Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа
Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 7
1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности 8
1.2 Подходы к повышению профессионализма работников 14
1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите. 21
Глава 2. Анализ опыта по повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 29
2.1. Современные направления работы по повышению профессионализма кадров. 29
2.2. Пути совершенствования профессионализма специалистов по социальной работе 45
Заключение 48
Список используемых источников 50
Таковы некоторые рекомендации по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб. Если правильно использовать все эти предложения и рекомендации социальным работникам, которые оказывают социальное обслуживание, тем выше их профессионализм и эффективней деятельность социальных служб в целом.
Специалист по социальной работе может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом, соответствующих социальной работе, знаний и умений.
Во-первых, специалисты с профильным образованием должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, территориальных органов социальной защиты населения.
Во-вторых, специалисты, не имеющие образование по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой.
Для выполнения предписанных специалистам по социальной работе функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы, то есть необходимо знать Этический кодекс для социального работника и уметь использовать его при работе.
Таким образом, система профессиональной подготовки социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность, выступает как:
• образовательная система, интегрирующая глобальные, национальные, региональные и личностные интересы;
• целенаправленный процесс формирования профессиональной компетентности социального работника, как субъекта социально- творческой деятельности;
• основа профессионально-личностного развития.
Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.
В зависимости от рода деятельности
понятие эффективности определя
Основная цель образования - получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социальной работе.
Общая система подготовки специалиста по социальной работе представляет собой взаимосвязанные этапы непрерывного обучения.
Базовая подготовка может осуществляться на факультетах социальной работы в медицинских и других вузах, имеющих соответствующее подразделение.
Профессиональная
На протяжении всего процесса подготовки специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Для обеспечения основной образовательной цели адекватно использование широкого спектра методических приемов: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, учебная, курсовая и дипломная практика, стажировка на рабочем месте, личностные и профессиональноориентированные тренинги.
Специалист по социальной работе - специалист с высшим образованием по специальности социальная работа, получивший базовую подготовку, которая предполагает три направления обучения: общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, общематематические и естественнонаучные дисциплины и специализация по социальной работе.
Практические навыки и умения специалиста по социальной работе должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области социальной работы.
Система профессиональной подготовки социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность, выступает как:
• образовательная система, интегрирующая глобальные, национальные, региональные и личностные интересы;
• целенаправленный процесс формирования профессиональной компетентности социального работника, как субъекта социально- творческой деятельности;
• основа профессионально-личностного развития.