Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, курсовая работа
Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность лидерства;
изучить концепции лидерства;
проследить становление социометрии как метода;
изучить процедуру проведения социометрического исследования и обработку полученных данных на примере конкретной малой группы (школьного класса).
Введение
Теоретические аспекты изучения лидерства в малой группе.
Понятие и сущность лидерства.
1. 2. Концепции лидерства.
Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.
Становление социометрии как метода, её понятие и назначение.
Процедура проведения социометрического исследования и обработка полученных данных.
Исследование лидерства в 8 «А» классе с использованием метода социометрии.
Теоретическая база метода социометрии.
Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая работа по дисциплине
«
Методология и методика социологических
исследований »
Применение метода социометрии для изучения лидерства
в
малой группе (с проведением
Студент
гр. 820492________________________
Науч.
Рук.: канд. социол. наук, доц. __________________Щербакова
В.П.
Тула 2011
План
Введение
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии это и определило выбор данной темы. Именно с помощью социометрических методов можно получить ценную информацию о состоянии группы.
Таким образом, объектом данной работы является метод социометрии, как способ измерения социальных явлений, а предметом исследования – особенности применения метода социометрии при изучении лидерства в малых группах.
Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
В
работе использованы труды отчественных
и зарубежных авторов. В частности,
Андреевой А.Г., Белинской Е.П., Кричевского
Р.Л., Дубровской Е.М., Майерса Д., Менегетти
А. и многих других.
1.Теоретические аспекты изучения лидерства
в малой группе.
1.1.Понятие и сущность лидерства.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». Термин «лидер» имеет два значения:
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. «Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление - подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение функций и ролей и прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации».1 Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.
С многовековой традицией, рассматривающей лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Отрицает историческую роль лидеров.
Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей - спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например в армии), институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.
К такому типу объединений относится и политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике особенно отчетливо.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. При формальном лидерстве влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, обладании ресурсами влияния.
В противоположность формальному, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.
Лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Его отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей. Лидер с организаторскими способностями в состоянии:
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ (модель) лидера, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1.2. Концепции лидерства.
Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате этого выделились три подхода к изучению лидерства:
Исторически более ранними являются традиционные концепции. Они основываются на концепции лидерских качеств и концепции лидерского поведения. Сходство данных концепций и возможность их объединить в одно направление состоят в том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами, присущими ему либо от рождения, либо воспитанными специально, т. е. каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера.