Проблема исследования усвоения телеинформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- выявление телевидения в системе средств массовой коммуникации;
-определение положения телевидения в современном обществе;
- определение влияния телевидения на общество;
- рассмотрение проблем усвоения телеинформации детьми и школьниками;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Телевидение как разновидность СМИ
1.1. Телевидение, как разновидность СМИ
1.2.Роль телевидения в системе массовой коммуникации
1.3. Функции телевидения
1.4. Анализ аудитории телевидения
Глава 2. Социокультурные проблемы развития телевизионных коммуникаций на примере Российского телевидения.
2.1 Эра коммерческого телевидения .
2.2 Формула трех «С».
Глава 3. Исследование воздействия телеинформации
3.1. Специфика воздействия телевидения
3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения
3.3. исследования воздействия телеинформации на детей Университета Сан-Джустина и университет Мичигана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

проблема исследования воздействия телеинформации.docx

— 78.10 Кб (Скачать)

2.1 Эра коммерческого  телевидения.

За последние  два десятилетия российское телевидение  претерпевает принципиальные изменения  в характере и структуре своего вещания. Происходит трансформация  отечественной модели функционирования телевидения, в ходе которой наблюдается его разгосударствление и децентрализация: растет число новых телевизионных каналов и сетей, появляются региональные и местные телекомпании, развивается спутниковое, кабельное телевидение. Телевидение вступает на новый этап развития - коммерческий.

Переход России на рыночные отношения, коммерциализация, приватизация приводят к появлению в орбите телевидения крупных капиталов и вращения огромных финансовых средств. Телевидение становится отлаженным бизнеспроектом, с помощью которого можно зарабатывать большие деньги. Появляется множество центральных и региональных медиакомпаний, холдингов, зарождается медиаэлита, которая вскоре начинает составлять достойную конкуренцию элите экономической и политической, разрабатывается «Закон о рекламе» (1995 г.), открывающий новые возможности и превращающий отечественное телевидение в систему отношений директоров телевизионных компаний с рекламодателями, производителями товаров и услуг. Развивается область социологии телевидения - медиаметрия, проводятся медиаизмерения, постоянный мониторинг и исследование телевизионной аудитории. 
 

2.2 Формула трех «С».

Российское  телевидение за последние два  десятилетия на фоне общественно-политических, экономических, социокультурных преобразований радикально изменилось. Три классических принципа, которые были некогда определяющими для телевидения: «информировать, просвещать, развлекать» - устаревают, и на смену им приходит новая формула, основывающаяся на трех «с»: «страх, секс, сенсация». Понятие рейтинга является теперь первостепенным, начинается «погоня» за зрителем и, соответственно, получением прибыли. Если рассмотреть третий аспект классической формулы, то можно констатировать, вне сомнения, рост количества и разнообразия программ: фильмов, сериалов американского, бразильского, мексиканского производства, разноплановых тематических передач. Все известные в мире ленты и эстрадные программы стали доступны нашей аудитории. За эти годы отечественное телевидение познакомило аудиторию со всей классикой мирового телевидения и кино последних лет; с теми фильмами, которые по разным причинам в советских условиях не были показаны. Это расширило представление о мировой культуре, в целом стали богаче развлекательные программы. Вместе с тем появились и очевидные минусы развлекательных передач - поток низкого качества фильмов и программ, рассчитанных на массовую аудиторию.1 Сенсации, скандалы, разоблачения, эпатаж, которые стали основным строительным материалом телевизионных программ, практически вытеснили важнейшие по своему функциональному назначению культурно-просветительское и учебно-образовательное направления.

Современное телевидение становится бизнесом, в  котором зарабатываются миллиардные состояния, нанося при этом обществу ущерб, который не может оцениваться никакими суммами. Оно разрушает национальные устои и традиционные для национальной культуры ценности.2

Остановимся на новой концепции современного коммерциализированного телевидения трех «с» подробнее. При этом понятию «страх» будут соответствовать фильмы и передачи, содержащие сцены насилия, агрессии и жестокости, понятию «секс» - сцены с преобладанием порнографии и эротики, а понятию «сенсация» - передачи, сюжет которых основан на сенсациях, скандалах, шокирующих новостях и фактах.

Основа  производства современных телевизионных программ - собрать как можно большую аудиторию у экранов в целях повышения рейтинга передачи. И делается это всевозможными, в том числе и неприемлемыми способами, одним из которых является наполнение телевизионного эфира сценами насилия, агрессии, жестокости. Исходя из результатов многих социологи - ческих исследований, проводившихся по теме экранного насилия, напрашивается вывод, что в пределах прайм тайма самых массовых телеканалов показываются именно фильмы, включающие мотив насилия. Сегодня представления о социальной действительности смещаются в отрицательную сторону, снижается чувствительность к насилию в реальной жизни. В программах телеканалов реальные картины происходящего чудовищно перемежаются с виртуальными картинами насильственного мира. Экранные образы насилия значительной частью молодежи воспринимаются именно как «окно в мир», что соответствующим образом определяет эффект их воздействия.3

  Следующая составляющая новой формулы современного телевидения - секс. Речь идет о фильмах, передачах, в которых содержатся элементы порнографии, эротики. Сегодня наблюдается засилье кинематографических фильмов с откровенными сценами. Телеинформация о сексе может быть представлена в виде разговоров о сексе в кадре, персонажей, намеревающихся заниматься сексом. Наиболее интенсивно сексуальная тема эксплуатируется во многих телевизионных жанрах программ: прежде всего в фильмах, сериалах, в различных передачах, музыкальных видеороликах ит. д. Передачи на соответствующую тему прямым образом афишируют разврат и разнузданность, оказывают отрицательное, растлевающее и развращающее влияние. Снижается нравственный, этический, духовный уровень нации в целом, что говорит об упадке традиционных ценностей.

И последний, третий компонент новой формулы, о котором хотелось бы сказать  несколько слов, - это сенсация. Программный контент многих телекомпаний сегодня не обходится без так называемых программ- сенсаций. Данный тип телевизионных программ базируется на темах, в которых доминирует сенсационность. Сюда можно отнести скандальные, шокирующие, впечатляющие, секретные события, выходящие из ряда вон явления, открытия и факты. Словом, все то, что будет возбуждать интерес зрителей, интриговать и, таким образом, повышать рейтинг эфирного события.

Приобретя статус коммерческого, отечественное телевидение получило внушительную по объемам зрительскую аудиторию, но пугающую по уровню нравственного и духовного развития. В «погоне» за финансовой прибылью и большими доходами телевизионные компании изъяли из эфира просветительские, воспитательные, научно-популярные, образовательные, социально полезные и социально ориентированные передачи, заменив их другим программным продуктом - «высокорейтинговым» - бессмысленным, аморальным, разрушительно влияющим на формирование личности.

Все это  негативно воздействует на моральное здоровье нации, на ее духовный уровень развития, что говорит о деградации и дискредитации культуры нации в целом и заставляет задуматься. В современной рыночной экономике, частью которой стало и телевизионное вещание, в расчет идет только коммерческий эффект от продажи товара, в данном случае, телевизионного «продукта». Но телевидение - «продукт» своеобразный, поскольку рассчитан прежде всего на духовное потребление и имеет социальную направленность. Значит, измеряться этот «продукт» не должен одним лишь количеством «поглощающей» его публики: ведь телевидение - не только социальная технология, но и социальный институт.4

В России еще не возникла существующая моральная тревога по поводу интоксикации экранным насилием, экранной жестокостью, экранной порнографией сознания граждан. Российская общественность в целом пребывает в состоянии беспечной созерцательности по отношению к столь грязной технологии формирования вожделенных рейтингов. Надежды на то, что правящие субъекты, определяющие содержание эфира, образумятся, пока тщетны. Вопрос о введении цензуры, прежде всего нравственной , предохраняющей от вредного и пагубного воздействия телевизионных программ, ставших доступными с приходом коммерческого телевещания, должен находиться на повестке дня в качестве серьезной социальной проблемы российского общества. Необходимо привлечение общественности , которая бы проявляла предельную инициативу, активность в решении данной проблемы, и вмешательство правительства, властей, имеющих возможность справиться с проблемой на законодательном и нормативном уровнях.

 

Глава3.  Исследование воздействия  телеинформации

3.1. Специфика воздействия  телевидения

Сегодня телевидение  является наиболее популярным видом  СМИ. Среднестатический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор. Можно даже сказать, что телевизор по своему местоположению в доме стал современным «очагом», который излучает тепло и вокруг которого каждый вечер вращается семейная жизнь.

Такое монопольное  положение телевидения объясняется  следующими причинами:

Во-первых, оперативность.

В современном  информационном обществе весьма важно  обладать последними оперативными данными. Событие, которое случилось сегодня, покажут сегодня же в новостях. О такой оперативности нельзя говорить в случае с печатными  СМИ. Конечно, можно говорить об оперативности  Интернета, но, во-первых, интернет есть не у всех, а во-вторых, поиск в  интернете требует определенных усилий, а телевизор достаточно только включить в определенное время. 

Во-вторых, эффект очевидности.

У зрителя создается  впечатление, что он видит событие  непосредственно собственными глазами, а соответственно, что так и  обстоит дело как показано по телевизору. Ведь когда мы в чем-то уверенны, мы говорим «это же очевидно», мы доверяем своим глазам больше, чем другим органам чувств. Данный феномен был  описан еще У. Липпманом как «феномен фотографии»: «фотографические снимки» кажутся нам более реальными, поскольку мы думаем, что они достигают нас, минуя всякое человеческое посредничество». 

В-третьих, выразительность  телевизионных образов. Основная цель телевидения состоит в привлечении  внимания зрителей, с тем, чтобы в  дальнейшем привлечь рекламодателей. Эта цель достигается разными  методами воздействия на эмоции и  чувства человека, так как эмоциональная  составляющая больше всего поддается  воздействию. Например, с помощью  правильно подобранной, сбалансированной цветовой гаммы. Цвет влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, апеллируя к чувствам, а не к логике человека. 

В-четвертых, впечатление  неангажированности тележурналистов. Если в телевизионной программе обсуждается какая-либо проблема, то обязательно разделение обсуждающих проблему на противоборствующие стороны, с тем чтобы создать эффект нейтральности тележурналистов. Новости же являются «чисто информационной программой». 

В-пятых, «уход  от реальности». Телевидение может  перенести человека в любую точку  мира, с «эффектом включенности»  в происходящее, предоставляет человеку переживать те эмоции, которых он лишен  в повседневной жизни. 

По мнению, П. Бурдье, телевидение представляет собой особое социальное поле, связанное со специфической культурной практикой – производством и распространением информации.

«Социальное поле – это исторически сложившееся  пространство игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с  собственными законами функционирования».5 В этом поле действуют индивиды – агенты. Агенты могут быть индивидуальными (журналисты, репортеры, ведущие, режиссеры) и институциональными (издательства, телеканалы, газеты и т. д.)

Агенты обладают капиталом, то есть определенными, характерными для данного поля, ресурсами, которые  можно инвестировать и получить с них прибыль, придающим его  владельцу силу и власть и позволяющим  занять определенную позицию.

Влиятельность того или иного органа информации в поле СМИ определяется объемом  и структурой его капиталов. Специфический  капитал этого поля – капитал  известности, за который постоянно  идет борьба. Важно также обладание  и другими видами капиталов: политическим, культурным и т. д. Особую роль в структуре  капиталов играет экономический  капитал, так как, в современных  рыночных условиях все цели СМИ постепенно сдвигаются одной, главной – получение  прибыли.

 Интересен  подход И. А. Климова, по мнению  которого, телевидение на сегодняшний  день представляет собой сложное  социальное явление, которое можно  изучать в разных аспектах. Во–первых,  как социальный институт –  производственную систему со  специфическими функциями, деятельностью  и организационной структурой, связанную  с множеством иных организаций,  структур, субъектов социального  действия. Во-вторых, как дискурс  – систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального  знания, как способ накопления  обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент  повседневной жизни значительной  части людей, которые удовлетворяет  с помощью него свои индивидуальные  потребности. 

 

3.2. Механизмы эффективного  воздействия телевидения 

В данном случае, для определения понятия эффективности  подходит трактовка Б. А. Грушина: «…эффективность  представляет собой меру, степень  достижения целей на базе использования  тех или иных – больших или  меньших – затрат, средств, ресурсов».6 Таким образом, оценка эффективности воздействия телевидения включает в себя:

     - выявление целей телевидения;

     - выявление механизмов воздействия  телевидения;

     - выявление степени достижения  целей телевидения. 

По мнению французского социолога П. Бурдье, основные цели сегодняшнего телевидения, это получение быстрой прибыли, захват новых рынков, обращение к максимально широкому зрителю и читателю.

Основным ресурсом достижения данных целей, Бурдье считает капитал: экономический, политический, символический и т. д.

Информация о работе Проблема исследования усвоения телеинформации