитающие смотреть  телевизор внимательно и не  переключаясь постоянно между  каналами (39% от всех зрителей; этот  тип практики характерен для  зрителей старше 55 лет).

     2. «Мужской» тип составили зрители,  сочетающие сосредоточенный просмотр  и частое переключение каналов  (12%; мужчины молодого и среднего  возраста).

     3. К «женскому» типу относятся  зрители, практикующие непрерывное  фоновое смотрение (26%; женщины  среднего возраста, особенно домохозяйки).

     4. «Молодежный» тип образован зрителями,  сочетающими фоновое смотрение  с постоянным переключением каналов  (20%; зрители молодого и среднего  возраста).

Проведя анализ аудитории телезрителей на основе не только их социально-демографических  характеристик, но и их психологических  установок (ценностные ориентации, потребности  мотивы тематические интересы), авторы исследования выделили пять типологических групп потребителей телепродукции. Каждая из них обладает сходной структурой интересов и стереотипов поведения:

     1) явное предпочтение развлекательным  программам (25%);

     2) ориентация на развлечения дополняется  + интерес к культурно-просветительским  программам (25%);

     3) «информация + фольклор» (16%);

     4) политизированный зритель (21%);

     5) ориентация на культурный досуг  (просмотр художественных фильмов,  театральных, оперных и балетных  представлений (13%).

В заключение отметим, что эффективность вещания во многом определяется степенью совпадения принципов и практики программирования с реальной ситуацией «подключенности» аудитории. Иными словами, структура аудитории должна непременно учитываться в структуре телевизионной программы, где каждый блок, каждая рубрика или передача имеют точную адресность, определенный контингент зрителей.

Проведение типологических исследований здесь незаменимо. 
 

 

 

Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ (на примере российского телевидения)

Информация о работе Проблема исследования усвоения телеинформации