Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целю данной работы, является выяснение возможности применения социометрии для изучения лидерства в малой группе и использования ее в практике. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность лидерства;
изучить концепции лидерства;
проследить становление социометрии как метода;
изучить процедуру проведения социометрического исследования и обработку полученных данных на примере конкретной малой группы (школьного класса).

Оглавление

Введение
Теоретические аспекты изучения лидерства в малой группе.
Понятие и сущность лидерства.
1. 2. Концепции лидерства.
Метод социометрии как составляющая часть методики изучения лидерства в малой группе.
Становление социометрии как метода, её понятие и назначение.
Процедура проведения социометрического исследования и обработка полученных данных.
Исследование лидерства в 8 «А» классе с использованием метода социометрии.
Теоретическая база метода социометрии.
Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

MiMSI.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Затем готовится и сама карточка (приложение 1). Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

     В карточке каждый член группы  должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей. (приложение 2)

    V этап: проведение социометрии.

     Оно складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает  число уточняющих вопросов.

     Необходимо  снизить общую напряжённость  ситуации. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • Мягкое формулирование целей тестирования.

     В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены.

     Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:

    1. табличный (социометрическая матрица) (приложения 4,5,6)

     Социоматрица - это матрица связей, с помощью  которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

     Анализ  социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. Могут быть построены  суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

     Основное  достоинство социоматрицы – возможность  представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет  проранжировать порядок влияний в группе

    1. Графический (социограмма) (приложение 7)

     Социограмма – схематическое изображение  реакции испытуемых друг на друга  при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет  произвести сравнительный анализ структуры  взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

     Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

     Первые  изображают картину взаимоотношений  в группе в целом, вторые – систему  отношений, существующих у интересующего  исследователя индивида с остальными членами его группы.

     Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

     Индивидуальные  социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы

    1. Индексологический (социометрические индексы).

     Выделяют  два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;

     Характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

     Основными персональными социометрическими  индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена (объект выбора);
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена (субъект выбора);
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена (совмещение ролей).
  • групповые социометрические индексы.

     Среди них наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы).
 
 
 
 

3.Исследование  лидерства в 8 «А»  классе с использованием

метода  социометрии.

    1. Теоретическая база метода социометрии.

     Тема  исследования: лидерство как феномен групповой динамики.

     Постановка  проблемы: «Лидер – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы».4 Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». Но иметь цель и достичь её самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя.

     Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут быль лишь частичным  основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения.

     Таким образом, формулировка проблемы исследования: лидер может и не вызывать личной симпатии у членов группы, но он обязательно референтная личность. С мнением которой считаются и на ценности. Действия которого ориентируются все члены группы. Из этого следует несоответствие формального и неформального лидера.

     Объект  исследования: учебный коллектив 8 «А» класса МОУСОШ №3 города Пущино.

     Предмет исследования: лидерство как феномен групповой динамики малой группы.

     Цель: определить неформального лидера в малой группе, чтобы определить соответствие или несоответствие формального и неформального лидера.

     Задачи:

  1. Выявить «социометрических позиций»: «лидеров» и «аутсайдеров»;
  2. Обнаружить внутригрупповые подсистемы.

     Гипотеза: в классе имеется группа неформальных лидеров, к которой не относится формальный лидер.

     Критерии (приложение 3):

     1-й и 2-й изучает структуру эмоциональных отношений в группе;

     3-й и 4-й изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы;

     5-й выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе.

     Метод исследования социометрический – это метод опроса. направляемый на выявление межличностных отношений путём фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов малой группы (в школьном классе).

     Процедура исследования:

    1. Изучение литературы и публикаций по проблеме лидерства;
    2. Формулировка проблемы, цели  и задач исследования;
    3. Знакомство с 8 «А» классом. Обсуждение критериев, выбор наиболее интересных;
    4. Выработка гипотез;
    5. Проведение социометрии;
    6. Обработка информации;
    7. Сообщение результатов исследования классу.

     Для проведения данного исследования был использован «комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос)».5 Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов.

    1. Основные результаты по исследованию лидерства в 8 «А» классе.

     В результате обработки данных по всем пяти вопросам мы имеем сложную социоматрицу, которую для удобства обработки разбили на три социоматрицы (приложения 4,5,6) с обилием информации. Следующий ответственный шаг — качественный, содержательный анализ имеющегося материала.

     В данном классе в ходе обработки социометрических даны была обнаружена группа лидеров, так называемая «тетрада», она является гетерогенной. В группе лидеров можно выделить «звезду», которой является Чекаев. Как можно увидеть из социограммы (приложение 7), девушки в этой группе относятся друг другу противоречиво, но конфликты между ними отсутствуют, молодые люди взаимодействуют друг с другом. В классе преобладают школьники с непопулярными статусами (Шалагин, Крюкова, Климова, Скорняк, Кузнецова, Кошелев), так же можно выделить явного «аутсайдера» (Махортых) и изолированного (Титмур). Такое количество непопулярных говорит о низком уровне психологического развития группы. Группа лидеров может сплотить вокруг себя коллектив, так как у каждого из них высокий рейтинг и их мнение и оценка важна для данного коллектива. Особый интерес вызывает Шалагин, так как он относится к группе непопулярных, однако его мнением коллектив дорожит и его оценка важна классу.

     Наличие в классе внутренне сплоченной группы лидеров говорит о его социальной зрелости. В связи с этим можно рассчитывать на высокую учебную активность школьников. Конкуренция между значимыми членами класса отсутствует, так как их выборы взаимно положительны. В целом отношения между девушками и молодыми людьми в классе складываются положительные, так как присутствует большое число взаимных положительных выборов между ними (Шалагин – Бычкова, Кузнецова – Чекаев, Бычкова – Чекаев, Бычкова - Сангаджиев, Шилова – Сангаджиев, Шилова – Чекаев, Рожков – Шилова).

     В социограмме можно также наблюдать противоречивые выборы (Бирюкова – Чекаев и Бычкова – Крюкова). Такая ситуация может быть болезненна и чревата последствиями, особенно для того человека, который адресует положительный выбор. В большинстве случаев это означает, что он ожидает в ответ положительной реакции. Так же встречаются те, кто не сделал ни одного отвержения (Кошелев, Бирюкова, Шалагин, Кузнецова) и указал только на привлекательных ему лиц. В этом случае можно предположить, что отвержение со стороны того, кого он решил выбрать, ему известно, но он предпочёл умолчать об этом или просто дал ложную информацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования)