Повышение профессиональной компетенции специалистов по социальной работе в системе социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современные подходы к повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 7
1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности 8
1.2 Подходы к повышению профессионализма работников 14
1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите. 21
Глава 2. Анализ опыта по повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 29
2.1. Современные направления работы по повышению профессионализма кадров. 29
2.2. Пути совершенствования профессионализма специалистов по социальной работе 45
Заключение 48
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

кур.р. организация соц.защиты доработанная.doc

— 228.00 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

Актуальность темы исследования. Социальная работа как мультидисциплинарный вид профессиональной деятельности находится в постоянной эволюции и нуждается в инновациях.

Современная социальная работа распространена в различных направлениях – социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная система и правоохранительная деятельность, благотворительность, молодежная политика и т.д.

Социальная работа требует от специалистов, занятых в этой профессии большого объема знаний и профессиональных навыков  и умений.

Вполне естественно, что встает вопрос о границах компетенции специалиста по социальной работе, о его профессиональных качествах, повышении образования и появлении новых функций и ролей.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами. Профессиональная компетентность специалиста социальной работы, задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Необходимость повышения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе обусловлена динамично изменяющимся обществом, предъявляющим все новые требования к представителям данной работы.

На протяжении истории своего развития, социальная работа осваивала все  новые сферы влияния. И это требовало новых знаний и повышения квалификации от специалистов социальных служб.

Объект исследования – профессиональная компетентность  специалиста по социальной работе.

Предмет исследования – повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Цель исследования – раскрыть пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

    1. проанализировать подходы к определению понятию «компетентность»;
    2. развить роль профессиональной компетентности в социальной работе;
    3. выявить пути повышения профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
    4. выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
    5. раскрыть способы и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

Проработанность проблемы. Надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе.

Информацию о проблеме профессиональной компетентности можно найти в научной и учебной литературе по социальной работе.

Процесс профессионального  развития социального работника  станет в определенной мере управляемым, если будут: подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность; разработана обобщенная прогностическая модель профессионального развития социального работника.

В качестве специальной методологии  исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональному образованию.

Теоретическая база исследования сложилась  из теории личности и мотивации (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Б.А.Сосновский, и др.), теории индивидуальности личности, ее персонализации в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.П.Буева, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский и др.), теории деятельности и ев субъекта (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.А.Климов, А.Ф.Лазур-ский, В.С.Мерлин, Н.Н.Нечаев, Н.Ф.Талызина, Б.М.Теплов, В.Д.Шад-риков, Д.Б.Эльконин и др.), теории педагогического образования (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, И.Ф. Исаев, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Левина, В.А.Сластенин, А.Ф.Спирин, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая, Т.И.Шамова, Е.Н. Шиянов, А.И.Щербаков, И.С.Якиманская, В.А. Якунин и др.), а также акмеологиче-ских концепций (И.Д.Багаева, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.).

В работах таких авторов как  М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника.

Поэтому эта проблема является предметом  дальнейшего изучения.

В России за последние годы отрасль  социальной защиты населения стала  полнокровной. В каждом городе есть управление, из которого каждый гражданин  может узнать всё необходимое  по всем нормативным документам - и про качество пенсионного обслуживания, и про добавки к пенсиям, и про меры социальной поддержки. В каждом городе есть Центры социального обслуживания, где определённые категории людей могут реально получить возможность иметь второй дом, куда можно прийти со своими невзгодами, пообщаться со своими коллегами, получить квалифицированную юридическую и психологическую помощь.

 Очень сильно изменилась  сама городская служба социальных  работников: к примеру, за эти годы появился институт повышения квалификации. Требования к соцработнику стали таковыми, чтобы он мог быть не просто человеком, который приносит лекарства или продукты, а который, одновременно общаясь с одиноким человеком, в определённой степени заменяет ему семью. Это уже совершенно другой уровень требований к качеству социальных работников. При анализе всех обращений, поступающих в комиссию по социальным взаимоотношениям, в адрес социального работника несравненно меньше жалоб и нареканий, нежели на других работников социальной сферы. Возможно, просто произошел естественный отбор: если в 90-е годы люди вынуждены были идти в эту сферу из-за проблем с заработком, то сейчас изменился подход в качестве работников. Да и повышение уровня оплаты этих работников позволяет вести отбор из желающих. Безусловно, за эти годы изменились по своей материальной насыщенности учреждения Департамента соцзащиты: если посмотреть, какие дома для престарелых или детские приюты были раньше, то на сегодняшний день можно с полной ответственностью заявить о том, что большинство условий, в которых живут пожилые люди в семьях с невысоким доходом, уступают тому, как эти люди живут в государственных учреждениях.

Глава 1. Современные подходы к повышению  профессионализма специалистов по социальной работе.

1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности.

Проблема  подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена  современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

В 90-х годах  в России профессия «социальная  работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной               деятельности.

Профессиональная  подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:

  • учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
  • среднего  профессионального образования (училище, колледж и       другие);
  • высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее  время принят государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования, разработаны учебные  планы, учебные программы отдельных  курсов. Однако сложность в недостаточном  объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

Профессиональные  знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость  знания законодательства и основ  социально-педагогической деятельности.

Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., (5) специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

  • Внимание, стремление понять позицию других;
  • Дружелюбие, общительность;
  • Способность стать лидером;
  • Вежливость, обходительность;
  • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
  • Жизнерадостность;
  • Толерантность, упорство;
  • Большое чувство ответственности;
  • Способность выполнить работу полную разнообразия;
  • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
  • Способность взаимодействовать со специалистами;
  • Тщательность действий;
  • Аккуратность и последовательность в работе;
  • Способность к планированию своего будущего;
  • Способность к устным высказываниям;
  • Хорошая память, способность обучать других;
  • Умение заботится о других;
  • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

Среди факторов и условий, имеющих значение для  выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие(6):

В числе отрицательных  сторон:

  • Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
  • Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
  • Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и  положительные стороны этой работы:

  • Многообразие возможных мест работы;
  • Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
  • Возможность коммуникативного общения;
  • Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности «социальная  работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие  специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы» (7).

Вышеизложенное показывает, что:

  1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
  2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
  3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
  4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

Социальная работа не сводится к  традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника. (3; 41)

Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости (3, 42).

Информация о работе Повышение профессиональной компетенции специалистов по социальной работе в системе социальной защиты населения