Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, курсовая работа
Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность лидерства;
изучить концепции лидерства;
проследить становление социометрии как метода;
изучить процедуру проведения социометрического исследования и обработку полученных данных на примере конкретной малой группы (школьного класса).
Введение
Теоретические аспекты изучения лидерства в малой группе.
Понятие и сущность лидерства.
1. 2. Концепции лидерства.
Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.
Становление социометрии как метода, её понятие и назначение.
Процедура проведения социометрического исследования и обработка полученных данных.
Исследование лидерства в 8 «А» классе с использованием метода социометрии.
Теоретическая база метода социометрии.
Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Заключение.
Социометрия, как метод, занимает одно из главных мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения производственного коллектива, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным и довольно мощным аналитическим инструментом, который позволяет в короткие сроки оценить социально-психологический климат компании.
Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа:
Применение
социометрии для анализа
Применение вычислительной техники позволяет автоматизировать процесс расчетов, что существенно сокращает время проведения исследовательских процедур и дает возможность представления данных в виде электронных таблиц, схем, отчетов. Это в свою очередь дает возможность проводить расчеты на группах существенно превышающих 45 человек, за счет выделения виртуальных групп в массиве данных.
Одна из программ, которая получила
наибольшее распространение,
Социометрическая техника - на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.
Социометрия,
как и другие методы социологии,
постоянно развиваются и
Литература
Приложение
1
Социометрическая карточка | ||||||
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1. | Работа | а)
Кого бы вы хотели выбрать своим
бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
||||
2. | Досуг | а)
Кого бы вы хотели пригласить на встречу
Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
Приложение
2
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп | Социометрическое
ограничение d |
Вероятность
случайного выбора Р(А) |
5–7
8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 |
1
2 3 4 5 6 7 |
0,20–0,14
0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 |
Приложение
3
Бланк для проведения социометрического опроса
Инструкция:
Ваш класс функционирует единый организм. Вы уже достаточно долго учетесь вместе. За это время вы неплохо узнали друг друга, между вами сложились определенные отношения. Для того чтобы повысить эффективность деятельности группы и способствовать ее дальнейшему развитию, необходимо учитывать тонкости человеческих взаимоотношений.
Социометрическое исследование направлено на изучение особенностей взаимоотношений в вашем классе. Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твоё собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернётся тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.
Прежде
чем начать работу, напиши своё имя,
фамилию и класс. Успеха!
Ф.И.О.
______________________________
Класс
__________ Дата тестирования ___________
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял(а) в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел(а) бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
Приложение 4
Социометрическая матрица
Ф.И.О. | Иванов | Петров | Сидоров | … | ВС | ОС | ОВ | ОО |
Иванов | 2 | ( ) | ||||||
Петров | 1 | |||||||
Сидоров | 3 | ( ) | 1 2 | |||||
Обозначение
показателей |
||||||||
ВП | 2 | 1 | 0 | |||||
ОП | ||||||||
ОВ | ||||||||
ОС | ||||||||
ВВ | ||||||||
ВО |