Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность лидерства;
изучить концепции лидерства;
проследить становление социометрии как метода;
изучить процедуру проведения социометрического исследования и обработку полученных данных на примере конкретной малой группы (школьного класса).

Оглавление

Введение
Теоретические аспекты изучения лидерства в малой группе.
Понятие и сущность лидерства.
1. 2. Концепции лидерства.
Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.
Становление социометрии как метода, её понятие и назначение.
Процедура проведения социометрического исследования и обработка полученных данных.
Исследование лидерства в 8 «А» классе с использованием метода социометрии.
Теоретическая база метода социометрии.
Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

MiMSI.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Заключение.

     Социометрия, как метод, занимает одно из главных  мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения производственного коллектива, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным и довольно мощным аналитическим инструментом, который позволяет в короткие сроки оценить социально-психологический климат компании.

     Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа:

  1. Метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека.
  2. Длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов.
  3. Социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.

     Применение  социометрии для анализа взаимоотношений  в коллективе имеет ряд недостатков. К ним обычно относят ограниченность метода числом респондентов. Однако, этот недостаток легко преодолим. Кроме того, существует ограничение на частоту использование метода. Он не может применяться чаще, чем один раз в год.

     Применение  вычислительной техники позволяет автоматизировать процесс расчетов, что существенно сокращает время проведения исследовательских процедур и дает возможность представления данных в виде электронных таблиц, схем, отчетов. Это в свою очередь дает возможность проводить расчеты на группах существенно превышающих 45 человек, за счет выделения виртуальных групп в массиве данных.

       Одна из программ, которая получила  наибольшее распространение, называется SociometryPlus. Программа рассчитана на обработку данных о группах численностью 41 человек.

     Социометрическая  техника - на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.

     Социометрия, как и другие методы социологии, постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития, прежде всего, связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005.
  2. Золотовицкий, Р. А. Организационная арттерапия и тренинг: социодрама и социометрия в работе с организациями. — М.: Морено-Институт: АРК Бизнес Групп, 2003.
  3. Исаев В.Н. Организация социометрического исследования в учреждении НПО: метод. рекомедации. - М., 2004.
  4. Марино Р.Ф. История доктора: Д.Л.Морено - создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии - М.: Класс, 2001.
  5. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе: пер. с англ. - М.: Акад. проект, 2004.
  6. Пугачев В.П. , Соловьев А.И. Введение в политологию – М.: РГИУ,2000.
  7. Рассказова А.Л. Социометрический метод исследования малой группы: учеб.-метод. пособие. - М., 2004.
  8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие. - Самара , 2000.
  9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. для вузов. - М.: Добросвет, 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

     Социометрическая карточка
           Тип      Критерии       Выборы 
     1.      Работа       а) Кого бы вы хотели выбрать своим  бригадиром?

     б) Кого бы вы не хотели выбрать своим  бригадиром?

                           
     2.      Досуг      а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу  Нового года?

     б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

                           

 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 

     Величины  ограничения социометрических выборов 

     Число членов групп      Социометрическое

     ограничение d

     Вероятность

     случайного  выбора Р(А)

     5–7 

     8–11

     12–16

     17–21

     22–26

     27–31

     32–36

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     0,20–0,14

     0,25–0,18

     0,25–0,19

     0,23–0,19

     0,22–0,19

     0,22–0,19

     0,21–0,19


     Приложение 3 

     Бланк для проведения социометрического  опроса

     Инструкция:

     Ваш класс функционирует единый организм. Вы уже достаточно долго учетесь вместе. За это время вы неплохо узнали друг друга, между вами сложились определенные отношения. Для того чтобы повысить эффективность деятельности группы и способствовать ее дальнейшему развитию, необходимо учитывать тонкости человеческих взаимоотношений.

     Социометрическое  исследование направлено на изучение особенностей взаимоотношений в вашем классе. Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твоё собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернётся тебе во вред.

     Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

     Прежде  чем начать работу, напиши своё имя, фамилию и класс. Успеха! 

     Ф.И.О. ___________________________________________________________________

     Класс __________ Дата тестирования ___________ 

     
    1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в  другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял(а) в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

     1.________________________________________

     2.________________________________________

     3.________________________________________

     4.________________________________________

     5.________________________________________ 

     2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял(а) в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

     1.__________________________________________

     2.__________________________________________

     3.__________________________________________

     4.__________________________________________

     5.__________________________________________

     3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

     1.__________________________________________

     2.__________________________________________

     3.__________________________________________

     4.__________________________________________

     5.__________________________________________

     4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

     1.__________________________________________

     2.__________________________________________

     3.__________________________________________

     4.__________________________________________

     5.__________________________________________

     5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел(а) бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

     1._________________________________________

     2._________________________________________

     3._________________________________________

     4._________________________________________

     5._________________________________________ 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 4

     Социометрическая  матрица 

     Ф.И.О.      Иванов      Петров      Сидоров            ВС      ОС      ОВ      ОО
     Иванов             2      ( )                                   
     Петров      1                                                 
     Сидоров      3      ( )             1 2                            
     Обозначение

     показателей

                                                       
     ВП      2      1      0                                   
     ОП                                                        
     ОВ                                                        
     ОС                                                        
     ВВ                                                        
     ВО                                                        

Информация о работе Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)