Проблема исследования усвоения телеинформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- выявление телевидения в системе средств массовой коммуникации;
-определение положения телевидения в современном обществе;
- определение влияния телевидения на общество;
- рассмотрение проблем усвоения телеинформации детьми и школьниками;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Телевидение как разновидность СМИ
1.1. Телевидение, как разновидность СМИ
1.2.Роль телевидения в системе массовой коммуникации
1.3. Функции телевидения
1.4. Анализ аудитории телевидения
Глава 2. Социокультурные проблемы развития телевизионных коммуникаций на примере Российского телевидения.
2.1 Эра коммерческого телевидения .
2.2 Формула трех «С».
Глава 3. Исследование воздействия телеинформации
3.1. Специфика воздействия телевидения
3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения
3.3. исследования воздействия телеинформации на детей Университета Сан-Джустина и университет Мичигана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

проблема исследования воздействия телеинформации.docx

— 78.10 Кб (Скачать)

Проанализируем  конкретные механизмы воздействия, опираясь на мнение П.Бурдье:

«Скрывать, показывая». Поиск сенсационного и зрелищного заставляет телевизионщиков искать сенсацию, там, где ее нет. Например, журналисту дана тема «городские окраины». Но в поисках зрелищности он будет  искать убийства, конфликты, насилие  и т.п., а не банальность повседневной жизни. Таким образом, телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности.

«Круговорот информации». Выбор, предоставляемый телевидением, является своего рода бессубъектным  выбором. Журналисты читают друг друга, общаются друг с другом – это  приводит к возникновению эффекта  закрытости, циркулирования информации. Чтобы измерить степень закрытости достаточно попытаться показать какой-нибудь неожиданный и неугодный сюжет.

«Спешка и fast-thinking». В погоне за рейтингом на телевидении стали появляться так называемые «медиатические интеллектуалы», представляющие собой завсегдатаев различных «интеллектуальных» телепрограмм. Это мыслители особого рода, способные думать на скорости «fast- thinking». Их появление обусловлено логикой построения программ: привязка к теме программы, ограниченное время и т. д.

«Истинно ложные или ложно истинные теледебаты». Мир постоянно приглашаемых на телевидение  – это замкнутый круг, где все  друг друга знают. Если в программу  и попадает «случайный человек», то на него действует много ограничителей. Первым и главным ограничителем  выступает ведущий. Ведущий может перебивать выступающего, не дав ему до конца высказаться; он действует жестами, интонацией. В результате за всю передачу, которая длится 2 часа, независимому представителю было предоставлено пять минут, если сложить все его выступления. Очень важен состав студии, так как он способствует созданию впечатления демократического равновесия.

Ориентация на то, что интересно всем, получает наиболее полное выражение в таком  процессе массовой коммуникации, как  производство распространение новостей. Новости общезначимы по определению: это необходимый элемент того повседневного запаса знаний, которыми располагает любой член современного общества. Процесс производства новостей необходимо рассматривать как процесс  конструирования реальности. Большая  часть мира находится за пределами  достижимости человека, поэтому он не в состоянии осуществить верификацию  тех сведений, которые доходят  до него через СМИ. Он не может их проверить, поэтому вынужден им доверять. Это дает СМИ и телевидению, в  частности, неограниченные возможности  по созданию в сознании людей «псевдо-картины» мира. В таком обществе простой  гражданин не способен своим умом «дойти до самой сути» и спонтанно  выработать отношение к происходящим где-то далеко событиям или же сложным  и не затрагивающим его непосредственно общественным проблемам. Осознание этого факта позволяет понять, что новости вовсе не являются простым отражением того, что происходит на самом деле, а представляет собой особого рода конструкт, замещающий реальность. Именно поэтому они выступают в качестве базового элемента псевдо-окружения. Новости как конструкт являются товаром, их формирование осуществляется по законам спроса и предложения. Они должны отвечать тому упрощенному представлению о мире и тем стереотипным образам, которые имеются у главного покупателя новостей – среднего класса. Например, рассказывая о забастовке, журналисты мене всего озабочены выявлением причин забастовки. Вместо этого они сообщают о действиях забастовщиков, которые соответствуют сложившемуся у читателей стереотипному представлению о том, как должны вести себя люди в таких обстоятельствах, и затрагивают только те аспекты забастовки, которые нарушают рутину повседневной жизни (например, затрудняя проезд по городу).

Телевидение не просто конструирует реальность в соответствии с ожиданиями публики, но сознательно  манипулирует этими ожиданиями. Такая  возможность у него имеется потому, что рядовой член общества готов  уделить совсем немного своего времени  и внимания происходящему в недоступном  ему мире и плохо ориентируется  в нем, что дает телевидению значительную свободу действий в контроле над  тем ручейком информации, который  достигает сознание обывателя. В  этом случае используется целенаправленное преобразование информации. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам:

Искажение информации варьирует от откровенной лжи  до частичных деформаций, таких как  подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства  подается как борьба против интересов  большинства.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется  в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод  частичного освещения или избирательной  подачи материала. Так называемый «эффект  привратника». В роли привратников выступают тележурналисты, которые  отбирают «нужную» информацию.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его  отправителю образом. Например, обилие информации в несистематизированном  виде позволяет заполнить эфир потоками «пустой» информации, которые осложняют  для индивида поиски смысла воспринятой  им информации. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет  ею эффективно воспользоваться. В обоих  случаях, тем не менее, заранее снимается  упрек в сокрытии тех или иных сведений.

«Построение повестки дня» («agenda-building») или привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания. Телевидение выступает как бы основным «проблематизатором» общества.

Момент подачи информации играет также немаловажную роль. Самый известный прием –  показ в наиболее (наименее) удобное  для телезрителей время.

Подпороговая  подача информации. Например, когда  подается материал, на который особенно необходимо обратить внимание телезрителей, может резко поменяться звуковой фон (если он присутствует). Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также слухового  канала. Хорошо этот прием прослеживается, например, в увеличении громкости  во время показа рекламы.

Рассмотрев набор  механизмов влияния телевидения, можно  сделать вывод о том, что телевидение  обладает достаточно большим арсеналом  средств для достижения своих целей и активно их использует. В результате телевидение достигает не только поставленных целей, но и формирует новую социальную структуру. В работе «Власть медиа» Д. Элтейд говорит о том, что телевидение изменяет базовую временную структуру повседневной жизни: оно входит в рутину повседневности и перестраивает ее в соответствии с собственным расписанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3.3. Исследования воздействия телеинформации на детей Университета Сан-Джустина и университет Мичигана.  
Исследователи  Университета Монреаля (Universite de Montreal), исследовательский центр университета Сан-Джустина (Sainte-Justine University Hospital Research Center) и университет Мичигана (University of Michigan),опубликовали в журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine статью о воздействие телеинформации на детей. Они обнаружили, что просмотр телевизора детьми в возрасте двух лет, оказывает на них негативное влияние. Последствия варьируются от плохой успеваемости до вредных привычек.7

"Мы обнаружили, что каждый дополнительный час  просмотра телевидения детьми, снижает  интерес детей к школе и  успеваемость по математике, увеличивает  шансы стать жертвой травли  со стороны одноклассников. Такие дети ведут малоподвижный образ жизни и потребляют больше фастфуда, что ведет, в конечном счете, к более высокому индексу массы тела", - рассказала ведущий автор статьи, доктор Линда Пагани (Linda S. Pagani), профессор психологии университета Монреаля и исследователь из исследовательского центра университета Сан-Джустина.

Целью исследования, было определение влияния просмотра  ТВ, детьми в возрасте 2 лет, на будущую  академическую успеваемость, стиль  жизни и общее благополучие. "Между 2 и 4 годами, даже незначительный по времени  просмотр телевизора задерживает развитие", - рассказала доктор Пагани.

В рамках долгосрочного  исследования развития детей в Квебеке, приняло участие 1314 детей. Родителей  опрашивали на предмет того, сколько  времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев  и 53 месяцев. Учителя оценивали успехи в учебе, психологическое состояние и физическое здоровье. Индекс массы тела измерялся в 10 лет.

"Раннее детство  - критически важный для развития мозга и формирования поведения период времени", - предупреждает доктор Пагани. "Большое количество времени за просмотром ТВ в этот период могут привести к вредным привычкам. Несмотря на ясные рекомендации американской ассоциации педиатров, согласно которым дети до 2-х лет должны смотреть телевизор не более двух часов в день, - на практике, родители демонстрируют отсутствие осведомленности о существовании подобных рекомендаций"

Согласно исследованию, просмотр большого количества телепередач  в детском возрасте, позднее в  жизни приводило к таким последствиям:

- уменьшение  на 7% интереса к школе;

- уменьшение  на 6% успеваемости по математике (при этом негативного влияния  на чтение не обнаружено);

- увеличение  на 10% травли одноклассниками (насмешки, игнорирование, нападения или  оскорбления со стороны других  учащихся);

- уменьшение  на 13% физической активности в  выходные дни;

- увеличение  на 10% перекусов между основными  приемами пищи;

- увеличение  на 5% массы тела;

"Хотя мы  рассчитывали, что влияние раннего  просмотра ТВ, сойдет на нет после 7,5 лет, на практике мы обнаружили обескуражившие нас данные, о сохранении негативных последствий", - рассказала доктор Пагани. "Из нашего исследования, следует однозначный вывод о вреде чрезмерного просмотра ТВ в раннем детстве и о необходимости большей осведомленности родителей о рекомендациях, относительно просмотра ТВ, американской ассоциации педиатров".

Поскольку просмотр ТВ предполагает нахождение в обездвиженном  состоянии, по словам доктора Пагани, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической лени в более позднем возрасте: "Здравый смысл подсказывает, что просмотр телевизора, забирает время, которое могло быть потрачено в развивающей деятельности, которая стимулирует когнитивное (познавательное), поведенческое и двигательное развитие".

 

3.4 Особенности восприятия  телеинформации младшими  школьниками.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. 
Восприятие – совокупность психических операций, с помощью которых мы получаем обобщенную информацию в виде целостного чувственного образа объекта. Особенно активно работает и развивается восприятие в детстве, в период дошкольного и младшего школьного возраста. Бурный поток информации бывает либо неуправляемым, либо управляется стихийно (информация интерпитируется родителями, друзьями, ведущими телепередач и т.д.).  
Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. 
На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений. 
Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. "Использование пяти каналов коммуникации одновременно объясняет низкий статус телевидения как эстетического текста. Высокая степень повторяемости и дублирования, которая существует между звуковым и образным рядом и между сегментами на общем уровне как серийность, которая является определяющей формой телевидения.” 
Низкий эстетический статус телевидения объясняется У. Эко таким образом: "Этот избыток предназначенного для удовольствия, повторения, отсутствия инновации ощущается как коммерческий прием, при помощи которого продукт мог бы соответствовать ожиданиям аудитории, а не как провоцирующее предложение нового и трудного для восприятия мировидения". 
Ребенок младшего школьного возраста проводит у экрана телевизора в среднем от четырех до пяти часов в день. Этот факт свидетельствует о том огромном влиянии, которое может оказать телевидение на развитие ребенка. Хотя, в отличие от общения со сверстниками, просмотр телевизионных программ не дает ребенку возможности полноценного социального взаимодействия, предполагающего наличие обратной связи между партнерами, этот процесс способствует выработке устойчивых моделей поведения, формированию ценностных ориентаций и картины мира ребенка. 
Ребенок школьного возраста, для которого телевизор становится важнейшим источником информации, сталкивается с двумя основными проблемами: 
-Во-первых, он должен научиться усваивать обширную и разнородную информацию непривычно широкого для него диапазона.

- Во-вторых, он должен научиться оценивать достоверность этой информации, определят – чему верить, а чему – нет. 
Своеобразным фильтром, через который ребенок пропускает ценностные установки, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем, становится группа сверстников. 
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. Телевизор не может заменить общения. Потребность в общении со сверстниками в те часы, когда ребенок сидит у телевизора, блокирована. В этом смысле, можно утверждать, что телевидение развивает эгоцентризм, во всяком случае – не способствует его ослаблению. "Выпав" из реального взаимодействия, ребенок лишается возможности определить, совпадает ли его понимание увиденного с тем, что входило в намерения авторов телепрограммы. 
Несмотря на продуцируемое им одиночество, телевидение вносит существенный вклад в характер общения ребенка со сверстниками. Многое из того, что он видит на экране, постепенно переходит в его игры с товарищами. Драматические сцены погонь, захватывающие приключения искателей сокровищ в джунглях Амазонки, подвиги "супергероев" – все это становится содержанием игр на улице. Телевидение оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Психологи установили, что наиболее действенна эта "стимуляция" для детей со слабо развитым воображением и фантазией, для тех, кто не обладает самодостаточностью. 
Информация, полученная из телевещания, в отличие от учебной обладает рядом весьма привлекательных для ребенка свойств. Во-первых, она эмоционально окрашена, во-вторых она актуальна. Информация, полученная из телевидения, не является чем-то обязательным, а потому воспринимается ребенком легко. Так же, — многократное повторение информации. Не прилагая никаких усилий, учащиеся даже начальной школы быстро запоминают тексты рекламных телевизионных роликов, цитаты из известных кинофильмов. 
Пропасть между телевидением и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Сбор данных в последние годы о том, как электронная культура воздействует на чтение детей, позволяет предположить следующее: 
1) Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным" (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах); 
2) Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видео — просмотров усиливается интерес к темам и жанрам , которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, "ужасам", кинороманам); 
3) Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей иллюстрированных журналов и комиксов); 
4) Происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков). 
Современное телевидение, по сути, стало школой, существующей параллельно традиционным учебным заведениям и все больше отвоевывающей у последних учеников. 
Согласно работам А.М. Прихожан у младшего школьника развивается активное стремление следовать указанным взрослыми нормам и правилам, а так же повышенный интерес к содержанию моральных норм, к тому, "как надо поступать". А.М. Прихожан отмечает, что "для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку". 
Большое количество американских фильмов, показываемых в настоящее время по различным каналам нашего телевидения, при всей их удручающей однотипности и предсказуемости, тем не менее содержат простые и понятные однозначные "моральные послания" к юному зрителю. "Добро побеждает зло", "Преступление влечет неотвратимое наказание", "Усердный труд вознаграждается", "Любовь к ближнему в конце концов торжествует", "Честность – лучшая политика", "Все люди – братья", "Бог тебя любит" и тому подобное – сквозь любые, даже самые "навороченные" сюжеты легко просматриваются эти нехитрые формулы. Именно их простота и назойливая монотонность повторения во многих случаях обеспечивают усвоение ребенком базовых моральных моделей и их перевод на бессознательный уровень. 
Однако, простота и примитивность "посыла" имеет и свою оборотную сторону. В большинстве типичных фильмов даже самые сложные проблемы, как правило, в конце концов разрешаются самым благополучным образом. В результате такой позитивной обработки ребенок приобретает уверенность в том, что разрешение его собственных моральных проблем должно быть столь же быстрым и гладким, как и в телевизионном мире. Дети могут испытывать серьезную фрустрацию, обнаружив, что они не в состоянии понравиться тем, к кому тянутся, а также, что их конфликты с окружающими оказываются затяжными. В этом смысле простота играет дурную службу ребенку, мешая ему осознать сложную внутреннюю динамику взаимоотношений человека с внешним миром и с самим собой. 
Жестокость и насилие, обильно заполняющие телевизионный экран, добавляют множество агрессивных моделей в поведение ребенка, в результате чего в реальной жизни дети охотно имитируют агрессивные реакции телевизионных персонажей. Даже уже упомянутые фильмы, несущие некие позитивные моральные формулы, сплошь и рядом демонстрируют насилие и жестокость, как средства достижения вполне благородных целей. Таким образом, насилие становится социально одобряемым средством достижения добра. Стереотип разрушения распространяется в форме "подражательной агрессии". Психологический механизм последней можно описать так: ребенок видит на экране проявления насилия и жестокости, и в нем усиливается ожидание жестокости от окружающего мира. Начав воспринимать мир как более жестокий и пугающий, ребенок становится более настороженным, занимает позицию "активной самообороны" и неизбежно оказывается более агрессивным. Поскольку он не одинок в этом, то и мир становится более агрессивным, стало быть – его опасения "оправдываются". Агрессия становится формой поведения. 
Мышление является последним звеном в цепи обработки информации, оно относится к познавательной деятельности "высшего уровня", поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации, таких как восприятие, распознавание паттернов и память. 
Младший школьник может мыслить логически, но он более сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Нагляднообразное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит. 
Это связано с особенностями зрительного восприятия, которое играет в этом возрасте особую роль. 
Большую роль в развитии творческого мышления в этом возрасте играет эмоциональное развитие – "когда мысль эмоциональна, мир осваивается творчески". Ученые предполагают, что "именно эмоции играют стимулирующую роль в формировании последовательных этапов развития других высших психических функций ребенка". 
Помимо этого младший школьный возраст характеризуется следующими психологическими процессами и явлениями: преобладание наглядного восприятия и мышления, начинающийся переход от наглядно образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий, смысловое восприятие, кризис семи лет, дифференциация внешнего и внутреннего, единство средовых и личностных моментов. 

Информация о работе Проблема исследования усвоения телеинформации