Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа
Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 7
1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности 8
1.2 Подходы к повышению профессионализма работников 14
1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите. 21
Глава 2. Анализ опыта по повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 29
2.1. Современные направления работы по повышению профессионализма кадров. 29
2.2. Пути совершенствования профессионализма специалистов по социальной работе 45
Заключение 48
Список используемых источников 50
Оглавление
Актуальность темы исследования. Социальная работа как мультидисциплинарный вид профессиональной деятельности находится в постоянной эволюции и нуждается в инновациях.
Современная социальная работа распространена в различных направлениях – социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная система и правоохранительная деятельность, благотворительность, молодежная политика и т.д.
Социальная работа требует от специалистов, занятых в этой профессии большого объема знаний и профессиональных навыков и умений.
Вполне естественно, что встает вопрос о границах компетенции специалиста по социальной работе, о его профессиональных качествах, повышении образования и появлении новых функций и ролей.
Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами. Профессиональная компетентность специалиста социальной работы, задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Необходимость повышения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе обусловлена динамично изменяющимся обществом, предъявляющим все новые требования к представителям данной работы.
На протяжении истории своего развития, социальная работа осваивала все новые сферы влияния. И это требовало новых знаний и повышения квалификации от специалистов социальных служб.
Объект исследования – профессиональная компетентность специалиста по социальной работе.
Предмет исследования – повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.
Цель исследования – раскрыть пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
Проработанность проблемы. Надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе.
Информацию о проблеме профессиональной компетентности можно найти в научной и учебной литературе по социальной работе.
Процесс профессионального развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут: подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность; разработана обобщенная прогностическая модель профессионального развития социального работника.
В качестве специальной методологии исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональному образованию.
Теоретическая база исследования сложилась из теории личности и мотивации (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Б.А.Сосновский, и др.), теории индивидуальности личности, ее персонализации в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.П.Буева, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский и др.), теории деятельности и ев субъекта (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.А.Климов, А.Ф.Лазур-ский, В.С.Мерлин, Н.Н.Нечаев, Н.Ф.Талызина, Б.М.Теплов, В.Д.Шад-риков, Д.Б.Эльконин и др.), теории педагогического образования (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, И.Ф. Исаев, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Левина, В.А.Сластенин, А.Ф.Спирин, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая, Т.И.Шамова, Е.Н. Шиянов, А.И.Щербаков, И.С.Якиманская, В.А. Якунин и др.), а также акмеологиче-ских концепций (И.Д.Багаева, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.).
В работах таких авторов как М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника.
Поэтому эта проблема является предметом дальнейшего изучения.
В России за последние годы отрасль социальной защиты населения стала полнокровной. В каждом городе есть управление, из которого каждый гражданин может узнать всё необходимое по всем нормативным документам - и про качество пенсионного обслуживания, и про добавки к пенсиям, и про меры социальной поддержки. В каждом городе есть Центры социального обслуживания, где определённые категории людей могут реально получить возможность иметь второй дом, куда можно прийти со своими невзгодами, пообщаться со своими коллегами, получить квалифицированную юридическую и психологическую помощь.
Очень сильно изменилась
сама городская служба
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:
В настоящее
время принят государственный
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., (5) специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие(6):
В числе отрицательных сторон:
Есть и положительные стороны этой работы:
При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы» (7).
Вышеизложенное показывает, что:
Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника. (3; 41)
Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости (3, 42).