Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность лидерства;
изучить концепции лидерства;
проследить становление социометрии как метода;
изучить процедуру проведения социометрического исследования и обработку полученных данных на примере конкретной малой группы (школьного класса).

Оглавление

Введение
Теоретические аспекты изучения лидерства в малой группе.
Понятие и сущность лидерства.
1. 2. Концепции лидерства.
Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.
Становление социометрии как метода, её понятие и назначение.
Процедура проведения социометрического исследования и обработка полученных данных.
Исследование лидерства в 8 «А» классе с использованием метода социометрии.
Теоретическая база метода социометрии.
Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

MiMSI.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Концепция лидерских качеств рассматривает  лидеров как особых людей с  врожденным набором определенных черт характера, которые присущи только им. Главная идея данной теории: лидерами не становятся - ими рождаются. Наиболее известными приверженцами и исследователями концепции лидерских качеств являются: Ральф Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. Однако в результате их работы не было выявлено поведенческих черт, присущих исключительно лидерам. Однако данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

     Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств. Данная концепция послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Но, несмотря на многочисленные и глубокие исследования, взаимосвязи между чертами характера лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

     На  основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив. То есть  лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы.

     К основным концепциям ситуационного  подхода также относятся:

  • модель лидерского поведения Танненбаума-Шмидта;
  • модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда;
  • модель ситуационного лидерства Фидлера и др.

     Общим для традиционных и ситуационных концепций лидерства является предположение, что результат от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, а, следовательно, и то и другое можно изменить. В результате были созданы новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

     Данные  концепции уделяют большое внимание душевным качествам лидера и его способностям через внутренний мир оказывать влияние на подчиненных (последователей).

     Все эти концепции имеют право  на существование, но ни одна из них полностью не отражает феномена лидерства, который и по сей день остается загадкой.

2.Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.

2.1.Становление  социометрии как  метода, ее понятие  и назначение.

     Термин "Социометрия" и происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin – измеряю и появляется в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Л.Морено. Основными положениями теории Морено являются:

  • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

     Объектом  социометрической теории являются реально  существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Цель социометрической теории – сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

     Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. «Эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению»2 и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, фактически возникла с появлением теории "социальной микроскопии" В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии"3. Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований".

     Суть "общей теории социометрии" состоит  в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

     Прикладная  социометрия в виде специальной  техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

     Именно  социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений  внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в ней.

     Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

     Метод социомтерических измерений позволяет  получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

2.2.Процедура  проведения социометрического  исследования и  обработка полученных  данных.

     Общая процедура проведения социометрического исследования включает в себя несколько этапов:

    I этап: определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

    II этап: разработка социометрических критериев.

     Критерий  представляет собой социометрический вопрос, в котором опрашиваемым предлагается выбрать одного или нескольких членов группы для той или иной совместной деятельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

     Существует  несколько типов критериев:

  • Формальные/неформальные. Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные. Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • Прогностические. Они позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • Сильные (или значимые)/слабые (незначимые). Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

     В свою очередь к критериям предъявляется  ряд требований без соблюдения которых не возможно получить достоверный результат:

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

    III этап: выбор типа процедуры социометрического исследования.

     Социометрия может проводиться в двух вариантах:

  • Непараметрическая процедура.

     В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по отношению к другим членам группы будет равно (М - 1), где .М- число членов группы. Данная величина (М- 1) представляет собой максимальное теоретически возможное число выборов в группе и является основной количественной константой социометрических измерений.

     Достоинствами непараметрической  процедуры являются:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

     Однако  данная процедура  имеет и свои недостатки:

  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
  • Параметрическая процедура.

     Данная  процедура была разработана для  снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

     

     где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

     N — число членов группы.

     Достоинства параметрической процедуры заключаются в том, что:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

     В свою очередь она  имеет и ряд  недостатков:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

    IV этап: разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

     При проведении социометрии, возможны два  варианта:

     I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.

     II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:

    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Информация о работе Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)